УИД: 23RS0040-01-2021-000837-17
Судья – Игорцева Е.Г. Дело №33а-32282/21
(№2а-2936/21)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 октября 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей: Золотова Д.В., Кривцова А.С.,
при секретаре Вартанян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киут В.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Пушкина Л.С., к департаменту муниципальной собственности и городских земель к администрации МО г.Краснодар, администрации МО г.Краснодар о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности,
апелляционной жалобе Киут В.А. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 3 марта 2021 года,
заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия
установила:
Киут В. А., действующая в интересах несовершеннолетнего Пушкина Л. С., обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации муниципального образования города Краснодар, об обжаловании действий органа местного самоуправления. В обоснование требований указано, что реализуя право, предоставленное ФЗ «О социальной защиты инвалидов в РФ» на первоочередное право получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар, как матери ребенка инвалида. Вместе с тем, письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 29.10.2020 <№...> Киут В.А. отказано в предоставлении земельного участка, так как законодательством РФ и Краснодарского края не определены условия и порядок предоставления инвалидам и семьям, имеющим своем составе инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов), а также в связи с тем, что в настоящее время йа территории муниципального образования город Краснодар отсутствуют свободные земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем, обратилась в суд и просила суд признать незаконным отказ от 29.10.2020 <№...> Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар в предоставлении Киут В. А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязать департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрацию муниципального образования города Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ребенка-инвалида Л.С., <...> г.р., путем принятия в 30-дневный срок постановления о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 3 марта 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, Киут В.А. просит решение Первомайского районного суда города Краснодара от 3 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска полностью. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции
не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим
образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о
рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не
просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Киут В.А. на основании ордера адвоката Мартыненко Н.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
В соответствие со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 26 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения,
либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Киут В.А. является матерью Л.С. <Дата ...> года рождения (л.д. 17). Л.С. <Дата ...> установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид» 01.02.2018, что подтверждается справкой серии <№...>. Дата очередного освидетельствования 26.11.2019 года (л.д. 18).
Реализуя предоставленное Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» право на первоочередное получение земельного участка под жилищное строительство, Киут В.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Л.С.., обратилась в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <Адрес...>.
Письмом <№...> от 29.10.2020 административному истцу отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок обременен правом третьего лица. Кроме того, разъяснено, что заявитель вправе самостоятельно инициировать формирование земельного участка (при наличии градостроительной возможности) путем обращения в Департамент муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодар.
Данный отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар суд считает законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 года №11 п.6, Администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением администрации МО город Краснодар от 16.04.2015 года №3514 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар определен уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по подготовке договоров аренды земельных участков и дополнительных соглашений к ним, по подготовке проектов постановлении администрации муниципального образования город Краснодар о предварительном согласовании предоставления земельных участков; департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар определен уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по подготовке материалов и проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в целях раздела, выдела, объединения, перераспределения земельных участков, а также в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Пунктом 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
При этом статьей 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которой предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предшествует подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлены требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Поскольку Киут В.А. и Пушкин Л.С. не состоят на жилищном учете, наличие оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не представлено, утвержденной схемы расположения земельного участка не имеет, с соответствующим заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган не обращалась, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 3 марта 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Киут В.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: