РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г. Москва
Таганский районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Спицыной С.С.,
при секретаре Гончаровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3574/18 по исковому заявлению Кондратчик * *, Лагно * *, действующей в интересах Кондратчик * * к Государственному бюджетному учреждению города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» о признании решения об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги недействительным, обязании предоставить государственную услугу,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лагно Е.С., действующая в интересах несовершеннолетних Кондратчик А.С., Кондратчик Д.Ф. обратилась в суд с иском к ответчику ГБУ «МФЦ города Москвы» о признании решения об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги недействительным, обязании предоставить государственную услугу, указывая в обоснование иска на то, что на ее попечении находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, - Кондратчик Л.Ф. и Кондратчик А.С., которые временно зарегистрированы по ее адресу в г. Москве, ввиду чего они имеют право на получение социальной карты, которая дает право на бесплатный проезд по г. Москве. Поскольку ГБУ «МФЦ города Москвы» отказало в принятии документов для оформления социальных карт, Лагно Е.В. была вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного права и просит признать решение ГБУ «МФЦ города Москвы» об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги от 12 сентября 2016 года № * недействительным, обязать ГБУ «МФЦ города Москвы» принять документы, предоставленные Лагно Е.С. в интересах подопечных Кондратчик А.С. и Кондратчик Д.Ф. для предоставления государственной услуги – выдачи социальных карт по обращению № *.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2017 года в удовлетворении иска Лагно Е.С., действующей в интересах несовершеннолетних Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С., к ГБУ «МФЦ города Москвы» о признании решения об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги недействительным, обязании предоставить государственную услугу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 сентября 2017 года решение Таганского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2017 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 года решение Таганского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 сентября 2017 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы.
Определением Таганского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года производство по делу в части исковых требований Кондратчик А.С. к ГБУ «МФЦ города Москвы» об обязании предоставить государственную услугу прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Истцы, а также представитель истцов Яковлева Е.С. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ГУП «МФЦ города Москвы» по доверенности Чупикина К.В. и Кудрявцева Е.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель третьего лица ГУП «Московский социальный регистр» Сыстеров Е.Е. в судебном заседании полгал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным представителем ответчика ГУП «МФЦ города Москвы» в его письменных возражениях.
Представитель третьего лица Администрации муниципального округа Замоскворечье в г. Москве в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица УСЗН ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходи к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлениями администрации муниципального образования «Котлас» Архангельской области №1293 от 25 мая 2016 года и №1476 от 16 июня 2016 года Лагно Е.С. и ее супруг Лагно И.П. назначены соответственно опекунами над малолетней Кондратчик Д.Ф., ******* года рождения, и попечителями над несовершеннолетней Кондратчик А.С., ******** года рождения. В этих постановлениях содержится ходатайство перед отделом опеки, попечительства и патронажа района Замоскворечье УСЗН ЦАО г. Москвы о постановке подопечных на учет по месту жительства опекунов.
Несовершеннолетние дети Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Котласского городского суда Архангельской области от 22 октября 2009 года их мать Кондратчик М.А. лишена родительских прав, сведения об отце в актовых записях о рождении детей отсутствуют.
Администрация муниципального округа Замоскворечье в г. Москве, рассмотрев заявление Лагно Е.С., зарегистрированной по адресу: г. Москва, ********, проживающей по адресу: г. Москва, *********, и Лагно И.П., зарегистрированного по адресу: *******, проживающего по адресу: г. ********, приняла постановление №74-П от 22 июня 2016 года, которым малолетняя подопечная Кондратчик Д.Ф. поставлена на учет в уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Замоскворечье в г. Москве по месту жительства опекунов.
Постановлением администрации муниципального округа Замоскворечье в г. Москве от 22 июня 2016 года №75-П несовершеннолетняя подопечная Кондратчик А.С. поставлена на учет в уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Замоскворечье в г. Москве по месту жительства опекунов Лагно Е.С. и Лагно И.П. по адресу: г. **********. Этим же постановлением опекунам предписано принять меры по регистрации подопечной по месту пребывания в г. Москве на период опеки и попечительства, а также назначены денежные средства на содержание несовершеннолетней подопечной Кондратчик А.С. в размере, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 28 июня 2016 года, выданному отделом УФМС по г. Москве по району Таганский, Кондратчик Д.Ф. с 28 июня 2016 года по 28 июня 2021 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. ********, то есть по месту регистрации опекуна Лагно Е.С.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 30 июня 2016 года, выданному отделом УФМС по г. Москве по району Таганский, Кондратчик А.С. с 30 июня 2016 года по 30 июня 2021 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **********, то есть также по месту регистрации попечителя Лагно Е.С.
Из справок администрации муниципального округа Замоскворечье в г. Москве №951 и №952 от 16 сентября 2016 года следует, что Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С., проживающие по адресу: *********, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2016-2017 учебном году Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С. учатся соответственно в восьмом и десятом классах ГБОУ г. Москвы «Многопрофильный лицей №1799».
Управлением организации социальных выплат населению Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы на обращение Лагно Е.С. 28 октября 2016 года сообщено, что на содержание несовершеннолетних Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С. с даты их регистрации в г. Москве на период до их совершеннолетия назначены денежные средства. 18 августа 2016 года ОСЗН Таганского района, в связи с передачей детей Кондратчик А.С. и Кондратчик Д.Ф. в семью, произведена выплата единовременного пособия, предусмотренного ст.ст.12.1, 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в размере 15 512 руб. 65 коп. на каждого подопечного ребенка. ОСЗН района Замоскворечье Лагно Е.С. выплачена ежемесячная компенсация на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством), за период с 01 мая 2016 года по 31 октября 2016 года в сумме 5 568 руб. на Кондратчик Д., за период с 01 июня 2016 года по 31 октября 2016 года в сумме 4 640 руб. на Кондратчик А.
12 сентября 2016 года Лагно Е.С. обратилась в МФЦ Таганского района г. Москвы с заявлением, в котором просила предоставить государственную услугу - оформление и выдача социальной карты подопечным, однако в приеме документов было отказано со ссылкой на отсутствие у подопечных детей постоянной регистрации в г. Москве.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, а потому не вызывают у суда сомнений.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что отказ ответчика в приеме документов для выдачи социальных карт подопечным истца со ссылкой на отсутствие у них постоянной регистрации в г. Москве является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы подопечных, как особой категории лиц, находящихся под социальной защитой государства.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 )граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (далее Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61) дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
В силу ст.10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года №668-ПП «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве» (далее Порядок).
Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признается гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ).
Социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (п. 1.7.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года №668-ПП «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве» (далее постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года №668-ПП)).
В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года №668-ПП (приложение 3), названы в том числе граждане, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки, указанные в ст. 10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61 (п. 2.8 Перечня).
Пунктом 1 ст.20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Пунктом 2 ст.36 ГК РФ установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающих получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей. Эти нормативные положения соответствуют требованиям ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1, согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61 следует, что он направлен на создание условий для повышения уровня жизни и гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти г. Москвы комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, поставив несовершеннолетних детей Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С. на учет в уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Замоскворечье в г. Москве, назначив их опекунам (попечителям) Лагно Е.С. и Лагно И.П. денежные средства на содержание несовершеннолетних детей Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С., уполномоченный орган опеки и попечительства г. Москвы установил, что местом жительства подопечных Кондратчик Д.Ф. и Кондратчик А.С. является г. Москва.
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности вынесенного решения об отказе в приеме документов по основанию отсутствия у подопечных детей постоянной регистрации в г. Москве, в связи с чем, находит исковые требования о признании решения об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги недействительным, обязании предоставить государственную услугу, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги №* от 12 сентября 2016 года.
Обязать Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» принять документы, предоставленные Лагно * * в интересах подопечной Кондратчик * *, * года рождения, для предоставления государственной услуги – выдача социальной карты по обращению №*.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Спицына С.С.
6