УИД 77RS0016-02-2021-029764-20
Дело № 2-10702/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адрес 03 февраля 2022 год
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Пахмутовой К.В., при помощнике судьи фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-952/2022 по иску
Ширяевой Иоланты Юрьевны к ГУП «Московский метрополитен» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ширяева И.Ю. обратилась в суд с иском к ГУП «Московский метрополитен» о признании приказа об отстранении от работы от 11.08.2021 № 4217/лт незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что она была незаконно отстранена от работы без сохранения заработной платы в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отказом от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Истец и представители истца в судебном заседании исковые требования уточнили, просили суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда сумма, компенсацию за вынужденный прогул, признать вакцинацию вынужденной, спровоцированной отсутствием заработка и давлением со стороны администрации.
Указали на то, что истец, оставшись без средств к существованию вынуждена была вакцинироваться, данная процедура пройдена ею принудительно, так как другой возможности вернутся на работу у нее не было. В связи с тем, что, истец вакцинировалась, она была допущена до работы «02» октября 2021 г. на основании приказа от «01» октября 2021 г., отстранена была с «11» августа 2021 г., отстранение от работы считает необоснованным и незаконным.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, кроме того предоставил в материалы дела приказ от 01.10.2021 о допуске к работе Ширяевой И.Ю. с 02.10.2021 года.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими федеральными законами.
В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть 3 статьи 76 ТК РФ).
Абзацами 7 и 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьи 212 ТК РФ в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит условие по недопущению работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Статья 214 ТК РФ обязывает работника проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридическое лицо обязано обеспечивать безопасность для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимает главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Кроме того, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с уровнями приоритета. Работники транспорта отнесены к приоритету второго уровня.
15.06.2021 года главный государственный санитарный врач по адрес, во исполнение пункта 6 части 1 статьи 51 Закона 52-ФЗ, статьи 10 Закона 157-ФЗ, а также Приказа № 125н вынес постановление № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», согласно которому необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, гражданам, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере транспорта общего пользования.
23.07.2021 Минтруд России и Роспотребнадзор дали совместные разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных № 14-4/10/П-5532. Согласно разъяснениям, граждане, входящие в группы риска по роду своей профессиональной деятельности, указанной в постановлениях главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, обязаны пройти вакцинацию против коронавирусной инфекции. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. При этом обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Судом по делу установлено, что на основании трудового договора от 01.02.2021 № 1783/ту истец принята на работу в ГУП «Московский метрополитен» на должность водителя трамвая 5 разряда Трамвайного управления Службы подвижного состава.
С 01.05.2021 истец переведена на должность водителя трамвая отдела эксплуатации Трамвайного управления Службы подвижного состава, о чем подписано дополнительное соглашение от 30.04.2021 № б/у.
07.07.2021 года Ширяевой И.Ю. было подписано заявление об отказе от проведения вакцинации в рамках профилактических противоэпидемиологических мероприятий.
15.07.2021 Ширяева И.Ю. отказалась от подписания обязательства проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV), о чем составлен акт об отказе от 15.07.2021.
Согласно служебной записке и.о. заместителя начальника трамвайного управления по перевозкам фио, водитель трамвая Ширяева И.Ю. отказалась от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции.
В связи с отказом от проведения прививки против новой коронавирусной инфекции и непредставлением работодателю медицинских документов, подтверждающих наличие у работника противопоказаний к проведению прививки, а также в целях выполнения требований постановления Главного государственного санитарного врача по адрес от 15.06.2021 № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», Ширяева И.Ю. приказом от 11.08.2021 № 4217/лт была отстранена от работы в соответствии со статьей 76 ТК РФ без сохранения заработной платы с 11.08.2021.
Согласно приказу от 01.10.2021 № 4609/2021 о допуске к работе Ширяевой И.Ю., истец в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, допущена к работе с 02.10.2021 года.
Разрешая заявленные требования истца в части признания приказа об отстранении истца от работы незаконными, суд исходит из того, что ГУП «Московский метрополитен» имел основания для отстранения от работы истца; при отстранении истца от трудовой деятельности, ответчик действовал с целью недопущения угрозы жизни и здоровью других граждан.
Отстранение истца от работы было осуществлено ответчиком в полном соответствии с требованиями Федерального Законодательства «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. Процедура и основания отстранения истца от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем были соблюдены.
При таких данных, суд приходит к выводу, что оснований для признания отстранение от работы незаконным и объявлении приказа об отстранении от работы от 11.08.2021 № 4217/лт незаконными, не имеется.
Учитывая все обстоятельства рассматриваемых требований, факт того, что обстоятельства послужившие основанием для издания приказа об отстранения от работы не отпали, суд также не находит основания для возложения на ответчика обязанности допустить истца к работе на прежних условиях.
Рассмотрев требование истца о взыскании заработной платы за период отстранения от работы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате и среднего заработка за период приостановления работы, поскольку доводы истца о недопуске на работу опровергаются исследованными доказательствами, а именно приказом об отстранении от работы от 11.08.2021 № 4217/лт, до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы; с данным приказом истец был ознакомлен, что подтверждается его собственноручной подписью; надлежащего документа, подтверждающего отсутствие противопоказаний для выполнения должностных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью, истцом представлено не было. Оснований для начисления заработной платы истцу в период отстранения от работы у ответчика не имелось.
Доводы истца о том, что оспариваемый приказ ограничивает его право на труд, в приказе не указана причина отстранения от работы, несостоятельны, поскольку в оспариваемом приказе от 11.08.2021 № 4217/лт четко указано основания для вынесения данного приказа и на какой период распространяется действие данного приказа.
Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 года № 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
Поскольку судом в ходе рассмотрения дела не установлено нарушения прав и законных интересов истца действиями работодателя, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
1