Дело №2-944/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Караульновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюпервого заместителя прокурора города Пскова в интересах Тихоновой Е.П. о признании недействительным постановления Администрации города Пскова от 09.10.2014 года №2559 «О демонтаже самовольно установленного некапитального сооружения (деревянного строения) с двухскатной крышей, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Ч., за д.2,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора города Пскова обратился в суд, в порядке ст.45 ГПК РФ, с заявлением в интересах Тихоновой Е.П., о признании незаконным постановления Администрации города Пскова от 09 октября 2014 года № 2559 «О демонтаже самовольно установленного некапитального сооружения (деревянного строения) с двухскатной крышей, ориентировочным размером 6,0 м. x 9,0 м., расположенного по адресу: г. Псков, ул. Ч., за д.2, в границах кадастрового квартала ***, владелец которого не установлен».
В обоснование заявления прокурор указал, что заявитель Тихонова Е.П. с 1974 года проживает в жилом доме № *** по улице Ч. в г. Пскове, являясь членом семьи собственников квартиры № *** – Карпенко Н.Ю. и Петровой Е.В. Жилой дом № *** по ул. Ч. в г. Пскове 1948 года постройки, с печным отоплением, инженерные коммуникации отсутствуют.
Спорная хозяйственная постройка – сарай относится к общему имуществу данного многоквартирного жилого дома, необходим для эксплуатации и обслуживания не только указанного дома, но и других многоквартирных жилых домов, расположенных на указанной улице.
Земельный участок под многоквартирным жилым домом не сформирован.
Ссылаясь на положения ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.290 ГК РФ, ст.36 Жилищного кодекса РФ прокурор просит признать постановление Администрации г. Пскова незаконным, поскольку спорное строение относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома № 2 по улице Чапаева, и используется собственниками и членами их семей, включая заявителя, в течение длительного времени для обслуживания и эксплуатации жилых помещений.
Заявитель Тихонова Е.П. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В предварительном судебном заседании заявления прокурора поддержала. Указала, что спорный сарай используется для нужд ее семьи – хранения дров, домашнего инвентаря, поскольку никаких элементов благоустройства в доме, в котором она проживает, не имеется.
Помощник прокурора г. Пскова Гетко Е.Н. в судебном заседании заявления поддержала, пояснив, что решение Администрации города Пскова о демонтаже хозяйственной постройки нарушает права и законные интересы заявителя Тихоновой Е.П., проживающей в квартире № *** дома № *** по ул. Ч. г. Пскова с 1974 года, указанная постройка предназначена для хранения дров, а также обеспечения жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, в котором отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация, центральное отопление. Иных построек, обеспечивающих надлежащую эксплуатацию данного дома, либо перенос существующих построек невозможен.
Заинтересованные лица Карпенко Н.Ю. и Петрова Е.В. в судебном заседании заявление прокурора поддержали, пояснив, что спорная хозпостройка используются ими, в том числе и Тихоновой Е.П., как членом их семьи, для хранения дров и иных хозяйственных нужд.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Пскова и Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова Киселев С.А. возражал против удовлетворения заявления прокурора, полагая, что существующая постройка не может быть отнесена к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома № *** по ул. Ч. г. Пскова, поскольку расположена на другой стороне улицы, является ветхой. Сам факт использования сарая жильцами не оспаривал. Пояснил, что земельный участок под многоквартирным жилым домом до настоящего времени не сформирован, его границы в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Представители заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям не возражали против удовлетворения заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 1 ст.256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как следует из копии свидетельств о государственной регистрации права от 22 мая 2008 года Петровой (Карпенко) Н.Ю. и Петровой Е.В. на основании решения Псковского городского суда Псковской области от 25.04.2008 года на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. Ч., д.***, кв.*** (л.д. 136, 137).
Судом установлено, что Тихонова Е.П., *** года рождения, с 1974 года зарегистрирована и проживает в квартире № *** дома № *** по улице Ч. в г. Пскове, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 16).
В декабре 2014 года Тихонова Е.П. обратилась с заявлением в прокуратуру г. Пскова о защите ее жилищных прав, нарушенных оспариваемыми постановлениями Администрации г. Пскова (л.д.8).
Из материалов дела следует, что 07.10.2014 года начальником Управления по градостроительной деятельности Администрации г. Пскова в адрес начальника Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова было направлено письмо № 2755 об осуществлении действий в соответствии с Порядком освобождения земельных участков на территории г. Пскова от самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей, утвержденным Решением Псковской городской Думы от 28.12.2011 № 2049, по освобождению от некапитальных строений земельного участка по адресу: г. Псков, ул. Ч, д.*** (л.д.26).
В рамках проведения проверки по вышеуказанному обращению комиссией Администрации г. Пскова 07.10.2014 года в соответствии с п.2 Порядка освобождения земельных участков на территории г. Пскова от самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей, утвержденным Решением Псковской городской Думы от 28.12.2011 № 2049, был составлен акт о самовольном занятии земельного участка, согласно которому на земельном участке возле жилого дома № *** по улице Ч. г. Пскова установлены некапитальные сооружения (л.д. 141, 142).
09 октября 2014 года Администрацией г. Пскова было вынесено оспариваемое постановление о демонтаже некапитального сооружения, которое было опубликовано в установленном порядке в средствах массовой информации – газете «Псковские новости» от 15.10.2014 года и в сети Интернет (л.д. 23, 141).
Согласно п.п.1,2 п.3 указанного выше Положения демонтаж самовольно установленных движимых вещей осуществляется на основании Постановления.
Постановление вручается Комиссией собственнику движимой вещи под личную роспись, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, установленный Комиссией при выявлении собственника движимой вещи.
В случае отказа указанного лица от получения данного Постановления составляется акт отказа от получения Постановления
В соответствии с п.п.4 п.3 Положения в случае если владелец самовольно установленной движимой вещи не установлен, соответствующее требование размещается Комиссией на движимом имуществе без указания лица, которому оно направлено.
Доказательств исполнения Администрацией г. Пскова требований, установленных п.3 Положения, заинтересованным лицом суду не представлено.
Из материалов дела установлено, что 28.10.2014 года в прокуратуру города Пскова обратились жильцы домов №№ Ч. и *** по улице Ч. г. Пскова с заявлением о проведении проверки по факту законности принятых Администрацией города решений о демонтаже хозяйственных построек, расположенных на земельном участке у дома № *** по ул. Ч. г. Пскова (л.д.27).
По факту обращения заинтересованных лиц прокуратурой г. Пскова проведена проверка с выходом для осмотра спорных сооружений, по результатам которой прокуратурой г. Пскова принесен протест от 26.11.2014 года № 1154ж-2014 на постановления Администрации г. Пскова от 09.10.2014 года о демонтаже самовольно установленных некапитальных сооружений, который был оставлен без удовлетворения.
Из технической документации на многоквартирный жилой дом №*** по ул. Ч. г. Пскова видно, что он возведен в 1948 году, центрального водо- и теплоснабжения не имеет. Системы инженерной коммуникации в доме отсутствуют, что подтверждается копией кадастрового и технического паспортов (л.д. 31-34).
Данные обстоятельства подтвердили допрошенные в суде свидетели: В.В., В.А., К.Г., которые пояснили, что многоквартирные жилые дома №№ ***, *** и *** по улице Ч. г. Пскова не имеют инженерных коммуникаций, центрального водо- и теплоснабжения. В связи с чем, жильцами домов были возведены спорные строения с целью эксплуатации жилых дом, хранения дров, инвентаря. Эксплуатация домом без хозпостроек невозможна.
В соответствии с пунктом 6 раздела I Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст.289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункта 7 статьи 36 Земельного Кодекса РФ (действующей на момент рассмотрения дела судом), пункта 4 статьи 43 Градостроительного Кодекса РФ местоположение границ и площадь земельного участка в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования.
На основании раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, домовладением является жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты.
Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: г. Псков, улица Ч, д.*** не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в силу положений ч.3 ст16 указанного Закона, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (части 4 и 5 ст.16 Закона).
Из материалов дела установлено, что многоквартирные жилые дома № ***, *** и *** по улице Ч. в городе Пскове 1947-1949 годов постройки, в которых проживают преимущественно люди пенсионного возраста. Инженерные коммуникации, канализированные уборные, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение отсутствует. Газовое снабжение организовано в двух квартирах.
Статьей 135 Гражданского кодекса РФ установлено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Спорные постройки – некапитальные сооружения, возведены до 1991 года в целях удовлетворения бытовых нужд всех проживающих в указанных многоквартирных жилых домах граждан и надлежащей эксплуатации этих домов.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Администрацией города Пскова суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п.2.3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест «СанПиН 42-128-4690-88», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, действующим на момент возведения указанных хозяйственных построек – уборных, дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 м и не более 100 м.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно требований п.7.3.9 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» размещение кладовых твердого топлива следует организовывать в хозяйственных постройках.
Пунктами 12 и 13 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В соответствии с пунктом 5.3.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» на территориях малоэтажной застройки городов допускается предусматривать хозяйственные постройки для содержания скота и птицы, хранения кормов, инвентаря, топлива и других хозяйственных нужд, бани.
Согласно требований приложения 1 к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» минимальное противопожарное расстояние от жилых домов (выполненных из дерева) до деревянных построек, должна составлять не менее 15 метров, что также подтверждается заключением инспектора ОНД по г. Пскову Главного Управления МЧС России по Псковской области от 19.12.2014 № 1651 (л.д.23 т.1).
По мнению суда несостоятельны доводы представителя заинтересованного лица о том, что спорная хозяйственная постройка, в отношении которой Администрацией города Пскова было принято решение о демонтаже, не может быть отнесена к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома № *** либо дома № *** и № ***, т.к. не расположена на прилегающих к этим домам земельным участкам.
Земельные участки под многоквартирными жилыми домами № *** и № *** по улице Ч. в г. Пскове в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленном порядке не сформированы, на кадастровом учете не состоят, с учетом фактических обстоятельств, установленных судом по делу, при формировании таких участков Законом допускается формирование, в том числе, и многоконтурного земельного участка.
Учитывая изложенное, суд считает, что принятое Администрацией города Пскова постановление от 09.10.2014 года за № 2559 не соответствует требованиям законов, в связи с чем заявление прокурора города Пскова в интересах Тихоновой Е.П., подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление первого заместителя прокурора города Пскова в интересах Тихоновой Е.П. о признании незаконным постановления Администрации города Пскова от 09 октября 2014 года № 2559 удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Пскова от 09 октября 2014 года № 2559 «О демонтаже самовольно установленного некапитального сооружения (деревянного строения) с двухскатной крышей, ориентировочным размером 6,0 м. x 9,0 м., расположенного по адресу: г. Псков, ул. Ч., за д.2, в границах кадастрового квартала ***, владелец которого не установлен».
Решение в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено *** 2015 года.
Судья: Л.В. Емельянова