УЛ Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Самылина О.П. Дело № 33а-1127/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 30 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2020 года по делу № 2а-4596/2020, по которому постановлено:
административные исковые требования областного
государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог
Ульяновской области» к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения
судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Наталье
Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской
области об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить
размер исполнительского сбора, взысканного с областного государственного
казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»
постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных
приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Натальей
Анатольевной от 23 октября 2020 года
о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №
951/20/73017-ИП, возбужденного 17.01.2020 года, на сумму 12 500 рублей до
размера 37 500 рублей.
В
удовлетворении административных исковых требований в большем размере отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия
установила:
областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») обратилось в суд с административным исковым заявлением к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование требований указало, что 23.10.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа о производстве ремонтно-строительных работ межмуниципальной дороги «Старые Маклауши – п.Труд» по исполнительному производству № 951/20/73017-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в размере 50 000 руб., которое поступило в адрес учреждения 28.10.2020 года.
Данное постановление считает необоснованным, поскольку у должника отсутствует возможность исполнить решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10.07.2019 в один строительный сезон 2020 года.
Вместе с тем решение суда частично исполнено и в настоящий момент продолжает исполняться, исполнительное производство о разработке проектного решения окончено, в материалы производства судебным приставам предоставлены предварительная ведомость объемов работ и локальная смета стоимости работ, которые в установленном Законом № 44-ФЗ пройдут процедуру электронного аукциона с целью заключения контракта на выполнение работ по ремонту автодороги.
Принимая во внимание, что до августа 2020 года был объявлен режим повышенной готовности (перевод сопутствующих организаций на удаленную работу, введение временного ограничения посещения организаций, в том числе в составе Правительства Ульяновской области), сдача документов в профильное ведомство для проведения электронного аукциона оказалась затруднительной. По указанной причине принято решение перенести организацию мероприятия по ремонту автодороги на 2021 год.
До проведения ремонтных работ на автодороге осуществляются работы по содержанию проезжей части, обеспечивается проезд по автодороге.
Судом в качестве административных ответчиков привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошина Н.А., Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Барабанов В.А. МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФСП России по Ульяновской области освобождено от участия в деле в качестве административного ответчика.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» просит решение суда отменить, принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Также указывает, что выполнение работ по обустройству автодорог не может выполняться в зимний период, а до проведения ремонтных работ на автодороге осуществляется работа по содержанию проезжей части, обеспечивается проезд по автодороге.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п.7 ст.112).
При применении положений п. 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», как указано в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10.07.2019 на ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области возложены обязанности разработать проект ремонта (определить состав и виды дорожных работ: капитальный ремонт, ремонт и содержание) дорожного полотна межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши - п.Труд», идентификационный № 73 220 ОП МЗ Н-016, в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки).
Также на ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области возложена обязанность на основании проектного решения произвести ремонтно-строительные работы межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п.Труд», идентификационный № 73 220 ОП МЗ Н-016, в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки) в срок до 01.09.2020.
На основании исполнительных листов в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 17.01.2020 возбуждены исполнительные производства № 951/20/73017-ИП в отношении должника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о производстве на основании проектного решения ремонтно-строительных работ межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд» в срок до 01.09.2020 и № 952/20/73017-ИП по разработке проекта ремонта (определить состав и виды дорожных работ: капитальный ремонт, ремонт и содержание) дорожного полотна межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд».
В течение установленного срока решение суда не исполнено.
Определением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 02.10.2020 в удовлетворении заявления ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» об отсрочке исполнения решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10.07.2019 отказано.
Вследствие неисполнения требования исполнительного документа по исполнительному производству № 951/20/73017-ИП в установленный срок 23.10.2020 судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынес постановление о взыскании с должника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности частичного удовлетворения административного иска и снизил размер исполнительского сбора. В удовлетворении административного иска об освобождении от уплаты исполнительского сбора было отказано.
С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что с даты вступления решения суда в законную силу, возбуждения исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у должника имелось достаточно времени для исполнения решения суда, которое не исполнено до настоящего времени. Но должником доказательства уважительности причин неисполнения решения суда судебному приставу-исполнителю не было представлено, что дало ему законные основания для применения к должнику штрафной санкции - исполнительского сбора в рамках неоконченного исполнительного производства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы должником не представлено доказательств того, что исполнение судебного решения было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а сводятся к иной оценке доказательств и установленных судом фактических обстоятельств спора, отмены решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: