РЕШЕНИЕ
ИФИО1
№
«23»января 2017г. г.Севастополь
Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:
председательствующего: судьи – Матюшевой Е.П.
при секретаре –ФИО3.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г.Севастополя гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Жилищно-строительному кооперативу «Жилком» об оспаривании решения собрания уполномоченных членов
установил:
ФИО2 22.11.2016 года обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику в котором просит признать незаконным и отменить решение собрания уполномоченных членов ЖСК «Жилком» от 16.08.2016г. в части исключения из членов кооператива ФИО4 и расторжении договора «Об условиях в членстве жилищно- строительном кооперативе «Жилком».
Исковые требования мотивированы тем, что 30.01.2014г. между истцом и ответчиком был заключен договор № «Об условиях членства в Обслуживающем кооперативе «Жилищно- строительный кооператив «Жилком» (далее договор), истец принята в члены ЖСК. 16.01.2015г. между ФИО2 и ответчиком ЖСК «Жилком» заключено дополнение и изменение к договору. На основании условий договора истец приобрела членство в кооперативе и обязалась оплатить паевые взносы согласно графику за строительство кооперативной <адрес> доме по адресу: г.Севастополь, <адрес>,29а секция № на 9 этаже общей площадью 60,03 кв.м. 16.08.2016г. истцу стало известно, что согласно решению собрания уполномоченных членов ЖСК «Жилком» она была исключена из членов кооператива и договор «Об условиях членства в Жилищно-строительном кооперативе «Жилком» был расторгнут в связи с наличием задолженности на основании данных финансового учета, а именно по состоянию на 08.08.2016г. выявлена задолженность в размере 938 233 рублей. С принятым решением истец не согласна, считает его незаконным так как, задолженность на момент исключения из кооператива у истца отсутствовала, о проведении собрания уполномоченных на 16.08.2016г. она не уведомлялась, кроме того решение принято не уполномоченными лицами, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, указывала на то, что ФИО2 была исключена из членов кооператива не законно, ввиду того, что решение об исключении принято не уполномоченными лицами, кроме того задолженности на период исключения ФИО2 из членов кооператива и расторжении договора истец не имела.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указывал на то, что согласно решения собрания уполномоченных ЖСК «Жилком» от 05.01.2017г. ФИО2 восстановлена в членах кооператива, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, считает, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО2 и Обслуживающим кооперативом «Жилищно- строительный кооператив «ЖИЛКОМ» был заключен договор № (квартира) «Об условиях членства в Обслуживающем кооперативе «Жилищно - строительный кооператив «ЖИЛКОМ», согласно условиям которого усматривается, что решением Общего собрания членов ЖСК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) решено принять ФИО2 в ассоциированные члены ЖСК, данный договор является неотъемлемой частью настоящего договора. Согласно п.1 договора предусмотрено, что ассоциированный член ЖСК приобретает ассоциированное членство в ЖСК на условиях, определенных Уставом ЖСК и решением собрания членов ЖСК № от 30.01.2014г. и оплачивает паевой взнос в кооператив в сумме и согласно графика, являющегося неотъемлемым приложением к настоящему договору, за строительство кооперативной <адрес> доме по адресу: г.Севастополь, <адрес> секции № на 9 этаже общей площадью 60,03 м.кв.
В соответствии с уставом Жилищно - строительного кооператива «Жилком», утвержденного решением общего собрания жилищно- строительный кооператив «Жилком» протокол № от 16.12.2014г., усматривается, что ЖСК «Жилком» перерегистрировано согласно требованиям законодательства РФ из ОК «ЖСК «Жилком», то есть является правопреемником его прав и обязанностей.
Судом установлено, что между сторонами согласно протокола № от 30.01.2014г. и договора об условиях членства в кооперативе № от 30.01.2014г. был заключен график оплаты пая, согласно которому на момент подписания приложения ФИО2 оплачено 137 764,35 грн., что составляет 32,11 кв.м., остаточная стоимость платежа паевых взносов на остаток неоплаченных 27,92 кв.м. 781 760 рублей, таким образом стороны согласовали что в период с мая 2014 года по март 2017г. ФИО2 уплачиваются паевые взносы в размере 22 336 рублей.
Согласно уведомлению ЖСК «Жилком» исх № от 06.08.2016г. усматривается, что ЖСК «Жилком» довел до сведения ФИО2, что ДД.ММ.ГГГГг. в 17.00 по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б офис 516 состоится собрание уполномоченных членов ЖСК «Жилком» на котором будет рассматриваться вопрос о неоплате паевых и дополнительных взносов.
Согласно уведомлению исх № от 10.08.2016г. от 10.08.2016г. ЖСК «Жилком» истец поставлена в известность, что за ней числится задолженность по состоянию на 10.08.2016г. в сумме 580 857 рублей.
Из протокола №-ПК собрания правления кооператива ЖСК «Жилком», следует, что принято предварительное решение об исключении из членов ЖСК «Жилком» ФИО2
Согласно протокола №с от 16.08.2016г. собрания уполномоченных членов ЖСК «Жилком» в количестве 4 человека принято решение об исключении ФИО2 из членов кооператива и расторжении договора «Об условиях членства в Жилищно- строительном кооперативе «Жилком» был расторгнут.
Решение мотивировано тем, что 10.08.2016г. истцом получено уведомление о задолженности с просьбой оплатить в двухдневный срок, однако задолженность не погасила. При принятии решения об исключении из членов кооператива от 16.08.2016г. ответчик руководствовался тем, что не явка ФИО2, не означает тот факт, что она не знала о задолженности, о принятых в кооперативе решениях об изменениях в графике оплаты пая, о перерасчетах платежей, о заключении дополнительных соглашениях, в связи, с чем было принято решение об исключении ее из членов кооператива.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что за период с апреля 2014г. по август 2016 года ФИО2 оплачены паевые взносы на счет ответчика в размере 781 760 рублей, а именно остаток паевого взноса который установлен графиком оплаты пая, подписанным между сторонами.
Таким образом судом установлено отсутствие наличия задолженности ФИО2 перед ЖСК «Жилком» на 16.09.2016г., так как сумма паевых взносов, предусмотренная графиком истцом уплачена в полном объеме.
Кроме того, факт отсутствия у истца задолженности установлен Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГг. по делу № по иску ФИО2 к ЖСК «Жилком» о признании незаконным и отмене решения собрания уполномоченных членов кооператива от 17.12.2015г. Согласно положений ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст.123.2 ГК РФ устав потребительского кооператива должен содержать сведения о порядке внесения паевых взносов, ответственности за нарушение порядка внесения взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решения. Таким образом законодательство указывает на Устав потребительского кооператива как на основной документ, устанавливающий все основные вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе и членства в нем.
Согласно положениям ст. 4.14 Устава Жиищно - строительного кооператива «Жилком», утвержденного общим собранием жилищно- строительного кооператива «Жилком» протоколом № от 16.12.2014г. (далее- Устав), усматривается, что член кооператива может быть исключен из кооператива по представлению правления на основании решения общего собрания членов кооператива в случае грубого нарушения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК РФ, иными актами РФ и настоящим Уставом, в том числе в случаях: невыполнения требований настоящего Устава после уведомления в письменной форме правлением кооператива члена кооператива о допущенном нарушении; грубого нарушения порядка внесения паевых взносов, предусмотренных настоящим уставом; неоднократного (более 3 раз) неисполнения обязанностей члена кооператива; причинения своими действиями (бездействием) ущерба имуществу кооператива; невнесения членом кооператива в установленный срок паевого взноса в счет оплаты пая.
Пунктом 5.1.Устава предусмотрено, что члены кооператива обязаны вносить: вступительные взносы; членские взносы, паевые взносы, дополнительные взносы в случаях, предусмотренных настоящим уставом.
Из п.5.3 Устава следует, что паевой взнос- разовый платеж, вносимый (подлежащий внесению) членом кооператива в счет оплаты пая, размер, порядок и сроки внесения которого определяются настоящим Уставом и решениями органов управления кооператива (график платежей).
В силу ч. 3 ст. 130 ЖК РФ член жилищного кооператива может быть исключён из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК РФ или Уставом жилищного кооператива.
Из указанных положений закона следует, что решение вопроса об исключении члена жилищного кооператива из жилищного кооператива относится к исключительной компетенции высшего органа управления жилищного кооператива (общего собрания, конференции) и не может быть передано на разрешение иных органов управления жилищного кооператива.
Согласно положениям п.4.14., 9.11 Устава решение вопроса об исключении членов кооператива относится к полномочиям общего собрания кооператива.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" высшим органом кооператива является общее собрание членов кооператива.
Согласно протоколу №с от 16.08.2016г. собрания уполномоченных членов ЖСК «Жилком», что решение в отношении истца принято уполномоченными членами кооператива ЖСК «Жилком» в количестве 4 человека, при этом председателем собрания указан ФИО6
В соответствии с ответом на запрос суда исх № от 17.01.2017г., усматривается, что в членах кооператива ЖСК «Жилком» осуществляющем строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>А числится 91 человек, количество уполномоченных составляет 4 человека, количество членов правления составляет 4 человека, а именно: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Таким образом, судом бесспорно установлено, что председатель правления ФИО7, участвовал в собрании уполномоченных членов кооператива от 16.08.2016г. в качестве уполномоченного члена ЖСК «Жилком».
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 181.2. ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: 1) дата, время и место проведения собрания ; 2) сведения о лицах, принявших участие в собрании ; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" в кооперативе, число членов которого превышает пятьсот человек, общее собрание членов кооператива в соответствии с уставом кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные избираются из числа членов кооператива, не входящих в состав правления кооператива или исполнительных органов кооператива. Уполномоченные не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе лицам, являющимся членами кооператива. Члены правления кооператива могут принимать участие в собрании уполномоченных без права голоса.
Таким образом, в нарушение указанных положений Закона решение вопроса об исключении ФИО2 рассматривалось 16.08.2016г. не общим собранием, а собранием уполномоченных членов, кроме того ФИО6 участвовал в принятии решения как уполномоченный член кооператива, однако права голоса он не имеет ввиду того что входит в состав правления ЖСК «Жилком», ввиду чего оспариваемое решение принято с нарушением Устава ЖСК «Жилком» и неуполномоченными лицами.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств надлежащего извещения ФИО2 о проведении общего собрания, на котором обсуждался вопрос о ее исключении из членов кооператива, то есть о проведении собрания уполномоченных членов кооператива ЖСК «Жилком» 16.08.2016г., ответчиком не представлено.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 не была извещена надлежащим образом о проведении собрания, что лишило ее возможности участвовать в собрании и представлять свои возражения, решение об исключение ФИО2 принято не уполномоченными лицами, кроме того доказательств наличия задолженности ФИО2 перед кооперативом по уплате паевых взносов судом не установлено, в связи с чем, суд полагает необходимым признать незаконным и отменить решение общего собрания членов ЖСК «Жилком» от 16.08.2016г. в части исключения истца из членов кооператива и расторжения договора. При этом доводы представителя ответчика о том, что истец решением собрания уполномоченных ЖСК «Жилком» от 05.01.2017г. ФИО2 восстановлена в членах кооператива не могут быть приняты во внимание, поскольку из протокола следует о восстановлении ФИО2 лишь с момента принятия данного решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, вопрос о возобновлении действия договора собранием уполномоченных членов ЖСК «Жилком» не рассматривался.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение собрания уполномоченных членов Жилищно-строительного кооператива «Жилком» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из членов кооператива ФИО2 и расторжении договора «Об условиях и членстве в Жилищно-строительном кооперативе «Жилком»
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Жилком» в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г.Севастополя.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Председательствующий:
Судья Е.П.Матюшева