№2-4320/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Легиной М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории Петрозаводского городского округа и охранной зоне отвода газопровода «Петрозаводск-Южная» - место пересечения газопровода и автодороги <адрес>, мотивируя требование тем, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на указанной выше территории обнаружена несанкционированная свалка. Прокурор указывает, что нахождение несанкционированной свалки на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца Миронова Д.Ю. исковые требования поддержала, полагала возможным установить срок ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Кузьмин В.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в его отсутствие, в случае удовлетворения иска просил установить срок ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления обнаружена несанкционированная свалка отходов, расположенной на территории Петрозаводского городского округа и охранной зоне отвода газопровода «Петрозаводск-Южная» - место пересечения газопровода и автодороги <адрес>.
Нахождение несанкционированной свалки на вышеуказанной территории подтверждается актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями представителя ответчика ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», письмом ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от ДД.ММ.ГГГГ., служебной запиской начальника пункта АРП «Петрозаводск, письмом ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предмет ведения органов местного самоуправления городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Суд считает, что нахождение свалки на указанной территории осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка расположена на территории Петрозаводского городского округа, указанный земельный участок ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» не передавался, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории Петрозаводского городского округа и охранной зоне отвода газопровода «Петрозаводск-Южная» - место пересечения газопровода и автодороги <адрес>, следует возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа. При этом, Администрация Петрозаводского городского округа не лишена возможности решить вопрос о ликвидации несанкционированной свалки, в т.ч. путем привлечения на договорной основе подрядчиков в предусмотренном законом порядке.
В удовлетворении исковых требований к ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» надлежит отказать как к ненадлежащему ответчику.
Учитывая, что для исполнения решения суда ответчику потребуется дополнительное время, суд считает необходимым установить конкретный срок исполнения судебного решения – до ДД.ММ.ГГГГ
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Петрозаводского городского округа и охранной зоне отвода газопровода «Петрозаводск-Южная» в месте пересечения газопровода и автодороги <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска к ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко