Судья: Патык М.Ю.
Дело: № 33-6338
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 24 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Строгонова М.В.
судей Колосовой С.И., Бобровой Ю.М.
при секретаре Голубевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И. дело по апелляционной жалобе, с учетом дополнений к апелляционной жалобе, истца Андриянова В.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Андриянова В*** В*** к Федеральной службе исполнения наказаний об обязании выдать жилищный сертификат отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Андриянов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ФСИН России об обязании выдать жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Кировского районного суда г. Саратова от 30 сентября 2013 года по гражданскому делу № 2-6681/2013 удовлетворены исковые требования Андриянова В.В. к управлению ФСИН России по Саратовской области об обязании включить истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и внести в сводный список граждан получателей сертификатов на 2014 год. 09 января 2014 года истец обратился с заявлением о включении его в указанную подпрограмму, приложив все необходимые документы. Письмом от 13 февраля 2014 года ответчик сообщил истцу о том, что он включен в сводный список граждан участников подпрограммы. Однако, в предоставлении жилищного сертификата истцу было отказано со ссылкой на то, что он не имеет права участвовать в указанной подпрограмме, а обеспечением его жильем должна заниматься администрация Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области. Вместе с тем, истец полагал, что его право на получение жилищного сертификата нарушено, поскольку он проходил службу в органах внутренних дел и в уголовно-исполнительной системе, был уволен со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилым помещением не обеспечен. Продолжительность его службы составляет 15 лет 11 месяцев 03 дня. 22 февраля 2012 года он обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении его в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 10 апреля 2012 года администрацией Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области ему было направлено извещение о том, что решением жилищной комиссии Администрации от 05 апреля 2012 года №5 он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом двух человек. Кроме того, Администрация письмом от 14 ноября 2012 года уведомила его о том, что по состоянию на 12 ноября 2012 года он состоит в сводном списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, под номером 1, с составом семьи 2 человека. До настоящего времени истец не обеспечен жильем, жилищный сертификат ему не выдан.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Андриянов В.В. не явился, извещен, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Даниленко И.М. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений, ссылаясь на то, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (ФСИН России) не состоит. Во исполнение решения Кировского районного суда г. Саратова от 30 сентября 2013 года истец включен в сводный список граждан – участников подпрограммы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, с учетом дополнений к жалобе, просит истец Андриянов В.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Андриянов В.В., представитель истца по доверенности Резепов И.Ш. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФСИН России в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дело по апелляционной жалобе, доказательств наличия уважительных причин неявки не представил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявлял.
При таком положении судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, признав причины неявки неуважительными.
Выслушав объяснения истца, его представителя, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
В силу положений Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам отнесено к расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Согласно абз.6 раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, гражданами-участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Согласно абзацу третьему подп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в Подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п. 18, п. 19 указанных Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанных в п. «а» и «б» п. 5 осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба (служба). Граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 с приложением документов в т.ч. для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 15 октября 1995 года по 11 апреля 2007 года Андриянов В.В. проходил службу в органах внутренних дел, продолжительность службы в календарном исчислении составила 11 лет 05 месяцев 26 дней. В период с 23 июля 2007 года по 30 декабря 2011 года истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе, продолжительность службы в календарном исчислении составила непрерывно 04 года 05 месяцев 07 дней.
Андриянов В.В. уволен из уголовно-исполнительной системы 30 декабря 2011 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (ФСИН России) истец не состоит.
Андриянов В.В. решением жилищной комиссии администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области от 04 мая 2012 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи из двух человек.
Во исполнение решения Кировского районного суда г. Саратова от 30 сентября 2013 года Андриянов В.В. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Из ответа УФСИН России по Саратовской области от 13 февраля 2015 года следует, что в отношении Андриянова В.В. на основании решения Кировского районного суда г. Саратова от 30.09.2013г. принято решение о включении его в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год.
В то же время в письме УФСИН по Саратовской области указано на то, что, поскольку истец за время службы нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы признан не был, вопрос обеспечения его жилым помещением относится к компетенции администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, решением которой в 2012 году он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор, суд обоснованно указал, что необходимым условием для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» является признание сотрудника нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая собранные по делу доказательства, применительно к положениям ст. ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, пункта 19 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Андриянова В.В. в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из тех обстоятельств, что в период прохождения службы истец Андриянов В.В. до введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01 марта 2005 года в установленном порядке с рапортом о постановке на жилищный учет по месту прохождения службы не обращался и на жилищном учете не состоял.
Таким образом, поскольку в настоящее время истец, уволенный со службы уголовно-исполнительной системы, претендует на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоять на учете нуждающихся именно по месту службы. Так как в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области Андриянов В.В. на учете нуждающихся не состоит, поскольку не был поставлен на такой учет до 01 марта 2005 года, а после 1 марта 2005 года принятие на учет граждан осуществляется органами местного самоуправления, то заявленные к УФСИН России требования об обязании выдать жилищный сертификат суд признал не основанными на законе.
Правомерно отказывая в удовлетворении требований истца, суд указал, что Андриянов В.В. не лишен возможности реализации жилищных прав путем обращения в установленном порядке в орган местного самоуправления по месту жительства.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, поскольку после увольнения он признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не опровергают правильность вывода суда первой инстанции.
Как установлено судом, истец не представил объективных данных о том, что на момент увольнения он был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии с положениями ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений к апелляционной жалобе) не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию истца с той оценкой, которую на основании исследованных по делу доказательств дал суд, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2015 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ( с учетом дополнений к апелляционной жалобе) истца Андриянова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: