Дело № 2-1200/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года город Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
При секретаре судебного заседания Шариповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинкиной ФИО9 к Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
установил:
Истец Калинкина А.Е. обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным иском. В обоснование своих исковых требований указала на то, что она является членом ТСН "Перестройка" с 2002 года по настоящее время и в ее пользовании находится земельный участок № площадью равной 528 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, при этом, указанный участок находится в границах отвода земли товарищества с кадастровым номером № Указанные обстоятельства подтверждаются заключением Правления ТСН "Перестройка" от 28.04.2017 №; Проектом межевания территории ОТ "Перестройка" и Постановлением Главы городского поселения Щёлково от 12.08.2014 №.
При этом, ранее, до 18.09.2015 г. ТСН "Перестройка" имело наименование ОТ "Перестройка". Решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. № земельный участок общей площадью 5,8 га для целей ведения огородничества был предоставлен ОТ "Перестройка" (коллективу огородников). При этом, в декларированной части указанного решения установлено, что оно направлено на узаконивание (легализацию) права пользования участками, разработанными жителями <адрес> с 1978-1979 годы, то есть до момента принятия указанного решения. Также указанным решением Исполком горсовета решил создать огородное товарищество и присвоить ему наименование "Перестройка" (п. 2 решения).
Во исполнение указанного выше решения Исполкома горсовета ОТ "Перестройка" было создано 12.04.1991 г. на основании решения исполкома горсовета от 12.04.1991 г. №, что подтверждается указанными решениями и Уставом ОТ "Перестройка", также зарегистрированным указанным решением Исполкома горсовета.
В связи с чем, истец Калинкина А.Е. считает, что требования, предъявляемые к приватизации земельного участка бесплатно, установленные положениями п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривающего, что до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
В данном случае, по мнению истца, указанные выше основания для приобретения ею спорного земельного участка в собственность бесплатно имеют место быть.
На основании изложенного, Калинкина А.Е., с учетом уточнения исковых требований от 14.05.2019 г., принимая во внимание выводы проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, просила суд признать право собственности в порядке приватизации за ней на земельный участком № площадью равной 528 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>" в координатах поворотных точек земельного участка, согласно проекту межевания
Обозначение характерных точек границы |
Координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Истец Калинкина А.Е. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена судом надлежаще.
Представитель истца - адвокат г. Москвы Колначёв Р.Н., действующий на основании ордера и доверенности от 30.11.2018 г., удостоверенной нотариусом Щёлковского нотариального округа Московской области ФИО4 за номером по реестру №, сроком действия два года (копии в деле) в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.о. Щёлково Московской области Мясова С.А., действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания по делу, имевшего место быть 14.05.2019 г., пояснила, что земельный участок, составляющий территорию ТСН "Перестройка" предоставлен после дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Кроме того, представитель ответчика пояснила, что Решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. № земельный участок общей площадью 5,8 га был предоставлен ОТ "Перестройка" (коллективу огородников) для целей ведения огородничества во временное пользование, сроком на три года, до начала строительства котельной в <адрес>. Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, по мнению представителя ответчика, истец не имеет права на приобретение спорного земельного участка в собственность бесплатно.
Третье лицо ТСН "Перестройка" будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения настоящего дела судом надлежаще по своему юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ: <адрес>, своего уполномоченного представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Таким образом, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки ему соответствующего сообщения.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая заблаговременное направление судебных извещений в адрес третьего лица, суд приходит к выводу об его надлежащем извещении о дате, времени и месте судебных заседаний по делу.
Учитывая мнение участников процесса, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон по делу, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам, предъявляемым к оценке доказательств ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, в том числе, заключение судебной землеустроительной экспертизы, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Из ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В силу положений ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). При этом, согласно положений указанной правовой нормы добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В силу положений ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 ГК РФ способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.
Таким образом, признание права является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных положениями ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Положениями ч. 1 ст. 79 ГПК РФ предусмотрено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Для разрешения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, определением суда от 04.03. 2019 г. была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ФИО6
На разрешение эксперта судом были поставлены следующие вопросы:
- Определить координаты, площадь и границы земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>
- Определить, входит ли земельный участок № в границы ТСН «Перестройка»;
- Соответствует ли фактическая площадь земельного участка № в ТСН «Перестройка» проекту межевания ТСН «Перестройка»? В случае несоответствия указать, в чем оно выражено и за счет чего произошло. Если имеется наложение границ земельного участка № на границы иного земельного участка, установить площадь, причины наложения и пути его устранения;
- Определить, не входит ли земельный участок № в ТСН «Перестройка» в состав какой-либо охранной зоны либо в состав земель, изъятых из оборота, ограниченных в обороте.
Согласно выводам представленного экспертного заключения №, границы земельного участка № согласно проекту межевания, расположены в границах в границах ТСН «Перестройка», площадь земельного участка по проекту межевания равна 528 кв.м. При сопоставлении границ земельного участка № согласно проекту межевания (сведениям ЕГРН), с границами соседних земельных участков согласно сведениям ЕГРН, пересечений выявлено не было. Земельный участок № согласно графической части проекта межевания ТСН «Перестройка» (л.д.24-25) частично расположен в зоне свободных площадок под опорами ЛЭП 110 кВ.
Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достоверность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Экспертное заключения является полным, ясным, выводы экспертизы у суда сомнений не вызывают, так как они основаны на фактических данных и соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Экспертом ФИО6, имеющим соответствующую квалификацию по экспертной специальности, даны ответы на вопросы, поставленные на его разрешение, изложенные выводы научно аргументированы, данных о какой-либо заинтересованности эксперта в исходе дела нет. Эксперт судом был как указано выше предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение указанного выше эксперта в судебном заседании сторонами и участниками процесса не оспорено, обоснованных возражений по существу результатов проведенной экспертизы сторонами не заявлено, сведения экспертных заключений соответствуют и не противоречат обстоятельствам дела, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах, в связи с чем, суд принимает заключение эксперта в качестве допустимого доказательства по делу и полагает возможным положить его в основу решения суда.
При принятии решения суд учитывает, что гражданский процесс строится на принципе состязательности сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшим в период предоставления ОТ "Перестройка" земельного участка под размещение товарищества) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Положениями п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 31.12.2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона (10.11.2001г.) для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом предоставление земельного участка в случае, предусмотренном п. 2.7, в собственность гражданина осуществляется решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя (п. 2.8 той же статьи).
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 28 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
По смыслу закона, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого некоммерческого объединения.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством РФ.
При этом, положениями п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права не землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Положениями п. 3 ст. 20 ЗК РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Кодекса, сохраняется.
Из материалов дела усматривается и судом с достоверностью установлено, что ОТ "Перестройка" был получен, в том числе, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050503:95 для ведения садоводства, образованный в том числе, и из участка истца путем перераспределения земель от органа местного самоуправления.
При этом, ранее, до ДД.ММ.ГГГГ ТСН "Перестройка" имело наименование ОТ "Перестройка", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 10.01.2019 №, выданной МРИ ФНС России № 16 по Московской области; решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. №.
Решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. № земельный участок общей площадью 5,8 га для целей ведения огородничества был предоставлен ОТ "Перестройка" (коллективу огородников). При этом, в декларированной части указанного решения установлено, что оно направлено на узаконивание (легализацию) права пользования участками, разработанными жителями <адрес> с 1978-1979 годы, то есть до момента принятия указанного решения. Также указанным решением Исполком горсовета решил создать огородное товарищество и присвоить ему наименование "Перестройка" (п. 2 решения).
Во исполнение указанного выше решения Исполкома горсовета ОТ "Перестройка" было создано 12.04.1991 г. на основании решения исполкома горсовета от 12.04.1991 г. №, что подтверждается указанными решениями и Уставом ОТ "Перестройка", также зарегистрированным данным решением Исполкома горсовета.
Указанные обстоятельства подтверждаются апелляционным Определением судебной коллегии по гражданским делам от 12.12.2016 г. по делу №; Решением Щёлковского городского суда Московской области от 05.07.2017 г., принятым по делу №, вступившим в законную силу 08.08.2017 г.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Приведенные положения процессуального закона РФ направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и обеспечение законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Таким образом, ТСН "Перестройка" (ранее ОТ "Перестройка") было образовано 27.04.1990 г. и в указанном году данному товариществу был выделен земельный участок общей площадью равной 5,8 га для ведения садоводства, в границы которого входит земельный участок, принадлежащий истцу.
В связи с указанными обстоятельствами довод стороны ответчика о том, что земельный участок, составляющий территорию ТСН "Перестройка" предоставлен данному товариществу после дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (10.11.2001 г.) и истец не вправе приобретения спорного земельного участка в собственность бесплатно в порядке приватизации суд считает не состоятельным, поскольку он опровергается вышеуказанным письменным доказательствам по делу и основан на неверном толковании вышеуказанных правовых положений действующего законодательства РФ, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с Обзором судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями за 2010-2013 годы, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ от 02.07.2014 г., указано, что при разрешении требований о приватизации садового земельного участка юридически значимыми являются следующие обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23.04.1998 г.;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Как указано выше, ТСН "Перестройка" (ранее имеющее наименование ОТ "Перестройка") было создано до момента введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", испрашиваемый истцом земельный участок входит в состав территории указанного товарищества и истец пользуется им на законных основаниях.
В соответствии с нормами ст. 76 ЗК РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 01.07.1970 г., действующими на момент создания ОТ "Перестройка" предоставление земельных участков в пользование для ведения огородничества осуществлялось на одном вещном праве- на праве постоянного бессрочного пользования.
Согласно абзацу второму п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как видно из материалов дела, Решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. № земельный участок общей площадью 5,8 га был предоставлен ОТ "Перестройка" (коллективу огородников) для целей ведения огородничества во временное пользование, сроком на три года, до начала строительства котельной в <адрес>. Однако каких-либо сведений о виде права, на котором предоставлен вышеуказанный земельный участок ОТ "Перестройка", данное решение не содержит, в материалах дела таких данных также не имеется.
Учитывая изложенное, следует считать, что земельный участок предоставлялся указанному огородному товариществу на праве собственности, если в соответствии с федеральным законом нет ограничений для предоставления такого земельного участка в частную собственность.
В данном случае судом не установлено ограничений, предусмотренных федеральным законом для предоставления спорного земельного участка в частную собственность.
Поскольку в указанном решении Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. № не указан вид права, на котором был предоставлен в том числе спорный земельный участок, суд обоснованно исходит из того, что в силу абзаца второго пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок следует считать предоставленным на праве собственности, в связи с чем, довод стороны ответчика о том, что земельный участок предоставлялся временно и истец не вправе приобрести его в собственность основан на неверном толковании правовых норм действующего законодательства РФ и опровергается письменными доказательствами по делу.
Сведений о невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность граждан материалы дела не содержат.
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992 года, основанием для приватизации земельных участков, которые выделялись гражданам ранее 1 января 1991 года, являются выданные в тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
Из буквального толкования вышеприведенных норм права следует, что основанием возникновения прав на земельные участки являются не только свидетельства и государственные акты, но также любые документы, удостоверяющие права на землю, выданные правообладателям до указанной даты. Таким документом у ТСН "Перестройка" являются решение Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. №.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" право постоянного (бессрочного) пользования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения Земельного кодекса РФ, сохраняется.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Положениями п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в силу изложенного истец вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность бесплатно, так как условия, предъявляемые п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в данном случае соблюдены, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению, как основанные но нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Спорный земельный участок не относятся к территории общего пользования, не является изъятым из оборота, ограниченными в обороте, в отношении участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, а поэтому истец в силу приведенного выше п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет право на приобретение в собственность занимаемый им земельный участок.
Кроме того, Постановлением Главы г.п. Щёлково от 12.08.2014 г. № был утвержден проект межевания территории ОТ "Перестройка". Согласно утвержденного проекта межевания общая площадь территории в границах по фактическому пользованию составляет 54742 кв.м., количество участков 80. Указанная площадь соответствует площади выделения земельного участка указанному обществу решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. №.
Из указанного проекта межевания следует, что площадь земельного участка №, находящегося в пользовании истца равна 528 кв.м. В связи с чем, требования истца о признании ее права собственности на спорный земельный участок в указанной площади соответствует письменным доказательствам, собранным по делу.
Кроме того, Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 03.12.2015 г. № был изменен вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № (в состав которого входит спорный земельный участок, находящийся в пользовании истца) с "для ведения огородничества" на "ведение садоводства".
На основании изложенного, земельный участок №, находящийся в пользовании истца имеет вид разрешенного использования: для ведения садоводства. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 04.10.2018 г. № и от 12.10.2018 г. №.
Также Постановлением Главы Щёлковского района Московской области от 01.07.2003 г. № были утверждены, в том числе границы земельного участка № (в состав которого входит спорный земельный участок, находящийся в пользовании истца) в размере площади равной 41695 кв.м. К данному Постановлению приложены, в том числе, чертеж границ данного земельного участка №, из которого следует, что смежным землепользователем является г. Щёлково.
Таким образом, применительно к настоящему спору, судом установлено, что спорный земельный участок в пределах общего земельного участка ТСН "Перестройка" был сформирован и предоставлен гражданам в пользование более 28 лет назад, земельный участок, образующий общую территорию товарищества был предоставлен решением Исполнительного Комитета Щёлковского Горсовета Народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.04.1990 г. № по фактическом пользованию в бессрочное пользование.
В связи с чем, суд считает, что условия, предъявляемые п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в данном случае соблюдены, в связи с чем, требование истца о признании за ним права собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации подлежит удовлетворению, как основанное но нормах действующего законодательства Российской Федерации.
При этом, как указано выше, согласно п. 3, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничено.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участок на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Спорный земельный участок не относятся к территории общего пользования, не являются изъятыми из оборота, ограниченными в обороте, в отношении земельных участков истцов не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, а поэтому истцы в силу приведенного выше п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеют право на приобретение в собственность занимаемый ею земельный участок в порядке приватизации (бесплатно).
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела оснований для отказа в предоставлении истребуемых земельных участков в собственность, предусмотренных ст. 27 ЗК РФ судом не установлено.
Допустимых и относимых доказательств обратного, стороной ответчика суду, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Тот факт, что согласно проекта межевания ТСН «Перестройка» земельный участок № согласно графической части проекта межевания частично расположен в зоне свободных площадок под опорами ЛЭП 110 кВ не может служить препятствием для признания права собственности за истцом в порядке приватизации на спорный земельный участок в виду следующего.
Пунктом 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02. 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
В силу п. 2 указанных Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи.
Между тем, действующее законодательство не содержит запретов на предоставление в собственность земельных участков, которые находятся в зоне действия охранной зоны ЛЭП.
Как следует из ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в охранной зоне ЛЭП не отнесены к категории участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в случае установления охранной зоны земельные участки у их собственников, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Таким образом, охранные зоны устанавливаются исключительно для целей ограничения определенных видов деятельности, которая может повредить линии электропередач.
Исходя из вышеприведенных норм права, прохождение рядом со спорным земельным участком высоковольтной линии электропередач не исключает возможности его использования по назначению и не является основанием для отказа в приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Калинкиной ФИО10 к Администрации городского округа город Щёлково Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации (бесплатно) за Калинкиной ФИО11 на земельный участок №, площадью равной 528 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>", кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения садоводства, в координатах поворотных точек земельного участка, согласно проекту межевания
Обозначение характерных точек границы |
Координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок на имя Калинкиной ФИО12
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий:
Судья И.Ю.Кулагина.