ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2014 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего федерального судьи Ермиловой О.А.
при секретаре Коротковой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4089/14 по иску Хромов А.А., Анисимов А.С., Белова Ю.Ю. к администрации Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, 3-и лица администрация с/п <...> МРИФНС № 1 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области о признании недействительными сведений в ГКН, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Истцы Хромов А.А., Анисимов А.С., Белова Ю.Ю. обратились в суд с исковым заявлением о признании недействительными сведений в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> в размере <...> руб. и об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <номер>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на <дата> в сумме <...> руб., мотивируя требования тем, что они являются собственниками данного земельного участка в 1/3 доле каждый, по сведениям ГКН кадастровая стоимость земельного участка составила <...> руб., при этом рыночная стоимость земли на основании отчета об оценке ООО «<...>» равна <...> руб., такие увеличенные сведения в ГКН о кадастровой стоимости земли противоречат положениям п. 3 ст. 66 ЗК РФ и нарушает их права, поскольку влечет завышение суммы налога.
В судебном заседании представитель истцов Папуша Л.Т. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Раменского муниципального района Московской области, в судебное заседание не явился, извещен, направил письменное мнение, которым оставил решение на усмотрение суда и просил о рассмотрении едал без своего участия.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО в судебное заседание не явился, извещен.
Представители 3-их лиц в судебное заседание не явились, уведомлены.
Суд, выслушав доводы представителя истцов, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что истцы Хромов А.А., Анисимов А.С., Белова Ю.Ю. являются собственниками, в 1/3 доле каждый, земельного участка площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для малоэтажного жилищного строительства. Согласно сведений из ЕГРИП истцы не являются индивидуальными предпринимателями. По сведениям ГКН от <дата> кадастровая стоимость данного земельного участка составила <...> руб. Согласно представленной ответчиком ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО кадастровой справке от <дата> г., кадастровая стоимость земельного участка истцов по состоянию на <дата> составила <...> руб. и исчислена на основании Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от <дата> В соответствии с представленным истцами отчетом об оценке ООО «<...>» рыночная стоимость земельного участка на <дата> составила <...> руб., указанная оценка подтверждена представленным истцами заключением Общероссийской общественной организации «<...>», отчет <номер> от <дата> г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Истец как собственник спорного земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога в отношении данного участка.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" были утверждены:
- результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.13;
- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.13;
- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.13.
Как установлено судом, на основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете об оценке ООО «<...>», согласно которому рыночная стоимость земли на дату оценки составила <...> руб., указанная оценка подтверждена представленным истцами заключением Общероссийской общественной организации «<...>», отчет <номер> от <дата> г.
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отчет об оценке ООО «Центр профессиональной оценки», представленный в материалы дела, не оспорен стороной ответчика, суд принимает указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельного участка в размере, значительно превышающим его рыночную стоимость, нарушает права истца и привело к увеличению налоговой базы и налоговых обязательств, а также привело к искажению сведений в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Хромов А.А., Анисимов А.С., Белова Ю.Ю. удовлетворить полностью.
Признать недействительными сведения в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> в размере <...> руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <номер>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на <дата> в сумме <...> руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Федеральный судья
Мотивированное решение составлено 20 октября 2014 г.