Дело № 2-1429/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2016 года г.Смоленск Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,
при секретаре Шуленковой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурбагандовой Г.И., Игнатенковой Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакиной В.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино», Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭО «Кощино» о возложении обязанности, возмещении морального вреда,
установил:
Нурбагандова Г.И., Игнатенкова Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакина В.С. обратились в суд с иском к ООО «Коммунальные системы «Кощино» (далее – ООО «КС «Кощино») о возложении обязанности на ответчика исполнить указания Жилищной инспекции, а именно произвести перерасчет стоимости тепловой энергии за март – апрель 2016 года, возмещении морального вреда в размере 20 000 рублей, по 4 000 рублей каждому истцу, по тем основаниям, что между истцами и ответчиком был заключен договор социального найма. Однако ответчик обслуживает дом, в котором проживают истцы ненадлежащим образом. В доме установлен счетчик тепловой энергии, по которому учет не ведется. В декабре 2015 года жильцы дома обратились в ООО «КС «Кощино» с вопросом о том, почему разнится оплата за отопление с рядом стоящим домом. В ответ на обращение истцам пояснили, что в оба дома подается одинаковое количество тепла, однако, количество квартир разное. В декабре и январе плата за 1 кв.м составила 123,85 рублей. В результате счет за отопление стал составлять от 8 000 рублей до 11 000 рублей. По данному вопросу истцы обращались в прокуратуру, к Губернатору Смоленской области, в приемную Президента, в Совет Депутатов Смоленской области, в Департамент по тарифной политике, в сельсовет Кощино, откуда получили ответы, что жалоба направлена в Жилищную инспекцию. В марте, когда температура воздуха стала больше, отопление уменьшилось, показания счетчика составили 2,58 г/кал, в апреле – 1,92 г/кал, за плата 1 кв.м составила - 23,35 рублей и 14,6 рублей соответственно. После чего, ответчик посчитал счетчик непригодным к эксплуатации и рассчитал среднюю стоимость за 1 кв.м из расчета семи месяцев (соответственно зимних и осенних) предъявив счет за 1 кв.м – 72,28 рублей. Данные действия ООО «КС «Кощино» считают незаконными, в связи с чем, истцы обратились в Жилищную инспекцию, которая в свою очередь дала письменные указания ООО «КС «Кощино» пересчитать стоимость согласно показаниям счетчика. В тоже время в марте ответчиком был выдан акт о том, что счетчик годен и готов к коммерческому использованию. Однако сделать перерасчет ответчик отказался, ввиду того, что счетчик не был принят в эксплуатацию. В результате бездействия ответчика в течение длительного времени истцам наносятся физические и нравственные страдания: поездки по инспекциям, почтовые расходы, в связи с чем, ухудшилось состояние здоровья. В соответствии со ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», просят взыскать с ООО «КС «Кощино» моральный вред. На основании изложенного заявлены данные требования.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «ЖЭО «Кощино», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области».
Истцы Игнатенкова Ю.Н., Михайленко Л.Н., Зевакина В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд своих представителей.
В судебном заседании истцы Нурбагандова Г.И., Корой Л.В., представитель истца Зевакиной В.С. – Левченкова И.В., действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, представитель истца Игнатенковой Ю.Н. – Игнатенков Н.А., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, представитель истца Михайленко Л.Н. - Нурбагандова Г.И., исковые требования в части возложения обязанности на ООО «КС «Кощино» произвести перерасчет за март-апрель 2016 года не поддержали, ввиду удовлетворения ответчиком данного требования в добровольном порядке после предъявления иска в суд. Учитывая, что ответчик произвел перерасчет только после обращения истцов в суд за защитой своих прав, просили взыскать моральный вред по 4 000 рублей каждому, поскольку ООО «КС «Кощино» длительное время нарушались права истцов, на неоднократные обращения жильцов в адрес ООО «КС «Кощино» с требованием произвести перерасчет в досудебном порядке общество отвечало отказом. ООО «ЖЭО «Кощино», являющейся обслуживающая организация, до спорного периода перерасчет произведен в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «КС «Кощино» Коршунов П.Ю., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь, что ООО «КС «Кощино» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивает коммунальными услугами население Кощинского сельского поселения, в частности поставляет тепловую энергию по адресу: <адрес>. С __..__..__ ООО «КС «Кощино» перешло на прямой расчет населения за поставленные коммунальные услуги, ООО «ЖЭО «Кощино» осуществляет управление многоквартирным домом, в котором проживают истцы. Плата за отопление в доме, в феврале 2016 года начислялась по счетчику. __..__..__ составлен акт о непринятии узла учета тепловой энергии к коммерческому учету в связи с отсутствием документации на прибор, установленный в <адрес>, а также, что данный прибор показывает недостоверные сведения потребленной тепловой энергии. В связи с чем, плата за тепло за март-апрель 2016 года начислялась по Тарифам из расчета за семь месяцев, являющиеся отопительными. За февраль 2016 года перерасчет не производился. __..__..__ узел учета тепловой энергии был снят на поверку. __..__..__ ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Смоленской области» выдало заключение о непригодности к применению его в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений счетчика воды – ВСТ 40, заводской №. Причиной непригодности указано, что при подаче расхода, счетчик не производит отсчет. В связи с предписанием, вынесенным ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», истцам произведен перерасчет за поставку тепловой энергии с февраля 2016 года, в том числе и за март, апрель 2016 года по нормативу исходя из расчета из 12 месяцев отопительного сезона. Полагал, требования истцов о взыскании морального вреда не подлежат удовлетворению, так как права истцов не нарушены, перерасчет произведен, фактически вины ООО «КС «Кощино» не установлено, следовательно, моральный вред взысканию не подлежит.
Представитель ответчика ООО «ЖЭО «Кощино» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Представитель третьего лица - ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что истцы -Нурбагандова Г.И., Игнатенкова Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакина В.С., являются собственниками (нанимателями) квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Таким образом, ст.153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальные услуги в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности или по договору найма жилого помещения, так и на иных законных владельцев.
Согласно ст.155 ЖК РФ вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны все физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся жилые помещения.
Из положений ч.1 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст.154 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет управляющая организация. Оказание коммунальных услуг относится к обязанностям управляющей организации, в данном случае ООО «ЖЭО «Кошино», возникающим из договора управления многоквартирным домом. Таким образом, ООО «ЖЭО «Кощино» является ресурсоснабжающей организацией в указанном жилом доме.
Из материалов дела следует, что истцам, управляющей организацией - ООО «ЖЭО «Кощино» выставляются счета за коммунальные услуги, с февраля 2016 года за коммунальные услуги: за отопление, холодную воду и водоотведение, счета выставляются ООО «КС «Кощино», как ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг должен производиться с соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила). Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В силу п. 42 (1) Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии
В многоквартирном жилом доме <адрес> установлен узел учета тепловой энергии - счетчик воды, ВСТ-40, регистрационный №, заводской №. Индивидуальные приборы учета тепла в многоквартирном доме не установлены, иного из материалов настоящего дела не следует.
Однако, ООО ЖЭО «КС «Кощино» в период март-апрель 2016 года, начисления за коммунальную услугу отопления гражданам производилось исходя из норматива потребления, утвержденного Постановлением Департамента по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от __..__..__ №, без применения коэффициента периодичности внесения потребителями платы. Так расход по общедомовому учету тепловой энергии, установленному в <адрес> за март 2016 года составил 2,58 Гкал, за апрель 2016 года – 1,92 Гкал. С указанным обстоятельством истцы не согласились. По данному поводу Нурбагандова Г.И. обратилась в ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области».
ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» проведена внеплановая документарная проверка деятельности в отношении ООО «КС «Кощино», о чем в материалы дела представлен акт № от __..__..__ (л.д.94-96). По результатам данной проверки выявлены нарушения и вынесено предписание № от __..__..__, а именно, о необходимости произвести корректировку размера платы за услуги «отопление» жильцам дома <адрес> с февраля 2016 года по нормативу потребления данной коммунальной услуги, утвержденному Постановлением Департамента по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от __..__..__ №, с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы (л.д.97-101). Так за февраль 2016 года за отопление начислено согласно показаниям счетчика по тарифу – 83,14 руб./м2, за март-апрель 2016 года начислено по нормативу исходя из 7 месяцев отопительного сезона, тариф – 72,28 руб./м2.
Вместе с тем, из акта допуска к коммерческому учету от __..__..__, выполненного ООО «КС «Кощино», следует, что прибор учета не принят к коммерческому учету в связи с отсутствием документации. __..__..__ указанный учет снят на поверку. ФГУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Смоленской области» выдано извещение о непригодности к применению счетчика воды ВСТ-40, регистрационный №, заводской №, в связи с тем, что при подаче расхода, счетчик не производит отсчет.
В соответствии с п.118 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.
ООО «КС «Кощино» в августе 2016 года, в соответствии с выданным предписанием ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», истцам произведен перерасчет платы за отопление за февраль по нормативу потребления исходя из 12 месяцев отопительного сезона, тариф (с февраля по июнь 2016 года) – 42,17 руб./м2, тариф (с июля по август 2016 года) – 43,86 руб./м2, квитанции с учетом перерасчета направлены жильцам, ранее направленные квитанции необходимо считать недействительными (л.д.83).
Таким образом, требования жильцов дома <адрес>, в том числе Нурбагандовой ГИ., Игнатенковой Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакиной В.С., о перерасчете стоимости тепловой энергии за март – апрель 2016 года, ответчиком ООО «КС «Кощино» выполнены в добровольном порядке.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела по существу, ответчиком произведен перерасчет за спорный период в соответствии с предписанием ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», в связи с чем истцы требования в данной части не поддерживают, суд находит требования истцов в части возложении обязанности исполнить указания Жилищной инспекции, а именно произвести перерасчет стоимости тепловой энергии за март – апрель 2016 года, не подлежащим удовлетворению, в связи с добровольным исполнением.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нарушение прав истцов как потребителей нашло свое подтверждение, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», с ответчика ООО «КС «Кощино» в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Руководствуясь ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, учитывая конкретные фактические обстоятельства дела, длительность нарушения ответчиком ООО «КС «Кощино» прав истцов, необходимость истцов в течение этого времени обращаться в различные инстанции в целях защиты нарушенного права, характер причиненных истцам как потребителям страданий, а также принимая во внимание принцип разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с указанного ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, по 4000 рублей каждому.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что счета за спорный период выставлялись истцам ресурсоснабжающей организацией - ООО «КС «Кощино», которой в ходе рассмотрения дела произведен перерасчет, то требования к ООО «ЖЭО «Кощино» не подлежат удовлетворению, так как права истцов донной организацией с учетом заявленных требований не нарушены.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика – ООО «КС «Кощино», подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Нурбагандовой Г.И., Игнатенковой Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакиной В.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭО «Кощино» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости тепловой энергии, компенсации морального вреда - отказать.
В удовлетворении исковых требований Нурбагандовой Г.И., Игнатенковой Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакиной В.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости тепловой энергии за март – апрель 2016 года – отказать, в связи с добровольным исполнением требований.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино» в пользу Нурбагандовой Г.И., Игнатенковой Ю.Н., Михайленко Л.Н., Корой Л.В., Зевакиной В.С. 20 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, по 4 000 рублей каждому.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино» в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Стеблева