Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-52/2021 (2а-535/2020;) ~ М-536/2020 от 18.12.2020

                                                                                  Дело №2а-52/2021(№ 2а-535/2020)

                                                                                  УИД 28RS0013-01-2020-000865-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Поярково                                                                                            28 января 2021 года

Судья Михайловского районного суда Амурской области Ершова К.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по платежам в бюджет и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Жихареву В.Н. о взыскании задолженности по пени на недоимку по транспортному налогу и земельному налогу. В обоснование требований административный истец указал, что согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке ст. 85 НК РФ, административный ответчик в 2017 году владел на праве собственности транспортными средствами <данные изъяты>, 1992 г.в., гос. рег. знак , дата регистрации права 26.04.2012; <данные изъяты>, 1994 г.в., гос. рег. знак , дата регистрации права 26.04.2011; <данные изъяты>, 1990 г.в., гос. рег. знак , дата регистрации права 14.02.2017, дата утраты права 20.03.2018, и, следовательно, в силу ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога. Кроме того, административный ответчик в 2014 году владел долями в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенными в Михайловском районе Амурской области, дата регистрации права 03.11.1994 и, следовательно, в силу ст. 388 НК РФ является плательщиком транспортного налога. Исчислив сумму налога, налоговый орган направил в адрес Жихарева В.Н. налоговое уведомление от 22.08.2018, в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налогов в установленный в уведомлении срок. Поскольку в установленный срок ответчик указанные в налоговом уведомлении сумму налога в полном объеме не уплатил, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 года в размере 3756 руб. (уплаченному самостоятельно за пределами установленного срока) была исчислена пеня в сумме 19,00 руб.; на недоимку по земельному налогу за 2014 г. размере 1298,31 руб. (взыскана по судебному приказу №2а-358/2016 от 14.06.2016) начислены пени в сумме 353,96 руб. Впоследствии налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требование от 11.11.2016, от 03.04.2019, от 10.07.2019, в которых сообщалось о наличии у него задолженности. Однако налогоплательщик не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, не уплатив в бюджет имеющуюся задолженность. Определением мирового судьи 26.05.2020 в принятии заявления о вынесении судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций было отказано. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм пеней по транспортному налогу – 19,00 руб., и пеней по земельному налогу - 353,96 руб., которые налоговый орган и просит взыскать с административного ответчика, одновременно ходатайствуя о восстановлении срока на обращение в суд с указанными требованиями.

    Поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям взыскиваемая с Жихарева В.Н. не превышает двадцать тысяч рублей, суд, руководствуясь п.п. 3 п. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, назначил настоящее административное дело к рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства.

    В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    Положениями ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) предусмотрено взыскание налоговым органом, направившим требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов задолженности по налогам, сборам, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем в случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган). Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

    Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

    Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

    Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

    В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

    Из материалов дела следует, что определением мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 26.05.2020 в принятии заявления налогового органа о взыскании с Жихарева В.Н. недоимки и пени по налогам отказано.

    Срок исполнения самого раннего требования №3164 от 11.11.2016 об уплате задолженности по налогам и пени был установлен налоговым органом до 20.12.2016.

    Настоящее административное исковое заявление административным истцом подано в Михайловский районный суд Амурской области 16.12.2020, то есть по истечении срока (не позднее 20.06.2020) обращения в суд с соответствующими требованиями.

    В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу настоящего административного иска, налоговый орган в качестве уважительности причин пропуска срока указал на реализацию права на взыскание указанных платежей в бюджет в порядке приказанного производства, и на состоявшийся отказ мирового судьи в принятии заявления о вынесении соответствующего судебного приказа в отношении Жихарева В.Н., последующее обжалование определения мирового судьи, и как следствие, недостаточности срока на подготовку мотивированного административного иска и направление его в установленный срок в адрес суда.

    Изучив доводы, изложенные административным истцом в ходатайстве о восстановлении процессуального срока, в обоснование уважительности причин его пропуска, исследовав приложенные к ходатайству письменные доказательства, свидетельствующие о соблюдении налоговым органом срока, установленного ст. 48 НК РФ, для обращения с заявлением о взыскании с должника Жихарева В.Н. задолженности по платежам в бюджет в порядке приказного производства, вынесение мировым судьей 26.05.2020 определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, что и явилась причиной пропуска процессуального срока на обращение в суд в порядке искового производства, поэтому, учитывая, что право на обращение с настоящим административным иском налоговый орган реализовал в течение незначительного промежутка времени после истечения процессуального срока, суд полагает признать причину пропуска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области на подачу настоящего административного иска уважительной, тем самым, восстановив налоговому органу срок на его подачу.

Исследовав письменные материалы дела, судья находит требования административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области, обращённые к Жихареву В.Н. подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующих установленных обстоятельств.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений статей 357, 358 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абз.3 п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из сведений, представленным налоговым органом, Жихарев В.Н. в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 значился собственником транспортных средств: <данные изъяты>, 1992 г.в., гос. рег. знак , дата регистрации права 26.04.2012; <данные изъяты>, 1994 г.в., гос. рег. знак , дата регистрации права 26.04.2011; <данные изъяты>, 1990 г.в., гос. рег. знак , дата регистрации права 14.02.2017, дата утраты права 20.03.2018, и, следовательно, плательщиком транспортного налога.

Как следует из положений ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно сведениям, представленным налоговым органом, административный ответчик с 01.01.2014 по 31.12.2014 владел долями в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 28:18:21200:1, 28:18:021207:13, расположенными в Михайловском районе Амурской области, дата регистрации права 03.11.1994.

      В силу требований ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

    Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Часть 1 ст. 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    11.11.2016, 03.04.2019, 10.07.2019 Жихареву В.Н. направлены требования №, 9772, 8197, в т.ч., об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному и земельному налогам.

    Кроме того, налоговым органом предприняты меры ко взысканию недоимки по земельному налогу за 2014 год в порядке приказного производства (судебный приказ №2а-538/2016 от 14.06.2016). В то время, как транспортный налог за 2017 год по сроку уплаты до 03.12.2018 уплачен ответчиком самостоятельно с нарушением установленных сроков (24.12.2018).

    Неисполнение данных требований явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

    В соответствии со статьей 75 НК РФ нарушение срока уплаты налога является основанием для начисления пени. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

    Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В обоснование требования о взыскании пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год и земельному налогу за 2014 год, административным истцом представлены требования от 11.11.2016, от 03.04.2019, от 10.07.2019, а также расчеты пени, из которых следует, что поскольку, выставленные к уплате Жихареву В.Н. транспортный налог за 2017 г. в размере 3756 руб. и земельный налог за 2014 г. в размере 1298,31 руб. в установленный срок в бюджет уплачены не были, на сумму недоимки по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 с 04.12.2018 по 23.12.2018 начислены пени в сумме 19,00 руб., на сумму недоимки по земельному налогу по сроку уплаты до 01.10.2015 с 01.12.2015 по 09.07.2019 начислены пени в сумме 347,02 руб.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по транспортному налогу и земельному налогу в установленный законодательством срок, ответчик в ходе судебного разбирательства по делу суду не представил.

В связи с указанными обстоятельствами, проверив представленные налоговым органом расчет пени, суд полагает признать его арифметически обоснованным именно в части вышеуказанных сумм пеней (19 руб. по транспортному налогу и 347,02 руб. по земельному налогу), в то же время приходит к выводу, что требование налогового органа о взыскании пени по земельному налогу за 2014 г. в заявленной сумме – 353,96 руб., начисленной на вышеуказанную недоимку не подлежит удовлетворению, поскольку данная сумма не подтверждена допустимым расчётом пени за более продолжительные периоды действия недоимки.

    Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе направления налогоплательщику требования об уплате пени, административным истцом соблюден.

    Поскольку материалами дела подтверждаются доводы административного истца о нарушении сроков уплаты налогов, то настоящий административный иск подлежит удовлетворению в соответствующей его части.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ МИФНС России № 6 в Амурской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска.

В случае если истец освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований (п. 8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика Жихарева В.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход федерального бюджета.

Доказательств, подтверждающих основания для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины, суду не представлено.

Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Амурской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>:

- пени по транспортному налогу на недоимку 2017 г. в сумме 19 (девятнадцать) рублей 16 копеек и по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, на недоимку за 2014 г. в сумме 347 (триста сорок семь) 02 копейки.

    Перечисления производить по реквизитам: получатель УФК МФ РФ по Амурской области (МИ ФНС РФ № 6 по Амурской области), ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, № р/с 40101810000000010003, БИК: 041012001, код ОКТМО 10635440, КБК 18210604012022100110 (пеня по транспортному налогу), КБК 18210606043102100110 (пеня по земельному налогу).

    Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                                                                 К.В. Ершова

2а-52/2021 (2а-535/2020;) ~ М-536/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Амурской области
Ответчики
Жихарев Виталий Николаевич
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация административного искового заявления
18.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
28.01.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
28.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее