Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 января 2013 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в порядке очередности в список №2 для предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья
У С Т А Н О В И Л:
И. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в порядке очередности в список №2 для предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является государственным гражданским служащим ЯНАО, его стаж работы свыше 25 лет, своим правом на получение жилищной субсидии он никогда не пользовался. ДД.ММ.ГГГГ между им и ОАО «Ямальская ипотечная компания» заключен кредитный договор на сумму 2 099 000 рублей под 11% годовых для приобретения квартиры, по адресу: ЯНАО <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по ЯНАО ему на указанную квартиру было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, внесены ограничения ипотека в силу закона. 28.11.2011 года им как государственным гражданским служащим в соответствии с Постановлением Администрации ЯНАО от 11.05.2006 года №222-А, которым было утверждено положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим ЯНАО и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти ЯНАО, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья на территории ЯНАО, в департамент Строительства и жилищной политики ЯНАО о включении его в список №2 для предоставления в порядке очередности жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в пределах автономного округа г. Салехард. Он не является собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членов семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, его стаж государственной гражданской службы свыше 5 лет, в настоящее время свыше 25 лет, поданные им документы полностью соответствовал требованиям, предъявляемым для получения жилищной субсидии. ДД.ММ.ГГГГ им в адрес ответчика дополнительно была предоставлена справка с места работы, а также справка из ОАО «Ямальская ипотечная компания» об остатке ссудной задолженности. ДД.ММ.ГГГГ решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий государственным гражданским служащим ЯНАО ему было отказано в постановке его и его семьи в список №2 для получения жилищной субсидии, мотивированное тем, что не соответствием требованиям, указанным в п.п. «в» п.1.3 Положения, отсутствие в положении заявленного направления использования жилищной субсидии. Считает данный отказ неправомерным и просил в восстановлении его в порядке очередности в список №2 для предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья.
Истец И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным им в исковом заявлении. Также подал заявление и просил его удовлетворить, что в случае удовлетворения его исковых требований, обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Ч., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным им в возражениях на исковое заявление. В возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что Постановлением Администрации ЯНАО от 11.05.2006 года №222-А, было утверждено положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим ЯНАО и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти ЯНАО, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья на территории ЯНАО, в соответствии п.1.3. указаны цели на которые может быть направлена жилищная субсидия, которая расширенному толкованию не подлежит. При рассмотрения заявления И. ДД.ММ.ГГГГ на заседании окружной комиссии учетного дела выявлено, что И. подал заявление на получение жилищной субсидии на погашение задолженности по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение жилого помещения, находящегося по строительному адресу: Многоквартирный жилой дом по <адрес>» путем участия в жилищно-строительном кооперативе по договору оплаты пая, заключенного между ЖСК «Помоги себе сам» и И. В п.п. «в» п.1.3. Положения не предусмотрено направление использования жилищной субсидии на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам или займам, предоставляем юридическим лицом, которые используются для оплаты по договору оплаты пая, заключенного с ЖСК, в связи с чем И. окружной комиссией было отказано во включении в список №2. Утснаолвение иных условий и порядка использования жилищных субсидий, является прерогативой законодателя, в связи с чем считал требования истца не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ст.40 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Администрации ЯНАО от 11.05.2006 N 222-А действовавшем на момент рассмотрен заявления И. его заявления от 22.11.2011 года о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии, утверждено " Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья".
Из материалов учетного дела следует, что 22.11.2011 года И. в адрес Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО как государственным гражданским служащим было подано заявление о включении его в список №2 для предоставления в порядке очередности жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в пределах автономного округа г. Салехард. К заявлению им был приложен договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Ямальская ипотечная компания» и И. о предоставлении ему займа в сумме 2 099 000 рублей под 11% годовых со сроком возврата ДД.ММ.ГГГГ для целей приобретения И. в собственность жилого помещения по строительному адресу: Многоквартирный жилой дом по <адрес> в г. Салехард, состоящего из двух комнат, стоимостью 3 149 000 путем участия в жилищно-строительном кооперативе по Договору оплаты мая, заключенного между ЖСК «Помоги себе сам» и И. на себя и члена своей семьи дочери И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из справки Департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной И. к заявлению на выдачу ему жилищной субсидии, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает в должности "должность" г. Салехард. Общий стаж государственной гражданской службы по состоянию на 07.11.2011 года составляет 25 лет 3 месяца 19 дней.
И. также при подаче заявления о предоставлении ему жилищной субсидии была предоставлена справка ОАО «Ямальская ипотечная компания» об остатке ссудной задолженности по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также И. к заявлению о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии были приложены копия его паспорта, копии свидетельств о рождении его детей, решение мирового судьи от 04.04.2011 года о расторжении брака, свидетельство о расторжении брака, справка о регистрации по месту жительства, договор найма служебного жилого помещении № от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО г. Салехарда и бывшей супругой И. – И., выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении И. и членов его семьи, справка о неимении в собственности жилых помещений из ГУП ЯНАО «ОЦТИ» в отношении И. и членов его семьи, страховое свидетельство пенсионного страхования, учредительные документы, сведений из федеральной налоговой службы, реестр пайщиков ЖСК «Помоги себе сам»., протокол общего собрания членов ЖСК «Помоги себе сам» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии в его члены И. путем внесения им пая в размере стоимости приобретаемой им квартиры в общей сумме 3 149 000 рублей, договор о сотрудничестве между ЖСК «Помоги себе сам» и ООО «Мираж» на строительство квартиры И., согласно размера вносимого им пая.
ДД.ММ.ГГГГ И. в дополнение к указанным выше документам предоставлены справка по месту его работы из Департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной И. к заявлению на выдачу ему жилищной субсидии о стаже его государственной гражданской службы по состоянию на 26.11.2012 года – 26 лет 4 месяца, справка о ссудной задолженности на ДД.ММ.ГГГГ по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ из ОАО «Ямальская ипотечная компания»», свидетельство о государственной регистрации права собственности на <адрес> в г. Салехарде за И. и зарегистрированных в отношении данного объекта недвижимости ограничений (обременений) права в виде ипотеки в силу закона.
Из указанного выше перечня документов следует, что И. предоставлен полный пакет документов в соответствии с требованиями п.4.1. и 4.1.1., определенными в IV Разделе Положения о порядке предоставления жилищных субсидий из которых следует, что И. соответствует условиям предоставления жилищной субсидии, определенных во II Разделе Положения о порядке предоставления жилищных субсидий.
П.1.3. Положения о порядке предоставления жилищных субсидий определяет цели, для которых предоставляется жилищная субсидия. В частности п.п. «в» п.1.3. в редакции постановления Правительства ЯНАО от 03.04.2012 N 252-П определяет, что жилищная субсидия используется на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, которые направлены заемщиком на оплату договора купли-продажи жилого помещения на территории автономного округа или за его пределами, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (далее - договор участия в долевом строительстве) или договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, заключенного с физическим лицом, за исключением иных процентов, комиссий, штрафов и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Данная редакция п.п. «в» п.1.3.. Положения о порядке предоставления жилищных субсидий распространяла действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Вместе с тем правоотношения между И. и ответчиком возникли до 01.01.2012 года, поскольку заявление И. о предоставлении ему как государственному гражданскому служащему ЯНАО жилищной субсидии было им подано 28.11.2011 года.
Ст.4 ГК РФ определяет, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, для всех отраслей права принципе недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан (Постановление от 24 октября 1996 года N 17-П и др.).
Из указанного выше следует, что в отношении И. должны действовать и применяться Положения о порядке предоставления жилищных субсидий в предыдущей редакции Постановлений Правительства ЯНАО от 26.09.2011 N 660-П, от 15.11.2011 N 820-П, п.п. «в» п.1.3. Положения о порядке предоставления жилищных субсидий действовавший в момент подачи И. заявления в частности указывал, что жилищная субсидия может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, средства которых направлены на приобретение (строительство) квартиры на территории автономного округа либо за его пределами, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Из указанного выше следует, что И. имел право использовать получение жилищной субсидии для использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по займу потраченного им для приобретения (строительства) жилья в Ямало-Ненецком автономном округе в г. Салехарде путем внесения пая в жилищно-строительный кооператив.
Кроме этого по своей правовой природе участие граждан реализации их права на приобретение жилого помещений путем вступления в жилищно-строительный кооператив внесением паевого взноса в размере стоимости приобретаемого им жилого помещения и участия граждан в реализации их права на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного взноса путем внесения доли в размере стоимости строящегося и приобретаемого жилого помещения идентичны. Данный вывод также подтверждается положениями ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" которая указывает, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении жилищной субсидии государственным гражданским служащим только на том основании, что они использовали заемные денежные средства для внесения пая в жилищно-строительный кооператив, а не для договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома является неправомерным, поскольку привлекаемые в обоих случаях денежные средства регулируются одним и тем же указанным выше законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ЖК РФ, по своей правовой природе идентичны и ставят государственных гражданских служащих, реализовавших свое право на приобретение жилого помещения в собственность путем внесения пая в жилищно-строительный кооператив в неравное положение с государственными гражданскими служащими, реализовавшими свое право на приобретение жилого помещения в собственность путем заключения договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома.
При установленных судом обстоятельствах исковые требования И. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в порядке очередности в список №2 для предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья подлежат удовлетворению и он подлежит включению в список №2 государственных гражданских служащих, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа либо за его пределами в составе семьи с момента подачи им заявления с 28.11.2011 года, а также ему в порядке очередности подлежит выдаче субсидию для приобретения (строительства) жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Требования И. в части обращения решения к немедленному исполнению не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с положениями ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Сведений о том, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования И. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в порядке очередности в список №2 для предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, удовлетворить.
Признать незаконным решение окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным служащим Ямало-Ненецкого автономного округа (протокол №2 от 03 декабря 2012 года) об отказе во включении в список №2 государственных гражданских служащих, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа либо за его пределами И. в составе семьи.
Обязать окружную комиссию по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным служащим Ямало-Ненецкого автономного округа включить в список №2 государственных гражданских служащих, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа либо за его пределами И. в составе семьи с момента подачи им заявления с 28.11.2011 года.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить государственному гражданскому служащему И. в составе семьи в порядке очередности субсидию для приобретения (строительства) жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 января 2013 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков