10RS0011-01-2019-016655-96
№ 2а-1015/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бдояна Армена к Военному комиссариату Республики Карелия, Призывной комиссии Петрозаводского городского округа, Призывной комиссии Республики Карелия о признании решения незаконным,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что призывной комиссией Петрозаводского городского округа принято решение о призыве административного истца на военную службу. Административный истец решение считает незаконным, указывая на то, что он страдает заболеванием – артериальная гипертензия 1-2 степени, спленомегалия. Простатит. Указанные заболевания не были учтены при принятии решения о категории годности истца к военной службе, истец не был направлен на дополнительное медицинское обследование. Истец был лишен возможности пройти обязательные диагностические исследования. Бдоян А. просит признать решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа незаконным.
Определением судьи к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат Республики Карелия, Призывная комиссия Республики Карелия.
В судебном заседании Бдоян А. заявленные требования поддержал, пояснил, что повестка на медицинскую комиссию была вручена без учета времени для прохождения обязательных диагностических исследований, в результате решение о призыве было принято без учета результатов обязательных диагностических исследований.
Представитель административного ответчика Военный комиссариат Республики Карелия Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, пояснила, что не может опровергнуть факт незаблаговременного вручения истцу повестки на призывные мероприятия, указала на наличие возможности пройти обязательные диагностические исследования в день прохождения медкомиссии, и отказ истца воспользоваться такой возможностью. Решение о призыве истца в вооруженные силу отменено.
Соответчики в суд представителей не направили, о рассмотрении дела извещены.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту – ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 14 Положения №565 до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. N 533 "Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,..." в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Бдоян А. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводск с 10.02.2017, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Категория годности при первоначальной постановке на воинский учет установлена «Г» (временно не годен к военной службе).
По пояснениям истца, ничем объективно не опровергнутым, 12.12.2020 года (в субботу) истец получил повестку на медицинское освидетельствование на 14.12.2020 года (понедельник). Незаблаговременное вручение истцу направлений для прохождения обязательных диагностических исследований повлекло для истца невозможность пройти указанные выше обязательные исследования и представить их результаты на призывную комиссию.
Данных о прохождении обязательных диагностических исследований в день прохождения медкомиссии не представлено.
В рамках медицинского освидетельствования Бдоян А. озвучил жалобы на состояние здоровья, которые были отражены в листе медицинского освидетельствования. 14.12.2020 года на заседании призывной комиссии с учетом поступивших жалоб на состояние здоровья административному истцу установлена категория годности к военной службе «Б3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями), на основании ст.47Б, ст.13Е графы I расписания болезней, решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 14.12.2020 года административный истец призван на военную службу,
Решением призывной комиссии Республики Карелия от 30.11.2020 отменено решение от 14.12.2020 о призыве истца на военную службу в связи с окончанием призыва.
Само по себе оспариваемое решение о призыве вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распоряжением Главы Республики Карелия от 29.09.2020 №593-р.
Вместе с тем доводы иска о том, что призывная комиссия при определении категории годности истца к прохождению военной службы не учла состояние его здоровья нашли подтверждение в судебном заседании, поскольку по делу установлено, что решение об установлении категории годности в нарушение приведенных выше норм права было принято в отсутствие данных о результатах обязательных диагностических исследований.
Согласно статье 227 КАС РФрешение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена, поскольку к моменту рассмотрения иска оспариваемое решение отменено и перестало нарушать права административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу о отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177,178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 18.01.2021 года