Дело № 5-13/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Кытманово Кытмановского района Алтайского 27 мая 2020 года
Судья Кытмановского районного суда Алтайского края М.Г. Ермизина, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Сайденцаля К.С., <данные изъяты> по ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях( далее по тексту КоАП РФ), с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу,
УСТАНОВИЛ:
28 апреля 2020 года в 12 час.15 мин. в <адрес> края около <адрес> Сайденцаль К.С. не выполнил требования п.1.1 « Постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 07 апреля 2020 года № 688 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края», т.е. не выполнил противоэпидемические мероприятия по предписанию надзорного органа о самоизоляции в домашних условиях по адресу: <адрес> на 14 календарных дней со дня прибытия в аэропорт г.Барнаула из г.Москвы, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Сайденцаль К.С. после разъяснения ему как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что действительно 16 апреля 2020 года возвратился из г. Одинцово Московской области, где находился в период с 09 апреля 2020 года, работая вахтовым методом.
По прилету в аэропорт г.Барнаула 16.04.2020 года ему было вручено постановление о самоизоляции на 14 дней; вместе с ним на изоляции находилась также его супруга и малолетние дети.
Находясь на изоляции под медицинским наблюдением, Сайденцаль и члены семьи измеряли температуру, не посещали места скопления людей, т.е. соблюдали ограничения по предписанию.
От сотрудников КГБУЗ « Кытмановская ЦРБ» Сайденцалю было известно, что в период изоляции ему и супруге будет предоставлен лист нетрудоспособности, однако впоследствии 27.04.2020 в предоставлении данного листа было отказано.
Поскольку ни нарушитель, ни его супруга в период изоляции не работали, дохода не имели, а порядок выдачи больничных листов во время самоизоляции медицинскими работниками был нарушен, 28.04.2020 Сайденцаль К.С. принял решение сходить в ближайший магазин за продуктами, где был остановлен сотрудником полиции Б.
Давая аналогичные объяснения во время производства по делу об административном правонарушении ( письменные объяснения на л.д.3 оглашены при рассмотрении административного материала), Сайденцаль указывал на то, что выход на улицу был вынужденной мерой, т.к. продукты питания закончились, а телефон, по которому можно было заказать покупку волонтерам, был не доступен.
Вместе с тем, давая показания при рассмотрении административного материала, Сайденцаль указал, что в <адрес> проживает его сестра, к которой он не стал первоначально обращаться за помощью, хотя имел такую возможность, а в дальнейшем, после обнаружения в его действиях состава административного правонарушения и возвращения домой, обратился к сестре, и она приобрела продукты по его просьбе.
Помимо признания вины лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вина Сайденцаля К.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ полностью подтверждается совокупностью исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств: протоколом об административном правонарушении от 28.04.2020 ( л.д.7); рапортом УУП МО МВД России «Кытмановский» С. ( л.д.1); рапортом начальника ОУР МО МВД России «Кытмановский» Б., ( л.д.2); копией постановления з Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю № 1263 от 16.04.2020 ( л.д.5-6), согласно которого Сайденцалю К.С. по прибытии из г.Москва было предписано находится в режиме изоляции в течение 14 дней с момента прибытия под медицинским наблюдением по месту жительства в <адрес>: не покидать указанное помещение, в том числе, не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, общественные места с массовым скоплением людей, не контактировать с третьими лицами и пр.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ответа на вопрос № 22 « Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 N 120 на территории края введен режим повышенной готовности. Указом Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 для граждан, находящихся на территории Алтайского края, введен режим самоизоляции на дому.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю № 688 от 07 апреля 2020 года в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Алтайского края, проведения мероприятий по санитарной охране территории края, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1 - 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2020 N 57920) в редакции постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2020 N 10 (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2020 N 57955) рекомендовано Губернатору Алтайского края обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих в аэропорт г. Барнаула имени Германа Степановича Титова рейсами из г. Москвы на срок 14 календарных дней со дня прибытия: жителей Алтайского края - в домашних условиях.
Действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сайденцаля К.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, поскольку до него постановление о соблюдении режима изоляции на 14 дней с момента прибытия из г. Москва было доведено, ограничения, установленные постановлением № 11263 от 16.04.2020 ему были понятны, объективных данных, свидетельствующих о наличии в действиях лица крайней необходимости не установлено.
Так, в соответствии со ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
По смыслу приведенной нормы закона опасность, угрожающая личности и иным интересам должна быть реальной, а не мнимой и не предполагаемой; действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда; опасность не могла быть устранена иными средствами; действия, квалифицируемые как административное правонарушение - единственное, что могло бы привести к устранению опасности.
Поскольку совершение Сайденцалем К.С. данного административного правонарушения не являлось действием для устранения опасности и предотвращения вреда, вышеприведенными доказательствами, объяснениями самого лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установлено, что имелась возможность обеспечения продуктами питания без нарушения режима изоляции, в том, числе, путем обращения к близким родственникам, прихожу к выводу о том, что обстоятельства совершения административного правонарушения не отвечают тем условиям, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости и, соответственно, не могут рассматриваться как основание для прекращения производства по делу по указанному основанию.
Вместе с тем, указанные выше обстоятельства совершения административного правонарушении, характеристика личности нарушителя, отсутствие каких-либо негативных последствий от содеянного ( носителем инфекции не являлся, угрозы не представлял), суд полагает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как сказано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Формально в действиях Сайденцаля К.С. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие каких-либо негативных последствий, вреда или ущерба, принцип пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании ст.2.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.. 2.9; ч.2 ст.6.3, ст. 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении Сайденцаля К.С. прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Освободить Сайденцаля К.С., совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
судья М.Г.Ермизина