Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень, 11 марта 2014 года дело № 2-2474/2014
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ховренковой Л.В.,
при секретаре Кузьминых А.В.,
с участием представителя заявителя Пакуловой Л.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Тюмени о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
установил:
Администрация города Тюмени обратилась в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Свое заявление мотивирует тем, что постановлением судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено исполнительное производство №. Постановлением судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с Администрации <адрес> взыскивается исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. Считают указанное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В связи с отсутствием на территории <адрес> готовых жилых помещений, отвечающих требованиям Решения, руководствуясь действующим законодательством, Администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилось в судебный орган, вынесший Решение, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения Решения. При этом, Администрация <адрес> обращалась в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области с заявлением об отложении исполнительных действий в отношении Администрации г. Тюмени на десять дней. Таким образом, Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области был извещен. Следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого постановления. Администрация г. Тюмени не имела возможности исполнить требование судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, в связи с отсутствием на территории г. Тюмени в период с даты вынесения Решения готовых для заселения жилых помещений, находящихся в собственности Тюменской области. До настоящего времени, Правительством Тюменской области жилое помещение, предназначенное для предоставления взыскателю в адрес Администрации города Тюмени не передавалось. Таким образом, считают, что Администрация г. Тюмени приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Представители заинтересованных лиц – Правительство Тюменской области, Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Бессонова И.В., Лазарев М.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя Администрации г. Тюмени Пакулова Л.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.
Выслушав объяснения представителя заявителя Пакуловой Л.Ю., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Администрации города Тюмени по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействиями), стало известно о нарушении их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от ДД.ММ.ГГГГ № 229-фЗ, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 30 указанного Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 115 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Заявление ФИО2, ФИО1, Лазарева М.Д. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Администрации <адрес> о предоставлении ФИО2 ФИО1, Лазарева М.Д. жилого помещения по адресу: <адрес>. Признать незаконным приказ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № о снятии ФИО2., ФИО1, Лазарева М.Д. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Администрацию <адрес> восстановить ФИО2 ФИО1, Лазарева М.Д. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО2., ФИО1, Лазареву М.Д. жилое помещение исходя из нормы предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях в размере 18 кв.м. на человека. В остальной части иска отказать».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским судам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда было изменено в части возложения на <адрес> обязанности по обеспечению предоставления истцам жилого помещения, и возложения обязанности на Администрацию <адрес> по принятию решения о предоставлении Комиссаренко Т.П., ФИО1, Лазареву М.Д. обеспеченного <адрес> из государственного жилищного фонда <адрес> жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> возбуждено исполнительное производство №. Должнику – Администрации города Тюмени установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Также в указанном постановлении имеется предупреждение должника о возможности взыскания с него исполнительского сбора за нарушение срока, представленного для добровольного исполнения требований без уважительных причин. Данное постановление не обжаловалось Администрацией города Тюмени, однако требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, исполнены не были.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора, с должника – Администрации города Тюмени взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб., в связи с неисполнением без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 6-7).
Таким образом, с учетом материалов дела, суд считает, что в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве" совершены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
К доводам заявителя о том, что Администрация города Тюмени ни на дату возбуждения исполнительного производства, ни на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не имело возможности исполнить решение, суд относится критически, и учитывает то, что решение суда не исполнено до настоящего времени. Кроме того, находит, что Администрацией города Тюмени не представлено достаточных доказательств принятия мер по исполнению решения суда в соответствии с требованиями исполнительного документа. Указанные обстоятельства не являются достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области. Отсутствие на территории города Тюмени жилого помещения, не имеет существенного значения для дела, поскольку должник не лишен возможности принять меры к изменению способа и порядка исполнения решения суда.
Более того, заявителем не представлены доказательства уважительности нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа, вызванного чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые препятствия для вынесения постановления о взыскании с Администрации города Тюмени исполнительского сбора, в связи с чем, не имеется оснований для признания его незаконным.
Несостоятельным является довод заявителя о незаконности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. без учета положений ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку вышеуказанная норма закона регламентирует порядок освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, а также порядок снижения размера исполнительского сбора. При этом полномочиями по разрешению вопроса об освобождении или уменьшении размера исполнительского сбора подлежащего взысканию наделен только суд, а судебный пристав обязан вынести постановление о взыскании исполнительского сбора в установленном законом порядке.
Суд не принимает во внимание довод Администрации города Тюмени о том, что ими было направлено заявление в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области об отложении исполнительных действий в отношении Администрации г. Тюмени на десять дней, поскольку наличие данного обращения не освобождает судебного пристава-исполнителя от вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, а потому считает, что оснований для признания незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 11, 12, 56, 67, 194-199, 441 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 18 ░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░