Дело № 2-441/20
УИД26RS0001-01-2019-016183-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2020 года.
28 января 2020 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Лысенко Н.С.
с участием:
представителя истца Теряева И.В.-В.В. Иванов по ордеру и по доверенности,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) – Сластеновой С.В. действующей на основании доверенности,
при секретаре Булгаковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Теряева И. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края, о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста, и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в её назначении,
У С Т А Н О В И Л:
Теряев И. В. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста, и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в её назначении.
В обоснование заявленных требований указано, что дата истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсию по старости, с установлением фиксированной выплаты как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера 14 лет 01 месяц 29 дней, со дня первого обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, т.е. с дата, а также произвести перерасчет и выплатить истцу причитающуюся страховую пенсию по старости за период с дата по дата в размере.
Так как с дата, т.е. с даты повторного обращения истца к ответчику, требования о досрочном назначении ему страховой пенсии были удовлетворены.
дата по результатам рассмотрения заявления ответчиком, в удовлетворении вышеизложенных требований истцу было полностью отказано (ответ (о пенсионном обеспечении) №).
Так, согласно действующему на период 2016-2018 г.г. законодательству Российской Федерации, граждане имели право на трудовую пенсию при достижении пенсионного возраста. Для мужчин пенсионный возраст наступал при достижении ими 60 лет.
Вместе с тем, для некоторых категорий граждан предусмотрено досрочное назначение пенсии. Так, для лиц, отработавших установленный период времени на вредных и опасных видах работ или в особых климатических условиях, трудовая пенсия назначается ранее установленного срока. Перечень таких лиц, условия назначения им досрочной пенсии приведены в статьях 27, 27.1, 28, 28.1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Правительством РФ утверждаются списки, в которых приведен перечень работ и специальностей, работа по которым дает право на получение досрочной пенсии.
С учетом вышеизложенного, а также в связи с достижением необходимого (достаточного) пенсионного возраста, дата истец обратился с заявлением к ответчику о назначении ему страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. досрочно.
К указанному заявлению истец приложил имеющиеся у него на тот момент документы - архивные справки и иные документы, подтверждающие осуществление им трудовой деятельности в районах Крайнего Севера за период с 1981 г. по 1997 г.
Также в своем заявлении истец указал, что представить трудовую книжку он возможности не имеет, в связи с ее утратой и невозможностью получения ее копии из архивов <адрес>, на территории которого он в последние годы работал в различных организациях.
Согласно ст. 21 Закона № 400-ФЗ установление и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от дата № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
По результатам повторного обращения истца к ответчику, согласно уведомлению № от дата, истец является получателем страховой пенсии по старости, установленной ему досрочно, как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера 14 лет 01 месяц 29 дней и ему была назначена пенсия в размере 8 614,09 рублей.
Просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (Межрайонное) включить период прохождения Теряевым И. В. с дата по дата военной службы в вооруженных силах Министерства Обороны по призыву в общий страховой стаж при начислении пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) назначить Теряеву И. В. страховую пенсию по старости с дата.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное), произвести Теряеву И. В. перерасчет недополученной им страховой пенсии по старости с дата по дата.
В судебное заседание истец Теряев И.В.- извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причина неявки суду неизвестна, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Теряева И.В. В.В.- Иванов по ордеру и по доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) - Сластенова С.В. по доверенности, исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановления правительства № не сможет служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от дата №, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от дата №-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от № от дата в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия 25 лет страхового стажа.
Так, работниками Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> при исчислении стажа, не включен в страховой стаж период с дата по дата военной службы в вооруженных силах Министерства Обороны по призыву.
дата после повторного обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> истцу назначена страховая пенсия по страсти, как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера 14 лет 01 месяц 29 дней.
Однако суд полагает, что с выводами ГУ УПФ РФ по <адрес> СК - о не включении в страховой стаж истца периода с дата по дата военной службы в вооруженных силах Министерства Обороны по призыву по следующим основаниям.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установления такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.
Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретённых прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объёме получить полагающуюся пенсию.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 2-П со ссылкой на Постановление от дата N 8-П и Определение от дата N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до дата, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.
Из справки военного комиссариата <адрес> СК № года следует, что Теряев И.В. проходил службу в ВС МО по призыву с с дата по дата.
Период службы по призыву Теряева И.В. в ВС МО относится к периодам деятельности до дата, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Таким образом, вышеназванный период службы Теряева И.В. подлежит включению в страховой стаж работы независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, не представлено.
Поскольку настоящим решение в страховой стаж Теряева И.В. засчитан период с дата по дата военной службы в вооруженных силах Министерства Обороны по призыву, суд считает возможным обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) назначить страховую пенсию Теряеву И. В. с дата и обязать произведи перерасчет недополученной им страховой пенсии по старости с дата по дата.
Таким образом, суд считает исковые требования Теряева И.В. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Теряева И. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края, о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста, и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в её назначении – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) засчитать в страховой стаж Теряева И. В. период с дата по дата военной службы в вооруженных силах Министерства Обороны по призыву.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) назначить Теряеву И. В. страховую пенсию по старости с дата.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное), произвести Теряеву И. В. перерасчет недополученной им страховой пенсии по старости с дата по дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Н.С. Лысенко