Дело № 2-1837/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники 19 июня 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крюгер М.В.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,
с участием прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Котельникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Юдину Л.А. о возложении обязанности и устранений нарушений,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Юдину Л.А. о возложении обязанности и устранении нарушений. В обоснование иска указали, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокурора Пермского края от <дата> № «Об активизации работы по надзору за исполнением законодательства в лесопромышленном комплексе» проведена проверка исполнения законодательства на территории <адрес> края. В ходе проверки был обследован земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, территория производственной базы ООО «Агрофирма «Суханово». По результатам обследования установлено, что на данном земельном участке ИП Юдиным Л.А. с использованием ленточнопильного станка «.....» производится распиловка древесины в ходе которой образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева – опил, горбыль, специальная площадка для их временного хранения отсутствует. Пилорама расположена под дощатым навесом. Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым № ранее располагался склад ГСМ, приобретенный супругой индивидуального предпринимателя Юдина Л.А. – Юдиной О.М. на основании договора купли-продажи от <дата>. Несмотря на наличие у Юдиной О.М. права собственности на объект недвижимости – склад ГСМ, право на использование земельного участка, ни ею, ни ИП Юдиным Л.А. до настоящего времени не приобретено, то естьуказанный земельный участок используется для распиловки древесины без законных к тому оснований. Земельный участок, занимаемый малым лесопильным комплексом захламлен отходами лесопиления: опилом, горбылем, складированными навалом на земельном участке, где также штабелями складирована продукция лесопиления, древесина. В нарушение ст.ст. 3, 11, 16, 39, 51 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 19, 23 Закона № 89-ФЗ, ст.ст. 21, 22, 39 Закона №52-ФЗ, ст.3 Закона №684-ПК,п.п.3.4, 3.7 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03) ИП Юдиным Л.А. осуществляется складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения, площадке насыпью (навалом); не обеспечена защита поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; не обустроена площадка хранения отходов - отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями. Кроме того, ИП Юдин Л.А. в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не ведет; учёт принимаемой на переработку древесины и регистрацию отгружаемой продукции переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» не ведёт, инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не провёл, проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не разработал, учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не ведёт, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеет, плату за негативное воздействие на окружающую среду не рассчитывает и не производит. Также ответчиком/третьим лицомне приобретено право на земельный участок. Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации. Просят возложить на ответчика - индивидуального предпринимателя индивидуального предпринимателя Юдина Л.А., ОГРНИП №, ИНН №, обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать захламление отходами лесопиления земельного участка с кадастровым №, расположенном по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; завести в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за <дата>, предоставить расчет в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за <дата>; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником; организовать нахождение документации учету принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» в пункте переработки древесины, а также освободить незаконно занятый земельный участок с кадастровым №, прилегающий к помещению по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, до момента приобретения права на него и прекратить деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, до момента устранения нарушений природоохранного, земельного законодательства.
Прокурор Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Котельников А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что не настаивает на требованиях о возложении на ответчика обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за <дата>, предоставить расчет в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за <дата>.
Ответчик ИП Юдин Л.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением, по средствам телефонограммы просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что с предъявленными требованиями и сроками устранения согласен, работа по устранению нарушений ведется, убран опил, разровнена дорога.
Третье лицо Юдина О.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, возражений по иску не представила, ходатайств об отложении дела не заявляла.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокурора Пермского края от <дата> № «Об активизации работы по надзору за исполнением законодательства в лесопромышленном комплексе» в период с <дата> по <дата> проведена проверка в деятельности индивидуального предпринимателя Юдина Л.А., ОГРНИП №, ИНН №, зарегистрированного в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.
В ходе проверки установлено, что ИП Юдин Л.А. осуществляет деятельность по распиловке и обработке древесины на земельном участке с кадастровым №, ранее располагался склад ГСМ, приобретенный на основании договора купли-продажи от <дата> супругой ИП Юдина Л.А. – Юдиной О.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.28). Право на использование земельного участка, ни Юдиной О.М., ни ИП Юдиным Л. А. до настоящего времени не приобретено (л.д.33).
В процессе деятельности ИП Юдина Л.А. образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева - опил, горбыль, при этом специальная площадка для их временного хранения отсутствует, что не оспаривается ответчиком(л.д.14-15,16-22).
В силу п. 1 и п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 и пп.2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее по тексту - ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
Согласно п.5 данного Порядка, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 также утверждены формы журналов учета в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона № 89-ФЗ, за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата.
Согласно п.1,2 ст.16 Закона №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается захранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) и подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.16.1 Закона №7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Таким образом, поскольку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445, опилки натуральной чистой древесины (код 30523001435) и горбыль из натуральной чистой древесины (код 30523001435) имеют 5 класс опасности и согласно ст.4.1 Закона №89-РФ относятся к практически не опасным отходам, то соответственно в силу ч.1 ст.16.1 Закона №7-ФЗ плата за объекты данной категории не предусмотрена.
В соответствии со ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее по тексту –Закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 3.4. Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Согласно пункту 3.7. данных требований, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту – Закон № 96-ФЗ), предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В силу п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-дух.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.1. Временных методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности, утверждённых заместителем министра охраны природы и рационального использования природных ресурсов РФ в 1992 году, в деревообрабатывающих цехах в процессах раскроя пиломатериалов на заготовки и рейки, в цехах по изготовлению оконных и дверных блоков, две-рей, досок пола, паркета, плинтусов, заготовок мебели, товаров культбыта, тары и др. выделяется древесная пыль. Источниками выделения древесной пыли являются циркульные пилы, торцовочные станки, станки фуговальные, рейсмусовые, сверлильные, фрезерные, строгальные, шипорезные, шлифовальные и др. При производстве этих операций образуется пыль различной крупности.
Источниками выбросов древесной пыли в атмосферу являются окна, дв-ри, вентиляция, открытые склады и т.п.
Также, согласно п. 2 раздела 1.2. «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333), пилорамы отнесены к неорганизованным источникам выбросов.
В соответствии с ч. 1 и п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 3 Закона Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», принимаемая древесина, отгружаемая продукция переработки древесины в пунктах переработки древесины подлежат обязательному учету в соответствии с настоящим Законом.
Документами учета в пунктах переработки древесины являются: книга учета принимаемой на переработку древесины; книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины.
На пунктах переработки древесины должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих и правоохранительных органов следующая документация: 1) книга учета принимаемой на переработку древесины; 2) книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины.
Согласно представленных документов, фотоматериалов, а также объяснений ИП Юдина Л.А., из которых следует, что он осуществляет деятельность по распиловке и образуемые отходы лесопиления складируются на открытойплощадке, поскольку построить ангар не представляется возможным, поскольку земля не оформлена, разрешение на размещение отходов отсутствует, лимитов на отходы нет, отчеты об обращении с отходами не составляются, за период деятельности инвентаризация отходов не производилась, разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух не имеется, отпускаемая продукция заносится в журнал учета вывоза, иных журналов нет.
Таким образом, в нарушении указанных норм права, а также Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления ИП Юдин Л.А. осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения, площадке насыпью (навалом); не обеспечил защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; не обустроил площадку хранения отходов - отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями; не ведет: учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; учёт принимаемой на переработку древесины и регистрацию отгружаемой продукции переработки древесины,инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработалпроект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; не ведётучёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; не имеетразрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в части возложения на ответчика - индивидуального предпринимателя Юдина Л.А. обязанности, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, привести деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; ликвидировать захламление отходами лесопиления; завести в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником; а также организовать нахождение документации учёту принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины в пункте переработки древесины, а также освободить незаконно занятый земельный участок с кадастровым №, прилегающий к помещению по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, до момента приобретения права на него.
Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 56 № 7-ФЗ при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 80 № 7-ФЗ требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
Однако, требование Березниковского межрайонного прокурора о возложении обязанности на ответчика – индивидуального предпринимателя Юдина Л.А. прекратить деятельность по распиловке древесины до момента устранения нарушений природоохранного и земельного законодательства суд находит преждевременным. Суд не считает необходимым вмешиваться в хозяйственную деятельность ответчика. Доказательств того, что своей деятельностью ответчик бесспорно создал угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушил права граждан г.Березники суду не представлено, в связи с чем в указанной части требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок устранения ответчиком нарушений, заявленный прокурором в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере ..... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Юдина Л.А. о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Возложить на ответчика - индивидуального предпринимателя Юдина Л.А., ОГРНИП №, ИНН №, обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать захламление отходами лесопиления земельного участка с кадастровым №, расположенном по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; завести в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником; организовать нахождение документации учету принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» в пункте переработки древесины, а также освободить незаконно занятый земельный участок с кадастровым №, прилегающий к помещению по адресу: Территория производственной базы ООО «.....», <адрес>, до момента приобретения права на него.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Юдина Л.А., ОГРНИП №, ИНН № госпошлину в доход местного бюджета в размере ..... рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (23.06.2017).
Судья /подпись/ М.В.Крюгер
Копия верна, судья