УИД 10RS0011-01-2021-009771-06
(№5-4801/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 августа 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал», <данные изъяты>
установил:
05 марта 2021 г. акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» (далее - АО «ПКС-Водоканал»), расположенное по адресу: Республика <адрес>, осуществляя деятельность по обеспечению водоснабжения населения на территории г.Петрозаводска Республики Карелия, на водопроводной насосной станции №6 по адресу: г.Петрозаводск, ул.Балтийская, и водопроводной насосной станции №8 по адресу г.Петрозаводск, ул.Птицефабрика, в нарушение статей 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; раздела III таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» не обеспечило качество питьевой воды, подаваемой населению Петрозаводского городского округа, в соответствии с предъявляемыми требованиями по химическому составу (содержание алюминия, железа), что подтверждается протоколами лабораторных исследований (испытаний) проб питьевой воды от 15 марта 2021 г. № 802Г и №796/Г, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия».
В судебное заседание законный представитель АО «ПКС-Водоканал» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник АО «ПКС-Водоканал» Шахова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала письменные возражения, просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения или за малозначительностью.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Васильева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу частей 1, 12 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
В соответствии с разделом III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков» предельно допустимая концентрация (ПДК) алюминия в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков составляет 0,2 мг/л.; предельно допустимая концентрация (ПДК) железа в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков составляет 0,3 мг/л.
Согласно статье 45 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг, который проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Социально-гигиенический мониторинг – это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 утверждено Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, которое устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия от 18.01.2021 №1 утвержден Перечень мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Карелия на 2021 г. В указанный перечень включены, в том числе, водопроводная насосная станция №6, расположенная по адресу: <адрес>, и водопроводная насосная станция №, расположенная по адресу <адрес>.
Из протокола лабораторных исследований (испытаний) ФБУЗ «<данные изъяты>» №/Г от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проба воды питьевой, отобранная ДД.ММ.ГГГГг. из водопроводного крана насосной станции №6 АО «ПКС-Водоканал» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела III таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», содержание алюминия выше установленного гигиенического норматива: 0,34±0,06 мг/л., при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/л.
Из протокола лабораторных исследований (испытаний) ФБУЗ «<данные изъяты>» №/Г от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проба воды питьевой, отобранная ДД.ММ.ГГГГг. из водопроводного крана насосной станции №8 АО «ПКС-Водоканал» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям раздела III таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», содержание алюминия выше установленного гигиенического норматива: 0,41±0,07 мг/л., при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/л; содержание железа выше установленного гигиенического норматива: 0,48±0,12 мг/л., при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Поскольку пробы отбирались в рамках социально-гигиенического мониторинга, то в данном случае не составлялся протокол в соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также не требовалось вынесения определения о назначении экспертизы.
Объекты коммунального хозяйства водоснабжения/водоотведения Петрозаводского городского округа находятся в долгосрочной аренде АО «ПКС-Водоканал», являющегося гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Петрозаводского городского округа, за исключением зоны микрорайона 8 жилого района Древлянка-II.
Несоблюдение АО «ПКС-Водоканал» вышеуказанных нормативных требований послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина АО «ПКС-Водоканал» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 14 апреля 2021 г.а, который отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; копией приказа №1 от 18.01.2021 «Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2021 год»; протоколами лабораторных исследований №802/Г от 15.03.2021 и №796/Г от 15.03.2021; актами отбора проб по контролю качества воды от 05.03.2021; выпиской из ЕГРЮЛ, другими материалами дела.
Вышеуказанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины АО «ПКС-Водоканал» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «ПКС-Водоканал» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что юридическое лицо не имело возможности для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлены.
Доводы защитника привлекаемого лица относительно нарушения порядка привлечения АО «ПКС-Водоканал» к административной ответственности судья считает несостоятельными.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении перечислены в статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела.
Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, содержащихся в протоколах лабораторных исследований проб воды, отобранных 5 марта 2021 г. в рамках социально-гигиенического мониторинга, на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия №1 от 18.01.2021.
Доводы защитника о том, что результаты лабораторных исследований проб воды не могут быть доказательствами по делу, судья отклоняет.
Как следует из смысла статей 26.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами (часть 2 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При отборе проб воды специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» 5 марта 2021 г. представитель АО «ПКС-Водоканал» присутствовал, замечаний по поводу совершаемых действий на заявил. Вода взята для исследования из водопроводного крана насосной станции №6 АО «ПКС-Водоканал» по адресу: <адрес> и насосной станции №8 АО «ПКС-Водоканал» по адресу: <адрес>.3 приказа Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия №1 от 18.01.2021 на главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» возложена обязанность организовать своевременное информирование Управления и территориальных органов о неудовлетворительных результатах лабораторных исследований путем предоставления протоколов лабораторных исследований в течение 1 рабочего дня.
Учитывая вышеизложенное, протоколы лабораторных исследований признаются допустимым доказательством, поскольку исследование выполнено специализированной организацией, при надлежащем отборе проб, подтвержденном соответствующим актом.
Вопреки доводам защитника испытательная лаборатория ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» аккредитована на выполнение исследований воды источников централизованного водоснабжения по показателю «алюминий» согласно Методике №01.1:1.2.3.4.11-05 «Методика выполнения измерений массовой концентрации алюминия в пробах природных, питьевых, сточных и технологических вод фотометрическим методом с применением фотометра SPECTROQUANT NOVA 60».
В таблице 3.13, пункте 41 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» указан суммарный норматив содержания алюминия в воде, который складывается из уже растворенных в воде форм («в») и химических веществ («м»), которые могут поступать в воду в результате водоподготовки и миграции из материалов и реагентов (тоже водорастворимые соединения).
Согласно сведениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» предметом лабораторных исследований проб №802/Г и 796/Г являлось определение всех водорастворимых форм алюминия.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку невыполнение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт допуска нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о том, что в отношении АО «ПКС-Водоканал» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Применение к АО «ПКС-Водоканал» более строгого наказания не будет отвечать требованиям индивидуализации ответственности.
Руководствуясь положениями статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: казначейский счет для учета и распределения поступлений: 03100643000000010600, единый казначейский счет 40102810945370000073, в Отделении – НБ Республика Карелия г.Петрозаводск // УФК по Республике Карелия, г.Петрозаводск, получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, КБК 14111601061010003140,УИН (назначение платежа) 14104100002300043335, постановление №5-4801/2021.
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г.Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова