№2-3349/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2019 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионовой Е. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью педагогической деятельности, при этом в специальный стаж не были зачтены периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации и иных мероприятиях. Истица с решением ответчика не согласна, просит его отменить, а также обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации, семинары, командировки, заседание районного МО, участие в форуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве 3-го лица привлечено МКОУ «Коткозерская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме. В дополнение к ранее заявленным требованиям просила обязать ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала выводы решения ответчика.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, ранее в судебном заседании представитель 3-го лица Чупукова М.Н., действующая на основании распоряжения, в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению, указав на то, что в экспериментальный состав входит общеобразовательная школа, 10 классов, где истица и была учителем.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Родионова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №№ истице отказано в связи с недостаточным стажем педагогической деятельности по тем основаниям, что ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 20 лет 07 месяцев 23 дня, что меньше требуемого стажа – 25 лет. При этом, ответчик не включил в педагогический стаж истицы спорные периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, поскольку включение данных периодов не предусмотрено Списками №463, №1067, №781 и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В силу пп.«м» п.1 и п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №781 и Список №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067), с применением положений абз.3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список №1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463), с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Назваными Списками предусмотрена должность учителя в школах всех наименований. Должность социальный педагог предусмотрена только в специализированных учебных заведениях.
Как установлено, в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности учителя финского языка в Коткозерской экспериментальной школе-комплексе. Согласно Уставов Коткозерской экспериментальной школы-комплекса (МОУ органа местного самоуправления Олонецкого района «Коткозерской экспериментальной школы-комплекса) школа-комплекс – это образовательно-воспитательная система, создана как многопрофильное муниципальное учреждение, объединяющее деятельность общеобразовательной школы, детского сада и иных учреждений. В состав школы-комплекса входит общеобразовательная школа.
Согласно отзыву на иск работодателя истицы независимо от наименования данное учреждение всегда занималось общеобразовательной деятельностью, других школ в деревне не имелось.
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (действовавшего в спорные периоды) образовательные учреждения по своим организационно – правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно – правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в праве работников на пенсию за выслугу лет.
Как следует из ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В данном случае суд рассматривает данное конституционное предписание как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных).
Таким образом, пенсия педагогическим работникам должна назначаться исходя из функциональной деятельности учреждения независимо от его ведомственной принадлежности и статуса.
Совокупность представленных доказательств подтверждает, что в состав школы-комплекса входит образовательное учреждение, в котором работала истица в спорный период в должности учителя, в своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, действовало на основе ФЗ «Об образовании».
С учетом изложенного требования истицы в данной части подлежат удовлетворению.
Также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность социального педагога и учителя финского языка обозначенного учреждения, находящегося в сельской местности. Как указывает работодатель и следует из тарификационных списков учреждения, истица осуществляла учебную нагрузку учителя финского языка: в ДД.ММ.ГГГГ году – 17 учебных часов в неделю, в ДД.ММ.ГГГГ году – 16 учебных часов в неделю, в ДД.ММ.ГГГГ году – 28 учебных часов в неделю.
Пунктом 4 Правил №781 определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
При этом, согласно п.6 Правил №781 работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, (поскольку спорные периоды ограничены августом 2000 года) истица вправе претендовать на учет в педагогический стаж спорных периодов работы в качестве учителя финского языка образовательного учреждения в сельской местности независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. При этом, осуществление трудовой деятельности в качестве социального педагога не препятствует истице в реализации данного права.
В силу изложенного требования истицы в данной части также должны быть удовлетворены.
В иные спорные периоды истица находилась на курсах повышения квалификации, семинаре, конференции, в командировке, на заседании районного МО, на форуме.
Между тем, в силу трудового законодательства, а также требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам, спорные периоды являются периодами трудовой деятельности. В данные периоды за истицей сохранялись рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что также подтверждается сведениями работодателей истицы. Для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В связи с изложенным, поскольку обозначенные периоды приравниваются к работе, то исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Ответчиком также не учитывается санитарный день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года и карантин в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Между тем, согласно Приказу по учреждению от 30.04.2001 №21 санитарный день был объявлен не в школе, где работала истица, а в ДОУ (дошкольном учреждении). Соответственно, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года подлежит учету истице в педагогический стаж.
Однако период карантина в школе не может подлежать специальному учету, поскольку согласно Приказу по учреждению от 06.02.2002 №12 в данный период школа была закрыта. Соответственно, данный период работы истицы можно отнести к простою, учет которого в стаж работы не предусмотрен действующим пенсионным законодательством.
С учетом ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и частичного учета спорных периодов у истицы недостаточно педагогического стажа на дату обращения к ответчику - ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, поскольку истица по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждении для детей – МОУ «Финно-угорская школа», и необходимый педагогический стаж выработан у нее на ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным, с учетом своевременной реализации истицей пенсионных прав, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с указанной даты.
При этом, судом также учитывается следующее.
Согласно ч.20 ст.21 Федерального закона №400-ФЗ (аналогично п.7 ст.18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») гражданин вправе оспорить решение пенсионного органа в суде.
Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении страховой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении досрочной страховой пенсии по старости представляют собой иски о признании права на пенсию.
Таким образом, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд обязан проверить обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину досрочной страховой пенсии по старости, а также выяснить, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Следовательно, если у истца возникло право на досрочную страховую пенсию по старости на момент рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права, соответственно, пенсия подлежит назначению с даты возникновения права на пенсию, определенной судом, что не противоречит общему смыслу пенсионного законодательства.
Принимая во внимание, что неправильное решение пенсионного органа повлекло нарушение прав истца на надлежащее определение даты возникновения права на пенсию и, соответственно, своевременную реализацию указанного права, суд при разрешении спора, с учетом позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (вопрос №29), вправе произвести оценку пенсионных прав с учетом трудовой деятельности на момент рассмотрения заявленных исковых требований, и, установив факт наличия стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, признать за лицом, обратившимся в суд, право на назначение пенсии с даты возникновения такого права.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Родионовой Е. В. в стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
иные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.В остальной части иска отказать.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Родионовой Е. В. судебные расходы в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2019.