Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1303/2019 ~ М-1018/2019 от 24.06.2019

к делу <...>а-1303/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 ноября 2019 г. город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кривцова А.С.,

при секретаре судебного заседания Богданове Л.Ю.,

с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Воропаева < Ф.И.О. >7 о признании нормативного правового акта недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Воропаев В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 в части утверждения пункта 59164 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее также Перечень).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер <...>, площадью 111 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <...>.

Воропаев В.А., является собственником вышеуказанного объекта недвижимого имущества и указывает, что включение его в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физического лица в завышенном размере. Объект недвижимого имущества не обладает признаками объекта налогообложения, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Воропаева В.А. действующий на основании доверенности Зафиров С.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее также ДИО КК), действующий на основании доверенности Супрун В.С. в судебном заседании, поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный истец Воропаев В.А., представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Прокурор Капитан-Дубровская Е.Н. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку включение принадлежащего административному истцу помещения в Перечень, противоречит требованиям действующего налогового законодательства.

Изучив доводы административного иска, отзыв, заслушав участников процесса, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

23 декабря 2016 года принят приказ ДИО КК № 2745, которым на 2017 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и опубликования.

Кроме того, административные дела по административным искам об оспаривании Приказа ДИО КК от 23 декабря 2016 года № 2745 неоднократно были предметом разрешения Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда апелляционной инстанции. В соответствующих апелляционных определениях (например, от 13 марта 2019 года N 18-АПА19-4; от 17 апреля 2019 года N 18-АПА19-18; от 17 мая 2019 года N 18-АПА19-21; от 29 мая 2019 года N 18-АПА19-27) Верховный Суд Российской Федерации отмечал, что суд первой инстанции (Краснодарский краевой суд) пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ ДИО КК являются нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.

Согласно части 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Вышеприведенные правовые нормы Налогового кодекса Российской Федерации содержатся в главе 32 «Налог на имущество физических лиц». Таким образом, несмотря на то, что формально Перечень утвержден для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует порядок определения налоговой базы налога на имущество организаций, нормативные правовые акты, которыми утверждены такие Перечни, затрагивают права и законные интересы физических лиц – собственников объектов, включенных в Перечни. В связи с чем, административный истец имеет право оспаривать Приказ ДИО КК от 23 декабря 2016 года № 2745.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Как следует из материалов дела, Воропаеву В.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер <...>, площадью 111 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <...>, <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> <...>.

В судебном заседании судом установлено, что объект расположен в подвале 5-ти этажного с мансардой жилого здания литер А, с кадастровым номером <...>.

Действовавшими на момент утверждения Приказа от 23 декабря 2016 года № 2745 методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, в том числе, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

Информация о земельном участке, в пределах которого расположено жилое здание с кадастровым номером <...>, в состав которого входит помещение с кадастровым номером <...>, в сведениях ЕГРН отсутствует (письмо филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от <...> <...>).

Как установлено судом и следует из письменных возражений ДИО КК, спорный объект признан подлежащим включению в Перечень, в соответствии со сведениями, представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, содержащимися в государственном кадастре недвижимости о наименовании помещения и документами технического учета.

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 25.10.2019 г. №12542/01-6 сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером <...> (помещение) были внесены в кадастр недвижимости 24.09.2013 г. со следующими характеристиками: адрес: Краснодарский край, <...>; площадь 111 кв.м.; назначение: нежилое; наименование: магазин.

Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом, составленному по состоянию на 10 февраля 2005года филиалом ГУП «Крайтехинвентаризация» по г. Туапсе, спорное помещение состоит из частей со следующими наименованиями: «подсобное», площадью 8,0 кв.м.; «магазин», площадью 51,2 кв.м.; «магазин», площадью 51,8 кв.м.

Между тем, положения подпункта 2 пункта 1 статьи378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016года N401-ФЗ, предусматривающие возможность учета разрешенного использования и наименования помещений, еще не действовали на момент принятия приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745. Поэтому в данном случае по настоящему административному делу наименования помещений, приведенные государственном кадастре недвижимости и в экспликации к поэтажному плану, не могли быть учтены при включении в Перечень данного объекта недвижимого имущества на 2017 год.

Из материалов настоящего дела также усматривается, что обследование вышеназванного нежилого помещения с целью установления вида его фактического использования перед принятием оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не проводилось.

Согласно акту обследования, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 30.10.2019 г. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> представляет собой группу нежилых помещений в подвале многоквартирного дома. На здании размещена адресная табличка, вывески отсутствуют. Доступ к объекту ограничен, вход осуществляется через металлическую дверь с замком. В помещении, площадью 51,8 кв.м. расположен спортивный зал, оборудованный спортивным инвентарем, тренажерами; вспомогательное помещение занимает 8 кв.м.; помещение, площадью 51,2 кв.м. не используется.

Таким образом, представленные доказательства не позволяют с достоверностью отнести нежилое помещение с кадастровым номером <...> к объекту недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оспариваемую норму нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

При этом, в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объектов капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возложения на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности принять новый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Воропаева < Ф.И.О. >8 о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 59164 (в отношении объекта с кадастровым номером <...>) приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2019 года.

Судья Кривцов А.С.

3а-1303/2019 ~ М-1018/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воропаев Валерий Анатольевич
Прокуратура Краснодарского края
Ответчики
Департамент имущественных отношений КК
Другие
Администрация Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
24.06.2019Регистрация административного искового заявления
25.06.2019Передача материалов судье
26.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2019Предварительное судебное заседание
25.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Судебное заседание
13.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее