Дело № 33-10397/14
Судья Гачегова Е.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь
19 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю. судей Рубан О.Н., Мехоношиной Д.В., при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 июля 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Каретниковой В.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок удовлетворить.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Каретниковой В.В. земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Каретникова Е.В., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Каретниковой В.В., обратилась в суд с иском о возложении на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности предоставить земельный участок под строительство индивидуального жилья. В обоснование заявленных требований Каретникова Е.В. указала, что ее дочь является инвалидом, семья нуждается в улучшении жилищных условий. Истица 24.09.2010 года обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилья на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ. В 2010 году ответчиком отказано в предоставлении Каретниковой Е.В. земельного участка, так как администрация города разрабатывает порядок предоставления на территории г. Перми земельных участков гражданам, имеющим право на льготное приобретение земельных участков. Истица 28.09.2012 г. повторно обратилась к ответчику. В предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на несовершенство действующего земельного законодательства.
Истец Каретникова В.В. на момент рассмотрения дела достигла совершеннолетия, в связи с чем самостоятельно представляла свои интересы в суде первой инстанции.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, указывая, что отсутствует порядок предоставления земельных участков для данной категории граждан. Истцом не представлено документов, подтверждающих отсутствие у него и (или) членов его семьи каких-либо объектов недвижимости, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности. При обращении в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка Каретниковой Е.В. не представлены документы, подтверждающие нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий. Семья Каретниковых не поставлена на жилищный учет в органе местного самоуправления. Земельные участки предоставляются гражданам в заявительном порядке в установленном порядке. Формирование земельного участка должно производиться за счет истца. Истец не указывает конкретный земельный участок. Таким образом, не соблюдена процедура предоставления земельного участка, предусмотренная Земельным кодексом РФ. Истец не обладает правом на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленным ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что Каретникова В.В. является инвалидом третьей группы, что подтверждено справкой МСЭ-2013 № 1368247 от 23.04.2014 года (л.д. 25).
Законный представитель Каретниковой В.В. - Каретникова Е.В. в 2010 и 2012 годах обращалась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Письмом от 24.09.2010 г. № И-21-01-09-17765 и письмом от 28.09.2012 г. № И-21-01-09-17940 Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в предоставлении Каретниковой В.В. земельного участка.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Каретникова В.В., Каретникова Е.В. в приватизации жилых помещений не участвовали; совместно с К., Г. зарегистрированы по месту жительства по адресу: ****, в квартире, общей площадью 32,4 кв.м., где им принадлежит по 1/4 доле. Иными жилыми помещениями семья истицы не обеспечена (л.д. 8-9, 11-12, 19-22, 24, 27-33, 54, 56-57).
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что Каретникова В.В. является инвалидом третьей группы, нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, следовательно, имеет право на получение земельного участка для улучшения жилищных условий.
Доводы Департамента земельных отношений, изложенные в данных истцу ответах, и в апелляционной жалобе, основанные на том, что реализация абз. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» невозможна, поскольку порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не установлен, несостоятельны, и обоснованно отклонены судом. Реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона.
В силу абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как следует из положений пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявлений гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам сторон судом дана надлежащая правовая оценка. В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Из материалов дела следует, что ответчик не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его возражения по иску, а также доводы апелляционной жалобы. Ответчиком не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отчуждении истцом в течение последних пяти лет каких-либо жилых помещений, поэтому оснований полагать, что истец намеренно произвел ухудшение своих жилищных условий, у суда не имелось. Вместе с тем, нуждаемость Каретниковой Е.В. в улучшении жилищных условий судом установлена. Непредставление истцом в Департамент земельных отношений администрации г. Перми документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, не является основанием для отказа в иске, так как не лишает его права на получение земельного участка.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Каретникова В.В. не состоит на жилищном учете в органе местного самоуправления, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Семья Каретниковой Е.В. состоит на жилищном учете в едином общегородском списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18.08.2003 года. По состоянию на 26.06.2014 г. номер очереди по списку семей, имеющих инвалидов - 1331 (л.д. 58).
Доводы ответчика о бремени расходов на формирование земельного участка, о том, что истец не указывает конкретный земельный участок, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции. Законом не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка. Иные вопросы, связанные с предоставлением истцу определенного земельного участка, не были предметом рассмотрения.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамент земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: