Дело № 2-134/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 17 сентября 2020 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Калининой О.Н.,
при секретаре Ирцовой М.Я.,
с участием:
заместителя прокурора Бердюжского района Тюменской области Кислова В.И.
представителя ИП Лоось Т.И. – Черемных И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем ремонта водовода и разводящей сети по ул. Рабочая с. Бердюжье, к ИП Лоось Т.И. о возложении обязанности организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем осуществления гидропневматической промывки и дезинфекции магистральных водоводов по ул. Юбилейная, Чкалова, Степная с. Бердюжье,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Бердюжского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем ремонта водовода и разводящей сети по ул. Рабочая с. Бердюжье, к ИП Лоось Т.И. о возложении обязанности организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем осуществления гидропневматической промывки и дезинфекции магистральных водоводов по ул. Юбилейная, Чкалова, Степная с. Бердюжье.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Бердюжского района проведена проверка исполнения законодательства органами местного самоуправления при реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в первую очередь, на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Обеспечение подачи воды в границах поселения в соответствии с гигиеническими нормативами должно быть организовано органом местного самоуправления, то есть администрацией поселения независимо от того, передавались или не передавались в установленном порядке в собственность администрации водные объекты, из которых производится подача населению питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды, более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с требованиями пункта 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно требованиям пункта 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений н многоквартирных домах и жилых домов») исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 31 Постановления № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества.
Проверкой установлено, что на балансе администрации Бердюжского муниципального района находится недвижимое имущество – объекты водоснабжения, в том числе 19 объектов водоснабжения с. Бердюжье, Бердюжского муниципального района.
Вышеуказанные объекты администрацией Бердюжского муниципального района переданы в аренду ИП Лоось Т.И. по договору аренды муниципального имущества от 29.06.2020 № 9.
ИП Лоось Т.И. выступает в качестве энергоснабжающей организации, которая обеспечивает подачу населению Бердюжского муниципального района питьевой и хозяйственной воды.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 договора аренды № 9 срок аренды составляет 11 месяцев и исчисляется с 29.06.2020, даты фактической передачи имущества, подписания акта приема-передачи имущества (приложение № 1).
В соответствии с условиями договора аренды № 9, ИП Лоось Т.И. передано муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры с оборудованием, необходимое для исполнения коммунальных услуг, в том числе водоснабжения.
Пунктами 3.2.2 и 3.2.5 договора аренды № 9 предусмотрено, что ИП Лоось Т.И. обязана эксплуатировать арендуемое имущество в целях и в порядке, которые установлены настоящим договором, осуществлять поставку потребителям товаров, оказание услуг в сфере водоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Соблюдать технические, санитарные, пожарные, экологические, градостроительные и иные специальные нормы и правила при использовании имущества.
Вместе с тем, подаваемая жителям с. Бердюжье, Бердюжского района, Тюменской области, питьевая вода не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Так, согласно уведомлениям территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах за 2018 и 2019 годы, по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, производственного контроля и надзорных мероприятий на территории Бердюжского муниципального района, средние показатели качества холодной питьевой воды не соответствуют санитарно-химическим показателям.
14.08.2020 из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» поступили 4 протокола лабораторных испытаний, согласно которым, вода из водоразборных колонок, расположенных по ул. Юбилейная, Чкалова, Рабочая, Степная с. Бердюжье не соответствует санитарно- эпидемиологическим нормам по химическому анализу.
Учитывая изложенное, а также с учетом информации администрации и ИП Лоось Т.И., с учетом уточнения иска, просит:
возложить на администрацию Бердюжского муниципального района обязанность организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» путем ремонта водовода и разводящей сети по ул. Рабочая с. Бердюжье;
возложить на ИП Лоось Т.И. обязанность организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» путем осуществления гидропневматической промывки и дезинфекции магистральных водоводов по ул. Юбилейная, Чкалова, Степная с. Бердюжье.
В судебном заседании заместитель прокурора Бердюжского района Тюменской области Кислов В.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что обязанность возложить на ИП Лоось Т.И. организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем осуществления гидропневматической промывки и дезинфекции магистральных водоводов по ул. Юбилейная, Чкалова, Степная с. Бердюжье в срок до 15.05.2021года.
Представитель ответчика администрации Бердюжского муниципального района Матвеева Е.С., действующая на основании доверенности № 21 от 21.05.2020, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представила заявление о признании иска, последствия признания иска понятны. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика ИП Лоось Т.И. – Черемных И.Н., действующий на основании доверенности от 10.10.2019года, сроком на три года, в судебном заседании иск признал, с учетом уточнения иска срок исполнения до 15.05.2021года. Последствия признания иска ст. 39, 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
В соответствие со ст. 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания, и подписываются ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Последствия признания иска ответчикам разъяснены и понятны.
В соответствие со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, находит возможным, принять признание иска ответчиками администрацией Бердюжского муниципального района и ИП Лоось Т.И., поскольку, признание иска не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствие в п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствие с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, ИП Лоось Т.И. от уплаты государственной пошлины не освобождена.
Исковые требования были заявлены прокурором и рассмотрены в интересах неопределенного круга лиц-граждан, в связи с чем, в соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ИП Лоось Т.И. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 173, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бердюжского муниципального района о возложении обязанности организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем ремонта водовода и разводящей сети по ул. Рабочая с. Бердюжье, к ИП Лоось Т.И. о возложении обязанности организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества путем осуществления гидропневматической промывки и дезинфекции магистральных водоводов по ул. Юбилейная, Чкалова, Степная с. Бердюжье удовлетворить полностью.
Возложить на администрацию Бердюжского муниципального района обязанность организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» путем ремонта водовода и разводящей сети по ул. Рабочая с. Бердюжье;
Возложить на ИП Лоось Т.И. обязанность организовать снабжение население с. Бердюжье водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» путем осуществления гидропневматической промывки и дезинфекции магистральных водоводов по ул. Юбилейная, Чкалова, Степная с. Бердюжье.
Взыскать с ИП Лоось Т.И. государственную пошлину в доход местного бюджета Бердюжского муниципального района в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Бердюжский районный суд.
Судья