Дело № 2-350/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи) : Дроздова С.А.,
при секретаре : Катинас М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой О. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Климова О.А. обратилась в суд с вышеуказанным требованием к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) (до реорганизации – ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе, далее – ГУ-УПФР в Сафоновском районе), ссылаясь на то, что ответчиком отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия требуемого специального стажа. При этом, в указанный стаж не включен период трудовой деятельности в качестве учителя математики в средней школе № ххх <адрес> Республики Туркменистан. Считая данный отказ необоснованным, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании Климова О.А. заявленные требования уточнила, дополнительно просит обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с дд.мм.гггг, с учетом включения в специальный стаж периода трудовой деятельности в качестве учителя математики с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в средней школе № ххх <адрес> Республики Туркменистан, за исключением времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Представитель ГУ-УПФР в Сафоновском районе иск не признал.
Представитель Комитета по образованию администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, с заявленными истцом требованиями согласился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.
Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого являются Российская Федерация и Туркменистан, определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1).
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2 статьи 6).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года (пункт 1).
Порядок пенсионного обеспечения, изложенный в настоящем письме, распространяется на граждан, постоянно проживающих (зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке) на территории России или признанных в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами (пункт 5).
Аналогичные разъяснения содержатся в Рекомендациях по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления ПФР от дд.мм.гггг № ххх (далее – Рекомендации).
В частности, документом, подтверждающим личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории Российской Федерации являются: для граждан Российской Федерации - паспорт; свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Пунктом 5 вышеназванных Рекомендаций предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Помимо этого, периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список 2002 г.);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список 1999 г.);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список 1991 г.);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее – Перечень 1959 г.).
В частности, Перечнем 1959 г. предусмотрены учителя средних школ (пункт 1 подраздела 1 раздела I), Списком 1991 г. – учитель школы, Списком 1999 г. - учитель среднеобразовательной школы (пункт 1 раздела «Наименование должностей», пункт 1 раздела «Наименование учреждений»), Списком 2002 г. – учитель школ всех наименований (пункт 1 раздела «Наименование должностей», пункт 1.1 раздела «Наименование учреждений»).
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки Климовой О.В. следует, что с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг истица осуществляла трудовую деятельность в качестве учителя математики средней школы № ххх <данные изъяты>.
Материалами дела также установлено, что дд.мм.гггг Климова О.В., являясь гражданкой Российской Федерации, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть в связи с осуществлением педагогической деятельностью. Однако, решением ГУ-УПФР в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг в назначении указанной пенсии истице отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа (25 лет), который, согласно расчету ответчика, составил на момент обращения за назначением пенсии 15 лет 9 месяцев 24 дня. При этом, в стаж работы по специальности включен период работы в качестве учителя математики средней школы № ххх дд.мм.гггг с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Вместе с тем, трудовая деятельность в той же должности с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в специальный стаж не включена, поскольку компетентными органами Туркменистана не подтвержден факт того, что в спорный период законодательством указанного государства предусматривалась возможность досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Помимо этого, теми же компетентными органами документально не подтверждена уплата страховых взносов за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
Подпунктом «а» пункта 12 данного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из имеющихся в материалах дела сообщений Управления Пенсионного фонда Марыйского велаята Туркменистана № ххх от дд.мм.гггг, № ххх от дд.мм.гггг и № ххх от дд.мм.гггг, направленных в адрес ГУ-УПФР в Сафоновском районе следует, что законодательство Туркменистана о статусе лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не претерпевало изменений со времен действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 03.08.72 № 593, Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 12.04.84 № 313) до вступления в силу Кодекса Туркменистана «О социальном обеспечении» от 17.03.2007 года № 98-III и постановления Президента Туркменистана от 25.12.2009 № 10732. В этой связи, поскольку работа Климовой О.В. с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг на территории Туркменистана приходилась на период до вступления в силу Кодекса Туркменистана «О социальном обеспечении» от 17.03.2007 года № 98-III, указанная трудовая деятельность в качестве учителя математики средней школы № ххх <адрес> подлежит включению в страховой и специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в том числе, в соответствии с Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", заключенным 13.03.1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом, в период работы Климовой О.В. с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг производились отчисления в Пенсионный фонд Туркменистана.
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также исходя из вышеназванных правовых норм и нормативных актов, суд находит, что спорный период трудовой деятельности Климовой О.В. в качестве учителя математики средней школы № ххх <данные изъяты> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг) подлежит включению в специальный стаж истицы.
В этой связи, заявленные Климовой О.В. требования о досрочном назначении страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил более 25 лет.
При этом, доводы органа пенсионного обеспечения в обоснование отказа в назначении пенсии о том, что в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия государственным служащим, начиная с дд.мм.гггг, назначается с увеличением возраста, а Климова О.В. на момент обращения за ее назначением на постоянной основе замещает муниципальную должность, не могут быть признаны состоятельными.
Действительно, Федеральным законом от 23.05.2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" статья 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» дополнена частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону."
Также Федеральный закон «О страховых пенсиях» дополнен Приложением 5, в котором указаны формулы возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, и приведена формула V + 6 месяцев, где V - возраст, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, истец приобрела право на пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть независимо от возраста, в связи с чем, указанные нормы не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Климова О.В. обратилась дд.мм.гггг
В связи с этим, пенсия подлежит назначению истице с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Климовой О. В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе назначить Климовой О. В. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с дд.мм.гггг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Дроздов С.А.