Дело № 2-10/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Эвенск «28» января 2015 г.
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,
с участием заместителя прокурора Северо-Эвенского района Горбачёвой М.П.,
при секретаре Безнутровой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, д. 19, дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств п. Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Северо-Эвенского района обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств п.Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области (далее – МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск») об обязании совершить определенные действия.
В обоснование своих требований прокурор Северо-Эвенского района указал следующее.
Прокуратурой Северо-Эвенского района проведена проверка МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности.
Установлено, что в соответствии с п.2.1, 4.9 Устава МКОУ ДОД «ДШИ п. Эвенск» целью создания Учреждения является реализация образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с уровнем общеобразовательных программ для музыкальных школ, детских школ искусств и художественных школ, осуществляющих обучение детей дошкольного и школьного возраста. Учреждение функционирует в помещении, отвечающем санитарно- гигиеническим, противоэпидемиологическим требованиям и пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» отсутствует система технического контроля за обстановкой – система видеонаблюдения.
Согласно п.п. 1 п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение требований, в том числе, в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.
Таким образом, МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» меры по повышению надежности защиты образовательного учреждения от возможных актов террористического характера и других чрезвычайных происшествий приняты не были.
Незащищенность образовательного учреждения, а также свободный доступ посторонних лиц способствует созданию негативных последствий, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу и жизнь как обучающихся несовершеннолетних детей, так и граждан, посещающих данное учреждение. нарушение требований законодательства в указанной сфере существенно ущемляет права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
Просит суд обязать МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о его времени и месте извещён, дело просит рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо, участвующее в деле – администрация Северо-Эвенского района просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, участвующее в деле – Управление культуры Северо-Эвенского района администрации Северо-Эвенского района по существу искового требования возражений не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учётом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения заместителя прокурора суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора заявленные требования прокурора подтвердил, просит обязать ответчика оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п., п. 2, 14, ч., ч. 3, 7 ст. 28, п.8. ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009», утвержденного Приказом Минрегион России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (далее - Свод правил), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.
Требования Свода правил направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, распространяются на помещения общественного назначения. Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется данный нормативный документ приведен в приложении «В» Свода правил. Согласно вышеуказанному перечню, к основным функционально – типологическим группам зданий и помещений общественного назначения относятся здания и помещения учебно-воспитательного назначения: учреждения образования, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные учреждения, внешкольные учреждения (школьников и молодежи).
В силу положений п.п.1,2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных организаций, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.п.6.1.п.6.,п.11.ч.1.ст.8, ч.4. ст.9, ч.1,4.ст. 62, ч.1.ст.70, ч.1.,ч.3. ст.71 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский район», принятого решением Собрания представителей Северо-Эвенского района от 03.02.2006 г. № 58, к вопросам местного значения Северо-Эвенского района относятся – участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Северо-Эвенского района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечении е которого осуществляется органами государственной власти Магаданской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Магаданской области.
Северо-Эвенский район имеет собственный бюджет (бюджет Северо-Эвенского района); в бюджете Северо-Эвенского района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Магаданской области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы бюджета Северо-Эвенского района.
Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы и предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Магаданской области и Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский район» не допускается.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением Северо-Эвенского района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Магаданской области, областных законов, Устава Северо-Эвенского района, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п.1.1.,п.2.1, п.2.3,п.4.2, п.4.3, п.4.5,п.5.4 Положения «Об Управлении культуры Северо-Эвенского района администрации Северо-Эвенского района» (далее – Положение), утвержденного решением собрания представителей Северо-Эвенского района от 30.04.2008 г. № 202 (с изменениями, внесенными решением собрания представителей Северо-Эвенского района от 01.04.2014 № 133) Управление культуры Северо-Эвенского района администрации Северо-Эвенского района (далее - Управление культуры) является структурным функциональным органом администрации Северо-Эвенского района, осуществляющим управление в области культуры, дополнительного образования в сфере искусства, охраны историко-культурного наследия в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский район» и Положением; к основным направлениям деятельности Управления культуры относится создание условий для культурно-творческой деятельности, эстетического и художественного воспитания детей; для достижения установленных Положением целей Управление культуры осуществляет разработку планов и программ Северо-Эвенского района в части развития культуры и обеспечения культурного обслуживания населения, целевых программ развития культуры Северо-Эвенского района, принимает участие в формировании проекта бюджета Северо – Эвенского района в сфере культуры; управление деятельностью Управления культуры осуществляет руководитель в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский район» и Положением; руководитель несет персональную ответственность за решение вопросов в сфере культуры, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Магаданской области, нормативно-правовыми актами Северо-Эвенского района; руководитель Управления культуры действует от имени Управления культуры без доверенности, в том числе представляет интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления и во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами; Управление культуры обеспечивает здоровье и безопасные условия труда и несет ответственность за соблюдение Федерального закона « Об основах охраны труда».
Распоряжением Администрации Северо-Эвенского района от 08.12.2014 г. № 789-к руководителем Управления образования назначена с 11.12.2014 года ФИО2
Согласно Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц серии 49 № 000332914 и в соответствии с п.1.3, п.1.4, п.1.5,п.4.4,п.п.5.4.2, п.п. 5.4.3.1, п.7.9 Устава МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» (далее по Уставу МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» – Учреждение), утвержденного приказом Управления культуры Северо-Эвенского администрации Северо-Эвенского района от 18.07.2014 № 69, является некоммерческой организацией, юридическим лицом, учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Северо-Эвенский район»; функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление культуры Северо-Эвенского района; целью создания Учреждения является реализация образовательных программ дополнительного образования в соответствии с уровнем общеобразовательных программ для музыкальных школ, детских школ искусств и художественных школ, осуществляющих обучение детей дошкольного и школьного возраста; Учреждение имеет право планировать свою деятельность и определять перспективы развития Учреждения по согласованию с учредителем; к компетенции Учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах бюджетного финансирования, внебюджетных средств; создание условий, необходимых для организации воспитательной и образовательной деятельности; руководителем Учреждения является директор Учреждения, который назначается и освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим законодательством; работники Учреждения обязаны охранять жизнь и здоровье детей;
Приказом Северо-Эвенского районного отдела культуры от 11.04.2003 г. № 21-к, исполняющая обязанности директора Детской школы искусств ФИО3 переведена директором Детской школы искусств с 11.04.2003 г.
По информации руководителя Управления культуры Северо-Эвенского района администрации Северо-Эвенского района исх. от 26.01.2015 г. № 24, установка системы видеонаблюдения в МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» по устной договоренности с ООО «Специализированное монтажно – наладочное предприятие – 3» запланирована на март 2015 года.
Согласно письму директора МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» исх. от 08.12.2014 г., счету № 2047 от 09.12.2014, предъявленному ООО «Специализированное монтажно – наладочное предприятие – 3», расчету расходов на установку и пусконаладку системы видеонаблюдения в помещениях, расположенных в МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск», директором МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» совместно с Управлением культуры Северо-Эвенского района администрации Северо-Эвенского района проделана определенная работа по установке системы видеонаблюдения в помещениях МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск». Таким образом, ответчиком осуществлялись действия, направленные на «обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности».
Однако доказательств о приобретении и установке системы видеонаблюдения, а также по оборудованию помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения суду ответчиком не предоставлены.
Из сообщения МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» от 08.12.2014 г. № 36 следует, что в здании МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» не предусмотрено помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на МКОУ ДОД «ДШИ п.Эвенск» обязанности по оборудованию помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения. Оборудование помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, то есть создание и поддержание необходимого уровня защищенности данного объекта, входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, в связи с чем, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в доход соответствующего бюджета.
Размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составит 4000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район».
Руководствуясь ст., ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств п.Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств п.Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 29.01.2015г. с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через районный суд.
Судья Н. М. Яруллина