Решение по делу № 2-262/2018 (2-7455/2017;) ~ М-7461/2017 от 22.09.2017

Решение

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                      26 января 2018 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Слюсарева А.А.

при секретаре Алеевой А.Г.,

с участием прокурора Лесовец В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романова А.А. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Департаменту финансов Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, о признании действий дискриминационными, нарушающими Конвенцию ООН, Федеральный закон 181-ФЗ, постановление Правительства РФ «Доступная среда», солидарном взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Романов А.А. обратился к ответчикам Правительству Тюменской области и Администрации г. Тюмени о признании их действий в отношении истца дискриминационными, нарушающими Конвенцию ООН, Федеральный закон 181-ФЗ, постановление Правительства РФ «Доступная среда», взыскании солидарно с Правительства Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Департамента финансов Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области компенсации морального вреда в размере 1000000 руб., расходов на оплату юридических услуг в размере 8000 руб.

Определением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к судебному разбирательству был разрешен вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, которым установлено, что оснований для привлечения в качестве соответчиков Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, Управления государственного строительного надзора по Тюменской области, Аппарата Губернатора, Главы Администрации г. Тюмени не имеется, поскольку они не являются самостоятельными юридическими лицами.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы, у него не двигается левая рука и плохо двигается левая нога. ДД.ММ.ГГГГ истец решил посетить ТЦ «Солнечный» для приобретения зимней обуви. Для перехода к торговому центру он спустился в подземный переход на <адрес>, однако подняться наверх он не смог, потому имеющийся подъемник используется только инвалидами колясочниками, однако ему, в нарушение инструкции, предложили подняться на нем стоя, однако он отказался, так как опасался, что упадет. После этого истец вызвал сотрудников МСЧ и они на носилках подняли его наверх. Затем истец поехал в ТЦ Тюменский, к которому ведет пешеходный переход, в котором используется такой же подъемник, поэтому истец не стал им пользоваться и вернулся домой. В связи с этим, истец считает действия ответчиков дискриминационными, поскольку переходы оборудованы подъемниками только для инвалидов колясочников без учета других маломобильных групп населения. В результате этих действий истец испытал моральные потрясения, испытывал долгое время стресс и недомогание, повысилось давление. С этого момента истец испытывает сильные боли, общее состояние здоровья ухудшилось. В связи с полученными травмами истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб., а также судебные расходы.

В судебном заседании истец Романов А.А. иск поддержал в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель ответчика Департамента финансов Тюменской области Куракина Е.Г. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика Администрации г. Тюмени Мусина О.С. в суде просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области Смирнова А.Б. в суде просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МБУ «Тюменьгормост» Могорян Л.Б. в суде просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Главного Управления строительства Тюменской области в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшей, что в удовлетворении иска следует отказать, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Романов А.А. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ТО Тюменская областная служба экстренного реагирования, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут произошло ЧС, Романов А.А. не может подняться по лестнице вверх в подземном переходе на <адрес> г. Тюмени. ГКУ ТО Тюменская областная служба экстренного реагирования подняло мужчину на жесткие носилки и транспортировали наверх.

Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Россией 15 мая 2012 года, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние, объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона, под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Как следует из акта обследования объекта инженерной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ, подземный пешеходный переход по адресу: <адрес> оборудован двумя подъемными платформами БК-230. Платформы находятся в рабочем состоянии, оборудованы исправными кнопками вызова специалиста. В переходе дежурит специалист, в должностные обязанности которого включены функции ситуационного помощи при использовании платформы. Подземный пешеходный переход по адресу: <адрес> оборудован тремя подъемными устройствами, находящимися в рабочем состоянии, двери закрываются автоматически при нажатии на кнопку нужного этажа.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605 и действующий с 1 января 2013 года.

Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Как следует из инструкции по применению подъемника БК 320,подъемная платформа не предназначена для транспортирования лиц, находящихся в лежачем положении, а также для транспортировки каких-либо грузов или животных, запрета на подъем лиц в стоячем состоянии ею не предусмотрено.

В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743 "подъемная платформа для инвалидов" - грузоподъемная машина с вертикальным (угол перемещения платформы не более 15 градусов от вертикали) или наклонным (угол перемещения платформы к горизонтали не более 75 градусов) перемещением для подъема и спуска пассажиров из числа инвалидов и других маломобильных групп населения, размещающихся на грузонесущем устройстве.

Разграничений между инвалидами-колясочниками и другими инвалидами указанные Правила не содержат.

Таким образом, суд считает установленным, что в подземных переходах имеется подъемник, который обеспечивает доступ маломобильных групп населения в пешеходный переход и не нарушает интересов истца, поскольку Романов А.А. имел возможность подняться на указанном подъемнике в стоячем положении.

Довод истца относительного того, что он не мог ею воспользоваться в стоячем положении, так как одна рука у него не действует, а второй рукой он должен держаться за поручень опровергается должностной инструкцией оператора платформы, утвержденной директором МБУ «Тюменьгормост» ДД.ММ.ГГГГ, управление перемещением платформы осуществляется с помощью внешнего и внутреннего пультов (в случае невозможности удержания кнопки управления на внутреннем пульте пользователем, управление осуществляется внешним пультом оператором).

Таким образом, оснований для признания действий Правительства Тюменской области и Администрации г. Тюмени в отношении истца дискриминационными, нарушающими Конвенцию ООН, Федеральный закон 181-ФЗ, постановление Правительства РФ «Доступная среда» не имеется, так как указанными ответчиками надлежащим образом были исполнены все обязательства по социальной защите инвалидов в части предоставления им возможности пользоваться пешеходными переходами наравне с другими людьми, в связи с чем в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.

Ссылка истца на то, что сотрудниками пешеходного перехода на <адрес> ему не была предоставлена информация о возможности подняться наверх, и не была предоставлена помощь в соответствии с правилами безопасности, не является относимой к рассматриваемому спору, поскольку каких-либо требований к МБУ «Тюменьгормост» заявлено не было.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Указанный вред подлежит возмещению по общим правилам, предусмотренным ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец, заявляя требование о возмещении вреда, должен доказать противоправность действия (бездействия) ответчика, факт и размер понесенного ущерба и причинную связь между действиями ответчика и возникшим вредом.

Руководствуясь приведенными нормами права, и поскольку факт совершения ответчиками действий или бездействий, повлекших причинение истцу морального вреда в указанном им размере, не установлен, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.

Кроме того, судом не установлено наличие причинно-следственной связи между какими-либо действиями или бездействиями ответчиков и ухудшением состояния здоровья истца. Представленные истцом медицинские документы сами по себе не свидетельствуют о том, что имеющиеся у истца заболевания возникли в результате действий ответчиков.

Поскольку в удовлетворении основного иска было отказано. То требование о взыскании судебных расходов также не подлежит удовлетворению на основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Романова А.А. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Департаменту финансов Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, о признании действий дискриминационными, нарушающими Конвенцию ООН, Федеральный закон 181-ФЗ, постановление Правительства РФ «Доступная среда», солидарном взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2018 г.

Судья:                                                                                     Слюсарев А.А.

2-262/2018 (2-7455/2017;) ~ М-7461/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романов Андрей Александрович
прокурор ЦАО
Ответчики
Администрация г. Тюмени
Правительство ТО
Департамент финансов ТО
Другие
МБУ Тюменьгормост"
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Слюсарев А.А.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
22.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2017Передача материалов судье
27.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Подготовка дела (собеседование)
20.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2017Судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
22.01.2018Судебное заседание
26.01.2018Судебное заседание
31.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2018Дело оформлено
25.06.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее