РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре: Кравцовой Д.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-719/2016 по исковому заявлению ФИО2 к Управлению жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард о признании права на получение социальных выплат в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П, возложении обязанности включить в список молодых семей-претендентов окружной подпрограммы на получение социальных выплат в 2017 году,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Салехардский городской суд с исковым заявлением к Управлению жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард о признании права на получение социальных выплат в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П, возложении обязанности включить в список молодых семей-претендентов окружной подпрограммы на получение социальных выплат в 2017 году по дате подачи заявления. В обоснование исковых требований указала, что решением Администрации МО г. Салехард от 15.02.2016 года № 67-У истцу отказано по п.п. "а", "б" п. 2.7 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П – непризнание семьи нуждающейся в жилых помещениях. Основанием для принятия такого решения послужила регистрация по постоянному месту жительства членов семьи Касьяновой С.И. на дату заключения договора купли-продажи квартира от 26.12.2013 года по разным адресам: <адрес>, общей площадью 35,6 кв.м., зарегистрировано 3 человека (жилое помещение предоставлено по договору социального найма; <адрес>, общей площадью 46,10 кв.м., зарегистрировано 2 человека (квартира принадлежит на праве собственности ФИО4). Следовательно, на одного члена семьи приходится 16,34 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную в <адрес>. Кроме того, истцом не представлены правоустанавливающие документы на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также документы, удостоверяющие личность собственника данного жилого помещения. ФИО2, считая, что принятым решением об отказе в признании семьи ФИО11 участником подпрограммы ответчиком нарушены права и законные интересы истцов, указывает, что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит ее бывшему супругу на праве собственности, на которое она и ее дети не претендуют, в нем фактически не проживают.
Истец в судебном заседании поддерживала исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью ее бывшего супруга ФИО9, приобретена им до брака, в жилом помещении проживает его новая семья, дети проживают с истцом в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности. Бывший супруг не является ей и ее детям членом семьи, поэтому площадь его жилого помещения не должна учитываться при определении нуждаемости.
Представитель ответчика Пропащев Е.В, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что органы местного самоуправления руководствуются Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П, которым урегулирован порядок определения нуждаемости с учетом площади всех жилых помещений и площадь квартиры бывшего супруга подлежит учету, поскольку в данном жилом помещении зарегистрирован сын истца.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 подала заявление в Администрацию МО г. Салехард о признании за ними права на получение социальных выплат в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П, и включении в список молодых семей-претендентов окружной подпрограммы на получение социальных выплат в 2017 году.
Решением от 15.02.2016 года семья ФИО11 на основании п.п. "а", "б" п. 2.7 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П не признана участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» в 2017 году. Основанием для отказа является несоответствие требованиям п.п. «г» п. 1.3 Порядка (непризнание семьи нуждающейся в жилых помещениях) и представление документов не в полном объеме.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.01.2014 года ФИО2 принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м. (л.д. 29). Социальная выплата истцу необходима для погашения основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту, оформленному для приобретения названной квартиры.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения №-СН от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 22, общей площадью 35,6 кв.м., предоставлено ФИО6 (матери истца). В качестве членов семьи согласно договору в жилое помещение вселены истец ФИО2 и ФИО7 (муж нанимателя) (л.д. 47-50).
Дополнительным соглашением №-ДС от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма жилого помещения №-СН от ДД.ММ.ГГГГ в данное жилое помещение в качестве члена семьи вселен сын истца ФИО8, 2008 года рождения (л.д. 51).
ФИО2 и ФИО8, зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес> (л.д. 60).
ФИО9, 2008 года рождения (сын истца) зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 52, 60)
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшееся (имеющееся) у него объекты недвижимого имущества жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м., принадлежит на праве собственности ФИО4 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Брак между ФИО2 и ФИО4 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № судебного района города окружного значения Салехард ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ 1-ПК № (л.д. 46).
Решением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района города окружного значения Салехард ЯНАО от 02.03.2012 года место жительство несовершеннолетних детей определено с матерью ФИО2 (л.д. 71).
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 1,2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Согласно п.п. 2 п. 1.5.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П (далее – Порядок), молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 4,5 ст. 50 ЖК РФ).
Решением Городской думы МО г. Салехард от 15.11.2005 года № 34 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (п. 1 Решения).
Согласно п. 2.7 п.п. «а» Порядка снованиями для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 1.3 настоящего Порядка, куда входит непризнание семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Отказывая в признании семьи ФИО11 участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» окружной досрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Администрация МО <адрес>, исходила из общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ФИО4 (46,10 кв.м.) и жилого помещения, предоставленного ФИО6 по договору социального найма (35,6 кв.м.), таким образом, на каждого члена семьи приходилось 81,7 кв.м. / 5 членов семьи = 16,34 кв.м.
Тогда как, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения жилое помещение, принадлежащее на праве собственности бывшему супругу ФИО4, учету не подлежит, поскольку он не является членом семьи истца, так как с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ обязательным условием для признания гражданина членом семьи является его совместное проживание с собственником жилья. Факт регистрации несовершеннолетнего сына истца в жилом помещении ФИО4 при фактическом проживании ребенка с матерью по иному адресу не имеет правового значения при рассмотрении данного гражданского дела.
С учетом изложенного, у истца отсутствовали правовые основания для предоставления в Управление жилищной политики Администрации МО <адрес> при обращении с заявлением о включении в список правоустанавливающих документов на жилое помещение ФИО4 и документов, удостоверяющих его личность, а у Администрации МО <адрес> не имелось оснований отказывать по данному основанию.
Материалами дела установлено, что молодая семья ФИО11 состоит из 3 человек, следовательно общая доли площади учитываемых жилых помещений составляет 35,6 кв.м., таким образом на одного члена семьи приходиться 11,8 кв.м., что менее учетной нормы, следовательно, данная семья является нуждающейся в жилых помещениях.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований или возражений.
Анализируя изложенное, суд находит доводы представителя ответчика по делу не состоятельными, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение заместителя начальника управления жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард от 15.02.2016 года № 67-у о не признании семьи ФИО2 участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Возложить на Управление жилищной политики Администрации муниципального образования <адрес> обязанность при формировании списка молодых семей-участников Подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" в 2017 году, включить семью ФИО2 в список участников данной Подпрограммы с даты подачи заявления 26.01.2016 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Копия верна: судья /подпись/
Председательствующий К.В. Лисиенков