Дело №33-1882
Судья Паршакова С.Л..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2013 года город Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Горбуновой О.А., при секретаре Бородкиной Ю.В., с участием прокурора Синевой A.M.., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Волковой М.И. на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 42 квадратных метров за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., заключение прокурора Синевой A.M., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах Волковой М.И. в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, мотивировав требования тем, что Волкова М.И. относится к числу лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Волкова М.И., /дата рождения/ осталась без попечения родителей. Мать, Лукьянова Р.С. на основании решения суда от 10 января 2003 года ограничена в дееспособности, отец Волков И. А. умер /дата/ Волкова М.И. поставлена на учет для получения жилого помещения ( очередность на 13 ноября 2012 года -2). В 2010 году Волкова М.И. окончила ГОУ СПО «***»- В настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Волкова М.И. является матерью Волкова Э.В., /дата рождения/, который также не имеет жилого помещения. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Волковой М.И. на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. метров, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Помощник прокурора Чернушинского района Миргунова О.В. в судебном заседании на иске настаивала, полностью подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Волкова М.И. в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, представила телефонограмму, в которой просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Правительство Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило, представив заявление, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края, поскольку полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 42 кв. м с учетом супруги, со ссылкой на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК, считает необоснованным.
Указывает, в силу ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что данные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, которым утверждены "Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении". В соответствии с Правилами жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учет, не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Ст. 50 ЖК РФ, размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальным образовании уровня обеспеченности жилыми помещения (ч.2 ст. 50 ЖК РФ). Решением Земского собрания Чернушинского района от 28.04.2005 года № 284 определена норма предоставления жилого помещения в 15 кв. м. Кроме того нормы Федерального закона № 159-ФЗ направлены на оказание целевой государственной поддержки именно детей, оставшихся без попечения родителей, то есть социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, следовательно на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Право на жилое помещение у лица, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является правом, неразрывно связанным с личностью гражданина. Предоставление истцу жилого помещения общей площадью не менее 42 кв. м, с учетом ребенка приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Поскольку указанная норма установлена для распределения средств субсидий на приобретение, строительство и реконструкцию жилого помещения.
В судебное заседание Правительство Пермского края своего представителя не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Волкова М.И., представитель Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Прокурор, участвующий в деле, Синева A.M. в заключении считает доводы апелляционной жалобы несостоятельным, решение подлежащим оставлению без изменений.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы ( в соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ ( редакции, действующей до 01.01.2013 года), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения по предоставлению жилых помещений по договору социального найма (ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации), по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст.8 Федерального закона Российской Федерации №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Пермского края от 14.07.2008 г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма»), в редакции, действовавшей на момент разрешения спора.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что мать истца Волковой М.И. -Лукьянова Р.С. решением Чернупшнского районного суда от 10 января 2003 года ограничена в дееспособности, 07 августа 2003 года умерла, отец - Волков И.А. умер 15 сентября 2001 года. (л. д. 16,18,20,21). Постановлением главы администрации Чернушинского района от 18 марта 2003 года над несовершеннолетней Волковой М.И. установлена опека, опекуном назначена И. (л. д. 16). 18 марта 2003 года Волкова М.И. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, очередность на 13 ноября 2012 года - 2. На момент постановки, на учет, Волкова М.И. находилась в возрасте 13 лег. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Волкову М.И. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 16 июня 2011 года Волкова М.И. окончила обучение в ГОУ СПО «***». Состав семьи Волковой М.И. из двух человек, она и ее несовершеннолетний сын Волков Э.В., /дата рождения/ (л.д. 8, 14). Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра Пермского края, ОГУП «Центр технической инвентаризации», родители Волковой М.И. - Лукьянова Р.С, Волков И.А., Волкова М.И, Волков Э.В. жилого помещения не имели, Волкова М.И. и Волков Э.В. не имеют жилого помещения в настоящее время.
Таким образом, на основе представленных и исследованных судом доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Волкова М.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, а также закрепленного за ней жилого помещения, при этом обладая правом на внеочередное получение жилья, на момент разрешения спора им не обеспечен, следовательно истец имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, с учетом состава семьи из двух человек.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности применения Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ГТК, несогласии с выводами суда в части предоставления истцу жилья общей площадью не менее 42 кв. м, с учетом сына истицы в качестве члена семьи, судебная коллегия признает несостоятельными.
Исходя из положений п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора), дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулировались, в том числе Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», который подлежал применению к рассматриваемым отношениям, поскольку являлся дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Пунктом 9 статьи 1 Закона Пермского края № 255-ПК было предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с ч.3 ст.9 указанного Закона, жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей, норма предоставления площади жилого помещения на семью, состоящую из двух человек составляет 42 кв. м.
Таким образом, вывод суда в этой части является правильным, при разрешении спора суд обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. №255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен материальный закон, подлежащий применению, нарушений норм процессуального права не допущено, выводы суда, положенные в основу оспариваемого решения должным образом мотивированы, всем доводам ответчиков дана надлежащая юридическая оценка. В связи с указанным, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: