Дело № 2-694/2018
УИД 66RS0046-01-2018-001000-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2018 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.,
при секретаре Чесноковой А.И.,
с участием истца Голицина В.В.,
третьего лица Ширма В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голицина Валерия Васильевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Голицин В.В. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о признании жилым домом блокированной застройки – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из двух пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, которые являются одноквартирными жилыми домами.
В обоснование иска истец указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира является частью указанного жилого дома, который отвечает всем признакам жилого дома блокированной застройки, в соответствии п. 2 ст. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку состоит из двух пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, которые являются одноквартирными жилыми домами. Дом является одноэтажным, в жилом доме отсутствует общее имущество собственников квартир № и №, нет помещений общего пользования, отсутствуют помещения, не принадлежащие квартирам № и №. Каждый из блоков предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком. Дом расположен не на одном земельном участке, сформированном под домом. Каждый из двух блоков расположен на отдельном земельном участке, который является самостоятельным, огороженным, предназначенным для использования одной семьей. Каждая из квартир имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям коммуникаций. Каждый из блоков имеет выход на территорию общего пользования, из каждой квартиры имеется отдельный выход на свой земельный участок. Считает, что жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а является жилым домом блокированной застройки.
В судебном заседании истец Голицин В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что в спорном жилом доме отсутствует общее имущество собственников квартир № и №: нет помещений общего пользования; отсутствуют помещения, не принадлежащие собственникам квартир № и №. Дом расположен не на одном земельном участке, сформированным под домом, а на двух разных земельных участках, которые огорожены забором. Каждая из квартир имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям коммуникаций. Чердачное помещение у каждой из квартиры отдельное. Жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а является жилым домом блокированной застройки.
Ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении дела не просил.
Третье лицо Ширма В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что каждая из квартир имеет отдельный вход, отдельные коммуникации, у каждой квартиры свой земельный участок. Общего имущества у них не имеется.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.
Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
По смыслу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общим имуществом в многоквартирном доме, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, является:1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, в качестве квалифицирующего признака многоквартирного дома является то, что он содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как:
1) объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;
2) жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, согласно действующему законодательству помещения (квартиры) могут располагаться только в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), который, в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.
В связи с системным толкованием данных норм права жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным жилым домам.
Таким образом, принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие в таком доме помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
В Своде правил СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» даны следующие термины и их определения:
– блок жилой автономный: жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками (п. 3.2);
– блокированная застройка домами жилыми одноквартирными: застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (п. 3.3);
– дом жилой одноквартирный отдельно стоящий: дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.) (п. 3.5);
– приквартирный участок: земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него (п. 3.16).
Судом установлено, что истец Голицин В.В. и М.В. Н.А. на праве общей долевой собственности являются собственниками (каждый в 1/3 доли) жилого помещения с кадастровым номером № – части жилого дома в виде трехкомнатной <адрес> общей площадью 82,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.11.2018, свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 11,12,13).
Собственниками жилого помещения с кадастровым номером № - части жилого дома в виде трехкомнатной <адрес> общей площадью 80,4 кв.м., расположенного в этом же доме по адресу: <адрес>, являются С.В., И.В., Е.Д., Д.А. на праве общей долевой собственности, каждый в <...> доли, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Каждое из указанных жилых помещений расположено на соответствующем земельном участке:
- жилое помещение с кадастровым номером № – часть жилого дома в виде трехкомнатной <адрес>- на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2200 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27.04.2016 года;
- жилое помещение с кадастровым номером № - часть жилого дома в виде однокомнатной <адрес> - на земельном участке площадью 3000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 01.06.2010 года, свидетельством о праве собственности на землю № 272 от 14.12.1992 года, справкой Южаковской территориальной администрации от 01.06.2010 года.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что каждый из указанных земельных участков является самостоятельным, огороженным, предназначенным для пользования каждой из семей, споров о границах земельных участков по фактически сложившемуся землепользованию судом не установлено.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости на государственном кадастровом учете стоит здание с назначением жилой дом, площадью 162,7 кв.м., кадастровый №, адрес: <адрес>. Указанный жилой дом состоит из двух жилых блоков – часть жилого дома в виде <адрес> часть жилого дома в виде <адрес> данного жилого дома с кадастровым номером № состоит из площади находящихся в нем двух квартир (80,4 кв.м. + 82,3 кв.м = 162,7 кв.м). Каждая из квартир имеет отдельные и независящие друг от друга коммуникации: электроснабжение, холодное водоснабжение, отопление, канализация. В указанном жилом доме отсутствуют помещения, не принадлежащие собственникам квартир № и №, отсутствуют помещения общего пользования. Каждая из квартир имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям коммуникаций. Квартиры № и № не имеют общих чердаков, подполий, шахт коммуникаций, а также общих вспомогательных помещений, общего наружного входа. Данные обстоятельства подтверждаются технической документацией каждой из квартир, техническим паспортом двухквартирного жилого дома, пояснениями истца и третьего лица (л.д. 14-15, 16,17,18).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не отвечает признакам многоквартирного жилого дома.
Как установлено судом и следует из материалов дела (технической документации, технического паспорта жилого дома, кадастрового паспорта земельного участка, кадастровых паспортов квартир), жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является одноэтажным, имеет общую площадь 162,7 кв.м, состоит из двух квартир, каждая из которых предназначена для проживания одной семьи, имеющих общую стену без проемов между квартирами, каждая из которых расположена на соответствующем земельном участке, и имеет отдельный выход на земельный участок и на прилегающую территорию земель общего пользования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, представляет собой жилой дом блокированной застройки, состоящий из двух пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, которые являются одноквартирными жилыми домами:
- одноквартирный жилой дом - жилой блок №, зарегистрированный как жилое помещение с кадастровым номером № - часть жилого дома в виде трехкомнатной <адрес>, общей площадью 80,4 кв.м, адрес: <адрес>;
– одноквартирный жилой дом - жилой блок №, зарегистрированный как жилое помещение с кадастровым номером № - часть жилого дома в виде трехкомнатной <адрес> общей площадью 82,3 кв.м, адрес: <адрес>.
На основании изложенного исковые требования истца Голицина В.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования Голицина Валерия Васильевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки удовлетворить.
Признать жилой дом, общей площадью 162,7 кв.м., кадастровый №, адрес: <адрес>, жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, которые являются одноквартирными жилыми домами:
- одноквартирный жилой дом - жилой блок №, зарегистрированный как жилое помещение с кадастровым номером № - часть жилого дома в виде трехкомнатной <адрес>, общей площадью 80,4 кв.м, адрес: <адрес>;
– одноквартирный жилой дом - жилой блок №, зарегистрированный как жилое помещение с кадастровым номером № - часть жилого дома в виде трехкомнатной <адрес> общей площадью 82,3 кв.м, адрес: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения об объекте недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение суда составлено 25 декабря 2018 года.
Судья (подпись) Н.Е.Лисовенко
Копия верна:
Судья Н.Е.Лисовенко