РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2022 года г. Москва
Хорошевский районный суд г. Москвы
в составе:
председательствующего судьи Лутохиной Р.А.,
при секретаре Ходаковской Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-605/2022 (77RS0031-02-2022-016488-75) по административному иску Радченко Е.П. к ФССП России ГУФССП России по г. Москве, начальнику отделения ОСП по СЗАО о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании действий незаконными.
В обоснование своих заявленных требований административный истец ссылается на следующие обстоятельства.
Судебным приставом-исполнителем Османовым М.К. возбуждено исполнительное производство № 18736/22/77057-ИП от 27.01.2022г. на основании исполнительного листа от 21.12.2021г. ФС № 039728148, выданного Мещанским районным судом. Судебный пристав-исполнитель совершил противоправные действия, выразившиеся в имитации осуществления должностных функций – оформлении документов от имени сотрудника ФССП РФ, что противоречит положениям федерального закона «О судебных приставах».
Исходя из действий ответчика, а также положений общеизвестных не отмененных нормативно-правовых актов РФ, административный истец считает его действия нарушением положений действующего законодательства, а потому неправомерными, поскольку ответчику судебным приставом-исполнителем не является в силу закона, вследствие чего никакими полномочиями судебного пристава-исполнителя обладать не может.
Пунктом 1 ст. 3 Закона РФ от 21.07.1997г. № 118-ФЗ(ред. От 29.07.2018г.) «О судебных приставах», установлено, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, однако ответчик такого гражданства не имеет.
Сведения ответчика о своем гражданстве при оформлении его документов для назначения на должность судебного пристава, представлены не соответствующие действительности, т.е. заведомо ложные.
При этом, хотя формальное назначение на должность и состоялось, но без соответствия требованиям, предъявляемым к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. При указанных обстоятельствах осуществлять принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, ответчик не вправе, как не обладающий специальным статусом.
В силу изложенного ответчик не соответствует установленным требованиям, хотя и назначен на эту должность судебных приставом.
Все вышеизложенные обстоятельства являются общеизвестными фактами, изначально не порождающими правовых последствий для формальных носителей бланков паспортов РФ, о чем административный ответчик, как лицо, обладающее юридическими познаниями, не может не знать.
В этой связи действия ответчика являются самоуправством и не основаны на вышеназванных требованиях законодательства о судебных приставах в РФ, нарушают нормы Конституции РФ, КоАП РФ и КАС РФ, которыми предусмотрено, что осуществлять принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, может только судебный пристав, а не лицо, ошибочно назначенное на эту должность, но не соответствующее требованиям, предъявляемым к лицу назначаемому на должность судебного пристава.
Действия неуполномоченных лиц, именуемых себя судебными приставами, от имени РФ, является нарушением как моих прав, так и прав неограниченного круга лиц, на осуществление принудительного исполнения судебных актов, как лицами, ненадлежащем наделенными специальными полномочиями.
Административный истец просит суд признать действия представляющегося «судебным приставом-исполнителем» Османова М.К., как должностного лица, ошибочно назначенного судебным приставом-исполнителем подразделения ОСП по Северо-Западному АО ГУФССП России по г. Москве, при попытке возбуждения исполнительного производства № 18736/22/77057-ИП от 27.01.2022г. в отношении административного истца на основании решения Мещанского районного суда по делу № 2-10461/2021 от 17.12.2021г. незаконным и неправомерным в силу отсутствия у него надлежащих полномочий.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Законе N 229-ФЗ, входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Возбуждение исполнительных производств регламентировано статьями 13, 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которые предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, соответствующего требованиям закона.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела.
В производстве судебного пристава-исполнителя ОСП по СЗАО УФССП России по г. Москве Османова М.К. находится исполнительное производство № 18736/22/77057-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС № 039728148, выданного Мещанским районным судом г. Москвы 21.12.2021г., в отношении должника Радченко Е.П., предмет исполнения: взыскание задолженности в размере 1 008 723,85руб., в пользу взыскателя Банк ВТБ(ПАО).
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по СЗАО УФССП России по г. Москве Османовым М.К. проведен ряд исполнительных действий, направленных на своевременное и правильное исполнение требований исполнительного документа.
Как следует из административного иска, административный истец считает, что судебный пристав-исполнитель Османов М.К. не соответствует требованиям, предъявляемым к лицу, назначаемым на должность судебного пристава, в связи с чем, осуществлять принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, не вправе, как не обладающий специальным статусом.
Данные доводы административного истца судом отклоняются как не состоятельные, в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
При этом в силу ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Полномочия судебных приставов-исполнителей в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба судебных приставов, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Указ N 314 опубликован в изданиях: «Российская газета», N 50, 12.03.2004г. и «Собрание законодательства Российской Федерации», N 11, 15.03.2004г., ст. 945.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, за которой закреплен статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов, подведомственного Министерству юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов ( судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Статьей 3 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона «О судебных приставах» установлено, что судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов(судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В судебном заседании установлено, что отдел судебных приставов по СЗАО УФССП России по Москве является структурным подразделением Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России.
Полномочия судебных приставов-исполнителей , в том числе и Османова М.К., подтверждаются приказом Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России на должность судебного пристава-исполнителя и выданным им в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О судебных приставах» служебным удостоверением.
Утверждение административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель действует незаконно, не обладая специальным статусом, не основаны на положениях Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно ч. 2 ст. 5 которого непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Таким образом, существенных нарушений, позволяющих признать действия судебного пристава-исполнителя» Османова М.К., как должностного лица, ошибочно назначенного судебным приставом-исполнителем подразделения ОСП по СЗАО ГУФССП России по г. Москве, при попытке возбуждения исполнительного производства № 18736/22/77057-ИП от 27.01.2022г. в отношении административного истца на основании решения Мещанского районного суда по делу № 2-10461/2021 от 17.12.2021г. незаконным и неправомерным в силу отсутствия у него надлежащих полномочий, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Радченко Е.П. к ФССП России ГУФССП России по г. Москве, начальнику отделения ОСП по СЗАО о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хорошевский районный суд города Москвы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Лутохина
Решение принято в окончательной форме 31.01.2023 г.