Дело № 2-377/2019
УИД № 24RS0003-01-2019-000499-25
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 28 августа 2019 г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
с участием истца Усольцева ФИО8. посредством видеоконференц-связи,
представителя ответчика МО МВД России «Балахтинский» Жихарь ФИО7
при секретаре Дорш О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело по иску Усольцева ФИО9 к МО МВД России «Балахтинский», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в связи с ненадлежащими условиями этапирования и за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Балахтинский»,
У С Т А Н О В И Л:
Усольцев ФИО10 обратился в суд с заявлением к МО МВД России «Балахтинский», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в связи с ненадлежащими условиями этапирования и за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Балахтинский», ссылаясь на то, что 22.12.2016г., 03.02.2017г., 13.04.2017г. он этапировался из СИЗО-3 <адрес> в ИВС МО МВД России «Балахтинский». 22.12.2016г., 04.02.2017г., 14.04.2017г. он этапировался из ИВС МО МВД России «Балахтинский» в СИЗО-3 <адрес>. 22.08.2017г., 19.09.2017г., 03.10.2017г., 24.10.2017г., 16.01.2018г., 27.03.2018г., 03.05.2018г., 15.05.2018г., 29.05.2018г., 10.07.2018г., 07.08.2018г., 21.08.2018г., 04.09.2018г., 18.09.2018г., 02.10.2018г., 06.11.2018г., 04.12.2018г., 18.12.2018г. он этапировался из СИЗО-1 <адрес> в ИВС МО МВД России «Балахтинский». 04.07.2017г., 30.08.2017г., 26.09.2017г., 10.10.2017г., 03.11.2017г., 23.01.2018г., 10.04.2018г., 08.05.2018г., 22.05.2018г., 13.06.2018г., 24.07.2018г., 28.08.2018г., 06.19.2018г., 23.10.2018г., 20.11.2018г., 11.12.2018г., 25.12.2018г. он этапировался из ИВС МО МВД России «Балахтинский» в СИЗО-1 <адрес>. Во время всех этапирований указанных выше нарушались его права, т.е. данные перевозки проходили в ненадлежащих (пыточных) условиях его содержания в автомобиле. Каждое из этапирований составляло не менее 2 часов 30 минут, при этом, ему не предоставлялась питьевая вода, не было вывода в туалет, что в свою очередь заставляло его испытывать чувство жажды, а также ему приходилось долгое время терпеть и не справлять естественную нужду. Автомобиль, в котором он перевозился, не имел туалета, поэтому сотрудники, осуществляющие конвоирование, ссылались на то, что они не могут предоставить истцу вывод в туалет. Кроме того, в автомобиле, где он перевозился, отсутствовали ремни безопасности, поэтому он постоянно боялся за свою жизнь и здоровье, в то же время у сотрудников полиции, осуществляющих конвоирование, ремни безопасности были. Отсутствие ремней безопасности противоречит правилам дорожного движения. Учитывая протяженность маршрутов, по которым он этапировался, а также горные участки по трассе <адрес>, а иногда и сложные погодные условия и скорость передвижения в совокупности с тем, что у истца нет никаких средств безопасности (ремней, а у сотрудников полиции они есть, считает, что тем самым он подвергался необоснованному риску во время перевозок. Кроме того, после каждого этапирования из СИЗО-3 <адрес> в ИВС МО МВД России «Балахтинский», а также из СИЗО-1 <адрес> в ИВС МО МВД России «Балахтинский», истец не проходил необходимую санитарную обработку, т.е. не ходил в душ, что также учитывая длительность переводки, ему было необходимо, а также обязательно при доставлении в ИВС, т.к. согласно п.11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, все доставленные в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции. В дальнейшем, помывка лиц, содержащихся в ИВС, обеспечивается по графику не реже 1 раза в 7 дней. При каждом прибытии в ИВС МО МВД России «Балахтинский», а именно, 22.08.2017г., 19.09.2017г., 03.10.2017г., 24.10.2017г., 16.01.2018г., 27.03.2018г., 15.05.2018г., 29.05.2018г., 10.07.2018г., 07.08.2018г., 21.08.2018г., 04.09.2018г., 19.09.2018г., 02.10.2018г., 06.11.2018г., 04.12.2018г., 18.12.2018г. он обращался с просьбой о предоставлении ему помывки, но все время, кроме 03.05.2018г., ему было отказано. Все обращения к администрации он осуществлял в устной форме. После многочисленных отказов он обращался в прокуратуру Балахтинского района 18.05.2018г. с письменной жалобой. В результате несвоевременного прохождения гигиенических процедур в санпропускнике (душе) истец был вынужден обращаться в врачу-дерматологу в Балахтинского ЦРБ, куда был конвоирован сотрудниками ИВС МО МВД России «Балахтинский», где истцу был поставлен диагноз, который точно указать не может кожного заболевания, что подтверждается журналом, хранящимся в ИВС. Вследствие пыточный условий содержания во время этапирования, отсутствия предоставления помывки в душе по санэпидемиологическим нормам, установленным законом, истец претерпел нравственные и душевные страдания, подвергаясь жестокому обращению, достигающему минимального уровня жестокости, чтобы попадать под действие ст.3 Европейской Конвенции по правам человека. Считает, что указанные условия перевозки и содержания унизили его достоинство, т.е. нахождение его в ненадлежащих условиях во время проведения перевозки оскорбило и унизило его, как индивидуума, показало отсутствие к ему уважения, породило у него чувство страха, тревоги и неполноценности, которое унизило его и сломило его физическое и психологическое сопротивление. Дляч итого, чтобы обращение было «унижающим достоинство», страдания или унижения в любом случае должны выходить за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с применением указанных форм обращения или наказания. Сотрудники полиции, осуществляющие этапирование и содержание в ИВС должны обеспечить содержание лица под стражей в условиях, которые совместимы с уважением человеческого достоинства, и способ и метод этой меры, не должно подвергать истца страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Просит взыскать с ответчиков в свою пользу в счет компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания во время его этапирования, а также за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Балахтинский» <данные изъяты> рублей.
Истец Усольцев ФИО11. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МО МВД России «Балахтинский» Жихарь ФИО12., полномочия которой подтверждены доверенностью, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, представила письменные возражения, в которых указала, что в соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного наказания в виде ареста или исправительных работ. Условием возмещения вреда, причиненного действиями органов власти, является обязательная предварительная отмена незаконных актов власти или признание недействительными, незаконными действия государственного органа. Иск Усольцева ФИО13 не относится ни к одному из перечисленных оснований, установленных ст.1100 ГК РФ. Для возложения обязанности по компенсации морального вреда. Истцу необходимо доказать полный состав гражданского правоотношения, в том числе вину ответчиков, незаконность деяний, наличие вреда, а также причинно следственную связь между вредом и действиями ответчиков. Предъявляя в суд исковые требования в счет компенсации причиненного морального вреда, истец ссылается на ненадлежащие условия перевозки (этапирования), а также ненадлежащие условия содержания в ИВС, однако факт причинения истцу физических и нравственных страданий не подтверждается соответствующими доказательствами. Согласно Приказа МВД России от 07.03.2006г. № 140 дсп, в целях обеспечения надлежащих условий перевозки подозреваемых и обвиняемых специальные автомобили оборудованы сиденьями (специальные автомобили предназначены для перевозки только сидящих людей), при этом, ремни безопасности не предусмотрены в целях исключения возможности причинения членовредительства. При каждом этапировании истца сотрудники конвоя ПиО ИВС руководствовался нормами приказа МВД России от 07.03.2006 №140дсп, в котором указано, что специальный автомобиль движется согласно установленного маршрута. В зависимости от обстановки и категории конвоируемых, согласно задаче, поставленной на инструктаже, и решению начальника (старшего) конвоя во время движения через каждые 4 часа могут делаться остановки для осмотра кузова специального автомобиля и отправления лицами конвоя (подозреваемыми и обвиняемыми) естественных надобностей. В данном случае каждое этапирование составляло менее 4 часов, соответственно, специальный автомобиль осуществлял движение без остановок. Согласно приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950, осуществление помывки содержащихся в ИВС МО МВД России «Балахтинский» производится каждый четверг. Согласно Журнала учета предоставляемых помывок подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС МО МВД России «Балахтинский», истцу по приезду в ИВС в каждый ближайший четверг предоставлялась помывка. Европейский суд неоднократно отмечал, что страдание и унижение при нарушении ст.3 Конвенции в любом случае должны превосходить уровень страданий и унижений, неизбежно присутствующих в любом законном обращении или наказании. Неудобства, которые Усольцев ФИО14 претерпел в связи с нахождением его в ИВС, связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действиями должностных лиц. Исходя из требований п.2 ст.1101 ГК РФ об учете требований разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда, не ясно, из каких расчетов исходил истец, требуя компенсации морального вреда в указанной сумме <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований истец не приводит ни одного довода, отвечающего требованиям разумности и справедливости. Учитывая все обстоятельства дела, а также то, что содержание иска не имеет указаний на наступление последствий, предусмотренных п.1 ст.1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, оснований для возмещения вреда Усольцеву ФИО15 за период его содержания в ИВС и в момент этапирования нет, т.к. он не представил доказательств физических и моральных страданий и их последствий. В силуст.165, 242.2 Бюджетного кодекса РФ, органом, уполномоченным на исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного гражданину или физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является Министерство финансов РФ. МО МВД России «Балахтинский» не может быть ответчиком по данному делу. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц ГУФСИН России по Красноярскому краю, Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика, третьих лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика МО МВД России «Балахтинский» Жихарь ФИО16., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями имеющими цель причинения физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления, содержащимся под стражей.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", по общему правилу, установленному п. 1 и 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В силу статей 13, 14 Закона РФ от 21.07.1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории. Учреждениям предоставлено право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания, применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов (пункт 20).
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Исходя из приведенной нормы права, следует, что за исключением случаев, установленных законом, обязательным условием возложения на ответчика обязанности денежной компенсации морального вреда является противоправность и виновность действий ответчика.
Вред, не повлекший указанных последствий, возмещается по основаниям и в порядке, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, из содержаний которой во взаимосвязи с нормами ст. 151 ГК РФ следует, что условиями, порождающими обязательства по возмещению морального вреда в результате действий государственных органов и их должностных лиц, посягающих на личные неимущественные права граждан, являются: незаконность таких действий (бездействий), наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда).
При этом, истцы по требованию о компенсации морального вреда в связи с незаконными действиями должностных лиц не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и в соответствии с правилами ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний.
В силу ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Положения ст. 1071 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
На основании п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что Усольцев ФИО17. этапировался и содержался в ИВС МО МВД России «Балахтинский» для участия в следственных действиях, затем в судебных заседаниях в следующие периоды: 24.10.2016г.-26.10.2016г., 22.12.2016г., 03.02.2017-04.02.2017г., 13.04.2017г.-14.04.2017г., 27.06.2017г.-30.06.2017г., 22.08.2017-30.08.2017.г, 19.09.2017г-26.09.2017г., 03.10.2017-10.10.2017г., 24.10.2017-02.11.2017г., 16.01.2018-23.01.2018г. 27.03.2018-10.04.2018г., 03.05.2018-08.05.2018г., 15.05.2018г.022.05.2018г., 29.05.2018г., 13.06.2018г., 10.07.2018г.-13.07.2018г., 19.07.2018г-21.07.2018г., 04.09.2018г.-06.09.2018г., 02.10.2018г.-23.10.2018г., 06.11.2018г.-20.11.2018г.
Как видно из журнала учета предоставляемых помывок подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС МО МВД России «Балахтинский», Усольцеву ФИО18. в периоды его содержания в ИВС МО МВД России «Балахтинский» предоставлялись помывки в каждый ближайший после его доставления в ИВС четверг 24.08.2017г., 22.09.2017г., 05.10.2017г., 26.10.2017г., 18.01.2018г., 29.03.2018г., 05.04.2018г., 17.05.2018г., 31.05.2018г., 12.07.2018г., 09.08.2018г., 23.08.2018г., 06.09.2019г., 20.09.2018г., 04.10.2018г., 15.11.2018г., 06.12.2018г., 20.12.2018г., о чем имеется подпись Усольцева в их получении, и не оспаривается истцом.
Федеральный закон от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Приказом МВД России от 22.11.2005 г. N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. (п.122 Правил).
Согласно п.11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999г., все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.
Суд находит необоснованными доводы Усольцева ФИО19. о том, что сотрудники ИВС МО МВД России «Балахтинский» были обязаны предоставлять ему помывку непосредственно в день каждого его этапирования в ИВС МО МВД России «Балахтинский», поскольку п.11 Инструкции указывает на обязательную санитарную обработку вновь поступивших в ИВС лиц, а не этапированных из других учреждений Уголовно-исполнительной системы РФ.
В представленной истцом выписки из амбулаторной карты КГБУЗ «Балахтинская РБ» имеется запись о наличии 11.08.2018г. у истца заболевания «лишай». Однако, суд не усматривает причинно-следственной связи между данным заболеванием и предоставляемыми ИВС гигиеническими процедурами, ближайшая помывка была предоставлена истцу 09.08.2018г. Согласно ответа КГБУЗ «Балахтинская РБ» от 20.08.2019г., при обращении Усольцева ФИО20. к врачу-дерматологу 09.04.2018г. <данные изъяты>. По информации филиала «Медицинской части №» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № ФСИН России» от 06.06.2019г. Усольцев ФИО21. содержится в СИЗО-1 <адрес> с 11.01.2018г., неоднократно осмотрен врачом-терапевтом, диагноз – <данные изъяты>.
Рассматривая требования Усольцева ФИО22 о ненадлежащих условиях его этапирования в ИВС МО МВД России «Балахтинский», суд приходит к следующему.
Согласно ответа МО МВД России «Балахтинский» от 27.08.2019г., расстояние этапирования из СИЗО-3 <адрес> в ИВС МО МВД России «Балахтинский» 230км. 22.12.2016г. Усольцев ФИО23. этапирован из ИВС ОМВД по <адрес> и обратно, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 1.30 часов, фактическое 1.30 часов. 03.02.2017г. из СИЗО-3 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирование 4.00 часов, фактическое 4.10 часов. 04.02.2017г. в СИЗО-3 <адрес>, этапировался без остановок, расчётное время этапирования 4.00 часов, фактическое 3.50 часов. 13.04.29017г. из ИВС ОМВД по <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 1.30 часов, фактическое 1.20 часов. 14.04.2017г. в СИЗО-3 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 4.00 часов, фактическое 3.13 часов. 22.08.2017г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.25 часов. 19.09.2017г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 230 часов. 03.10.2017г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.21 часов. 24.10.2017г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.25 часов. 16.01.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.25 часов. 27.03.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.45 часов. 03.05.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.45 часов. 15.052.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.45 часов. 29.05.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.50 часов. 10.07.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.35 часов. 07.08.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.42 часов. 21.08.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.42 часов. 04.09.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.23 часов. 18.09.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, плановая остановка в Центре временного содержания иностранных граждан 10 минут, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое 3.50 часов. 02.10.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.55 часов. 06.11.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 3.00 часов. 04.12.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.20 часов. 18.12.2018г. из СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 3.00 часов. 04.07.2017г. не этапировался. 30.08.2017г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.55 часов. 26.09.2017г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 3.07 часов. 10.10.2017г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.30 часов. 03.11.2017г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.10 часов. 23.01.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.15 часов. 10.04.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.30 часов. 08.05.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 3.30 часов. 22.05.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.40 часов. 13.06.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.35 часов. 24.07.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.42 часов. 28.08.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.25 часов. 06.10.2018г. не этапировался. 23.10.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.30 часов. 20.11.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.30 часов. 11.12.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.30 часов. 25.12.2018г. в СИЗО-1 <адрес>, этапировался без остановок, расчетное время этапирования 2.30 часов, фактическое – 2.28 часов.
По жалобе Усольцева ФИО24. прокурором Балахтинского района Красноярского края в 2019г. была проведена проверка, дан ответ от 13.06.2019г., согласно которого проверкой установлено, что п.2.1.2 ПДД РФ предусматривает обязанность перевозить пассажиров транспортного средства пристёгнутыми ремнями безопасности только в случае, если транспортное средство ими оборудовано. Конвоирование Усольцева ФИО25. осуществлялось на автомобиле ГАЗ 3302-Аз, прошедшем одобрение органом сертификации Таможенного союза. Требования к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей установлены в приложении 6 раздела 1 подраздела 1.21 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 877. Указанный нормативный акт не содержит требований обязательного оборудования помещений для конвоируемых лиц транспортного средства ремнями безопасности. Время конвоирования Усольцева из ИВС МО МВД России «Балахтинский» составляло менее 3 часов. Согласно п.246 Положения об организации деятельности ИВС, оправка естественных надобностей конвоируемых лиц может осуществляться каждые 3-4 часа движения. В связи с чем конвоирование без предоставления возможности сходить в туалет, не противоречит нормативным требованиям. Каждая камера ИВС МО МВД России «Балахтинский» оборудована краном с питьевой водой, подключенным к централизованной системе водоснабжения, ограничений по пользованию питьевой водой не имеется. Усольцев имел возможность при конвоировании брать питьевую воду с собой в любом разумной количестве и пользоваться ею самостоятельно. Кроме того, запасы питьевой воды имелись у конвоя, ограничений доступа к питьевой воде у конвоируемых лиц не было.
Судом установлено, что в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Минюста России и МВД РФ от 24.05.2006 г. N 199дсп/369дсп, при конвоировании по плановым автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категорий конвоируемых, согласно задаче, поставленной на инструктаже, и решению начальника (старшего) конвоя, могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова специального автомобиля и отправления лицами конвоя (подозреваемыми и обвиняемыми) естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения учреждений УИС, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану конвоируемых лиц и их изоляцию от посторонних граждан.
Расчетное время конвоирования из ИВС ОМВД по <адрес> 1.30 часов, из СИЗО-3 <адрес> 4.00 часов, из СИЗО-1 <адрес> – 2.30 часов, что не превышает предусмотренные нормативными актами 4 часов движения, в связи с чем конвоирование ФИО2 без предоставления ему возможности сходить в туалет не противоречит действующему законодательству. Незначительное фактическое превышение этого времени 03.02.2017г. (4.10 часов), с учетом отсутствия заранее запланированного места остановки, которое позволяло бы обеспечить надежную охрану конвоируемых лиц, не свидетельствует о нарушении прав истца в этой части.
Также судом установлено, что конструктивные особенности специального автомобиля не позволяют производить в нем выдачу горячей либо питьевой воды. Специальные автомобили Управления по конвоированию оборудованы в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР № "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №, и в этих автомобилях для перевозки лиц, находящихся под стражей, не предусмотрено наличие ремней безопасности.
П.2.1.2 ПДД РФ предусматривает, что Водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Конвоирование Усольцева ФИО26 осуществлялось на автомобиле ГАЗ 3302-Аз, прошедшем одобрение органом сертификации Таможенного союза. Требования к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей установлены в приложении 6 раздела 1 подраздела 1.21 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №. Указанный нормативный акт не содержит требований обязательного оборудования помещений для конвоируемых лиц транспортного средства ремнями безопасности. Отсутствие ремней безопасности в специальных автомобилях обусловлено также целями исключения членовредительства конвоируемых.
Согласно объяснения зам.начальника ИВС МО МВД России «Балахтинский» ФИО6 от 13.06.2019г., все камеры ИВС МО МВД России «Балахтинский» оборудованы краном с питьевой водой, подключенным к централизованной системе водоснабжения, ограничений по пользованию питьевой водой не имеется. Усольцев имел возможность при конвоировании брать питьевую воду с собой в любом разумной количестве и пользоваться ею самостоятельно. Бутылки с питьевой воды также берется с собой конвоем на время следования.
Таким образом, в судебном заседании доводы истца о необеспечении его в периоды этапирования в ИВС питьевой водой, не нашли своего подтверждения, что также усматривается из того, что непосредственно при этапировании и в период после нее, истец каких-либо жалоб не предъявлял.
Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, принимая во внимание, что Усольцевым ФИО27. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что действиями ответчика ему причинены нравственные и физические страдания, в том числе доказательства, свидетельствующие об обжаловании им действий сотрудников ИВС МО МВД России «Балахтинский» и привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение порядка конвоирования и содержания истца в ИВС, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Усольцева ФИО28 поскольку в судебном заседании не установлено нарушения прав и законных интересов истца.
С учетом того, что право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, и таких нарушений в ходе рассмотрения дела не установлено, а доказательств незаконных действий ответчика не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Усольцева ФИО29
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Усольцеву ФИО30 в удовлетворении исковых требований к МО МВД России «Балахтинский», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в связи с ненадлежащими условиями этапирования и за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Балахтинский» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2019г.