Дело №2-117/2022
УИД 53RS0015-01-2022-000054-47
Решение
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
при секретаре- помощнике судьи Баталовой Н.А.,
с участием представителя истца- ст.помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Лебедевой М.В.
рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» об оснащении фельдшерско-акушерского пункта соответствующим оборудованием,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» (далее ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ») об обязании оснастить фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Дуброво, ул. Ветеранов, д. 10, медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи в соответствии со Стандартом фельдшерско-акушерских пунктов (далее-ФАП), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в деятельности фельдшерско-акушерских пунктов ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ». В ходе проверки установлено, что предметом деятельности ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» является оказание медицинских услуг населению. В структуру ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», в том числе входит ФАП, расположенный Новгородская область, Солецкий район, д. Дуброво, ул. Ветеранов, д. 10 (далее ФАП д. Дуброво). В нарушение требований действующего законодательства, Стандарта ФАП д. Дуброво не обеспечен необходимым оборудованием, а именно: электрокардиографом портативным 3х- или 6ти-канальным (п.14 Стандарта), автоматическим дефибриллятором (п.15 Стандарта), тонометром для измерения артериального давления на периферических артериях, манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года (п.16 Стандарта), щитом спинальным с устройством для фиксации головы рентгенпрозрачным, амагнитным (п.22 Стандарта), одеялом с подогревом (п.24 Стандарта), секундомером (п.25 Стандарта), роторасширителем одноразовым (п.29 Стандарта), языкодержателем (п.30 Стандарта), стерилизатором электрическим средним (п.31 Стандарта), кислородным ингалятором (п.33 Стандарта), анализатором уровня сахара крови портативным с тест-полосками (п.34 Стандарта), пульсоксиметром портативным (п.45 Стандарта), спиртометром (портативным с одноразовыми мундштуками) (п.46 Стандарта), тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления (п.57 Стандарта),
По результатам проверки прокурором Солецкого района Новгородской области 19 октября 2020 года вынесено представление, которое рассмотрено главным врачом ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», однако при проведении проверочных мероприятий по контролю за фактическим устранением выявленных нарушений установлено, что по состоянию на декабрь 2021 года нарушения фактически не устранены, что повлекло за собой длительное нарушение прав граждан на получение доступной качественной медицинской помощи. Считает, что отсутствие необходимого оборудования в ФАПе в д. Дуброво свидетельствует об отсутствии надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, а также препятствует реализации принципов охраны здоровья, и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних на получение качественной медицинской помощи.
Истец -прокурор Лебедева М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные исковом заявлении.
Ответчик - представитель ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному отзыву, признавая требования прокурора обоснованными, сослалось на отсутствие финансовой возможности за счет собственных средств обеспечить оснащение ФАПа в соответствии с действующим законодательством, указало на то, что обратилось в региональный Минздрав с просьбой оказать содействие учреждению для исполнения требований прокурора.
Третье лицо - представитель министерства здравоохранения Новгородской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представил.
В соответствие с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение» в качестве основной задачи предусматривает завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
В силу статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ) медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
Из пункта п.3 ст.2 Закона № 323-ФЗ следует, что медицинская помощь это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу ст. 4 Закона № 323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ст.10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;
Согласно статье 19 Закона № 323-ФЗ, пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В соответствии с ч.1,2 ст.18 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В пунктах 1,5 ч.1 ст.16 Закона № 323-ФЗ указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частями 1, 2 ст.32 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. Одним из видов медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь.
Согласно ч.2 ст.33 Закона № 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н утверждено Положение об организации оказания первично медико-санитарной помощи взрослому населению (далее Положение).
Приказом Минздрава России от 7 марта 2018 года № 92н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям.
В соответствии с п. 10 Положения первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
Пунктом 2 приложения № 15 к Положению установлено, что фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах
В соответствии с п. 11 приложения № 15 к Положению основными задачами ФАПа являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача в соответствии с действующими стандартам оказания первичной медико-санитарной помощи; направление больных с хроническими заболеваниями, в том числе состоящих под диспансерным наблюдением, к участковому врачу с целью коррекции лечения и плана диспансерного наблюдения; организация патронажа детей и беременных женщин; систематическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; проведение профилактических и лечебных мероприятий; проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности; наблюдение за контактными лицами в очагах инфекции; ежеквартальное обследование детей школьных и дошкольных учреждений на педикулез; участие в проведении периодических медицинских осмотров работников; проведение 1 раз в год подворной (поквартирной) переписи населения, проживающего на обслуживаемом участке; проведение санитарно-просветительной работы; организация стационара на дому; обеспечение своевременной госпитализации больных, нуждающихся в оказании стационарной медицинской помощи, в том числе женщин с патологией беременности, а также медицинскую эвакуацию рожениц и родильниц в родильное отделение; осуществление мероприятий по медицинской реабилитации; выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя; оказание медицинской помощи курящим лицам и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные профильные медицинские организации; осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни; направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной (врачебной, специализированной) медико-санитарной или специализированной медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи по профилям, и организацию записи на прием к врачам-специалистам; устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника ФАП либо бригадой скорой медицинской помощи; выявление лиц с повышенным риском развития злокачественных новообразований, с признаками предраковых заболеваний, визуальных локализаций злокачественных новообразований и направление больных с подозрением на злокачественную опухоль и с предраковыми заболеваниями в первичный онкологический кабинет медицинской организации; оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов; участие в мероприятиях по организации оказания первой помощи до прибытия медицинских работников населению малочисленных и (или) расположенных на значительном удалении от медицинской организации населенных пунктов, при угрожающих жизни состояниях и (или) заболеваниях; осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; санитарно-гигиеническое образование населения; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; экспертиза временной нетрудоспособности; организации деятельности пункта наблюдаемого лечения больных туберкулезом, который организуется на функциональной основе, в том числе в составе ФАП, согласно Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2010 года № 1224н (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2011 года № 19640); проведение подворных (поквартирных) обходов с целью выявления больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционное заболевание, в случае угрозы или возникновения эпидемии инфекционного заболевания; извещение в установленном порядке центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований; обеспечение рецептами на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой; реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций; осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора по вопросам оказания доврачебной медицинской помощи; осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
Оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, принятому приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н.
Как установлено в судебном заседании, предметом деятельности ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» является оказание медицинских услуг населению по диагностике и лечению заболеваний, относящихся к профилю деятельности учреждения, медицинской профилактике, диспансеризации, скорой помощи, а также к лечебно-консультативному приему; целью деятельности является удовлетворение общественных потребностей в охране здоровья населения, медицинской помощи и услугах, относящихся к предмету ее деятельности.
Согласно п. 1.6 Устава медицинского учреждения ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения от имени Новгородской области осуществляются министерством здравоохранения Новгородской области.
В структуру ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» входит, в том числе ФАП, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Дуброво, ул. Ветеранов, д.10.
Прокуратурой Солецкого района Новгородской области до 19 октября 2020года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения в обособленных структурных подразделениях ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», в том числе и в ФАП д. Дуброво.
В ходе проверки ФАП в части его оснащения медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи, было установлено, что необходимое оборудование, перечень которого утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н, в нем отсутствует.
Из представления по результатам проведенной проверки усматривается, что отсутствует медицинское оборудование (оснащение), необходимое для оказания медицинской помощи, а именно: электрокардиограф портативный 3-х или 6-канальный - 1 шт. автоматический дефибриллятор 1 шт., тонометр для измерения артериального давления на перифирических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей в том числе до 1 года 1шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы рентгенопрозрачный, амагнитный - 1 шт., одеяло с подогревом 1 шт., секундомер - 2 шт., роторасширитель одноразовый - 2 шт., языкодержатель - 2 шт., стерилизатор электрический средний - 1 шт., кислородный ингалятор - 1 шт., анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками 1 шт., пульсоксиметр портативный - 1 шт., спиртометр (портативный с одноразовыми мундштуками) 1 шт., тонометр транспальпебральным для измерения внутриглазного давления 1 шт.
Отсутствие указанного медицинского оборудования ответчиком не оспаривается.
Учитывая нормы действующего законодательства, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие указанного в иске необходимого оборудования в ФАПе д. Дуброво свидетельствует об отсутствии надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и о не достижении ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации прав человека и гражданина на охрану здоровья, на доступную, качественную медицинскую помощь, в связи с чем, заявленные исковые требований подлежат удовлетворению.
При этом судом учитывается, что соблюдение требований Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н, является обязательным, что следует из постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года №1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» и Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 №1722», утвержденных Минздравом России, согласно которому в данный перечень внесено и вышеуказанное Положение об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
Поскольку исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области направлены на защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем иске: в чем заключаются интересы, в чем заключается угроза нарушения прав, и как интересы должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, а также то обстоятельство, что представление истцом об устранение указанных выше нарушений было внесено более года назад, суд полагает необходимым установить сроки исполнения решения суда- в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 11, 56, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» об оснащении фельдшерско-акушерского пункта соответствующим оборудованием удовлетворить.
Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Дуброво, ул. Ветеранов, д.10 оборудованием (оснащением):
электрокардиограф портативный 3-х или 6-канальный - 1 шт., автоматический дефибриллятор 1 шт., тонометр для измерения артериального давления на перифирических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года 1шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы рентгенопрозрачный, магнитный - 1 шт., одеяло с подогревом 1 шт., секундомер - 2 шт., роторасширитель одноразовый - 2 шт., языкодержатель - 2 шт., стерилизатор электрический средний - 1 шт., кислородный ингалятор - 1 шт., анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками 1 шт., пульсоксиметр портативный - 1 шт., спиртометр (портативный с одноразовыми мундштуками) 1 шт., тонометр транспальпебральным для измерения внутриглазного давления 1 шт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд в течение месяца.
Председательствующий М.Н. Навойчик