Дело № 2-36/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2014 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,
при секретаре Ветровой Н.С.,
с участием: и.о. Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой И.П.,
представителя ответчика - главы администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области Корнеева А.В.,
представителя третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Орловской области Налимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского райсуда гражданское дело по заявлению и.о. Орловского природоохранного межрайонного прокурора к администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгакова И.П. обратилась в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов.
В обоснование требований указано, что Орловская природоохранная межрайонная прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды на территориях муниципальных образований, провела проверку состояния законности при обращении с отходами на территории Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области. В ходе проверки установлено, что исполнительным органом местного самоуправления поселения надлежащим образом не реализованы закрепленные федеральным законодательством полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности - по организации на подведомственной территории сбора и вывоза бытовых отходов, а именно: отсутствуют контейнеры (мусоросборники), не оборудованы надлежащим образом специальные площадки для контейнеров (мусоросборников), не обеспечен регулярный сбор и вывоз мусора с территории Однолуцкого сельского поселения Болховского района. Несмотря на наличие прямых обязанностей, закрепленных действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления, никаких мер к эффективному решению легитимными способами вопросов местного значения, связанных с организацией на территории сельского поселения сбора и вывоза отходов и мусора, местной администрацией не принято, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь крайне негативные и необратимые последствия для объектов окружающей природной среды, вызванные размещением стихийных свалок, не соответствующих предъявляемым требованиям, в границах поселения. Бездействие администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, а также право граждан на защиту жизни, здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Однолуцкого сельского поселения и обязать администрацию Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области, исходя из численности населения, рассчитать количество и обеспечить наличие мусоросборников, определить места размещения контейнерных площадок на территории поселения, оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установить мусоросборники, обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном размере.
В судебном заседании и.о. Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгакова И.П. заявленные требования уточнила. Просила признать незаконным бездействие администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Однолуцкого сельского поселения и обязать администрацию Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из численности населения, рассчитать количество и обеспечить наличие мусоросборников, определить места размещения контейнерных площадок на территории поселения, оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установить мусоросборники, обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора. В обоснование заявленных требований пояснила, что бездействием администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района нарушаются права жителей Однолуцкого сельского поселения Болховского района. В состав поселения входят 27 населенных пунктов, проживают 1219 человек, установлены 12 мусорных контейнеров на оборудованных площадках. Однако, Генеральный план очистки поселения не разработан, что влечет неопределенность в достаточности количества установленных контейнеров, местах их расположения, а также соответствию санитарно- эпидемиологическим нормативам. Правила благоустройства поселения приняты ДД.ММ.ГГГГ года, но до настоящего времени не реализованы, что говорит о бездействии администрации Однолуцкого сельского поселения.
Представитель ответчика – глава администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Корнеев А.В. не возражал против удовлетворения заявления прокурора. Пояснил, что реализация мер по обеспечению наличия контейнеров (мусоросборников), оборудовании контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установке мусоросборников, является затруднительной ввиду недостатка финансовых средств в местном бюджете. В состав сельского поселения входят 27 населенных пункта и проживает 1219 человек. На территории поселения установлены 12 мусорных контейнеров на оборудованных площадках. В связи с тем, что в Болховском районе нет специальных автомобилей-контейнеровозов, поэтому вывоз мусора с территории сельского поселения периодически производится в пакетах и мешках для мусора, исходя из финансовых возможностей администрации сельского поселения. Правила благоустройства поселения приняты решением сессии Однолуцкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года. Генеральной схемы очистки поселения нет.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Орловской области главный специалист-эксперт территориального отдела специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Налимова А.В. считает требования, изложенные в заявлении прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснив, что выявленные нарушения со стороны администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района в области организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения недопустимы и представляют угрозу для экологии и здоровья людей, проживающих на территории сельского поселения.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), должен определяться органами местного самоуправления и соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в состав Однолуцкого сельского поселения Болховского района входит 27 населенных пунктов и проживает 1219 человек.
На территории поселения установлено 12 мусорных контейнеров на оборудованных площадках. Вывоз и очистка контейнеров осуществляется по заявочной системе. Отсутствует генеральная схема очистки поселения. Планируется при формировании бюджета на 2014 года заложить денежные средства на разработку генеральной схемы очистки. Правила благоустройства поселения приняты решением Однолуцкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №24-сс. Данные обстоятельства представитель ответчик анне оспаривал.
В соответствии с разд. 3 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Однолуцкого сельского поселения, утвержденных Решением Однолуцкого сельского Совета народных депутатов № 24-сс от ДД.ММ.ГГГГ для сбора, временного хранения твердых бытовых отходов оборудуются площадки для мусоросборников, устанавливаются контейнеры.
Между тем, отсутствие обустроенных площадок для контейнеров (мусоросборников), мусорных контейнеров (мусоросборников), регулярного сбора и вывоза мусора ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований безопасности, которые допущены вследствие бездействия со стороны местной администрации по организации сбора и вывоза отходов на территории сельского поселения.
Приказом Минздрава СССР от 05.08.1988г. № утверждены «Санитарные правила содержания территорий населенных мест СаПиН 42-128- 4690-88» (далее - СаПиН 42-128-4690-88) и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10» (далее - СанПин 2.1.2.2645-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64.
В силу пункта 1.2 СаПиН 42-128-4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п.2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с п.2.2.2. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Исходя из положения п.2.1.4. СанПиН 42-128-4690-88 для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Порядок и места установки контейнеров (мусоросборников регламентированы в п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, согласно которому размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно- эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
На основании п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п.8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Вопреки приведенным положениям федерального и муниципального законодательства на территории поселения отсутствуют обустроенные площадки для контейнеров (мусоросборников), мусорные контейнеры (мусоросборники) не установлены, регулярный сбор и вывоз мусора не обеспечен.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения в соответствии с установленными требованиями безопасности, обеспечение которой в силу приведенных выше положений законодательства отнесено к вопросам местного значения поселения и прямо возложено на органы местного самоуправления.
В ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий). Федеральные законы, законы субъектов Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Несмотря на наличие прямых обязанностей, закрепленных действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления, никаких мер к эффективному решению легитимными способами вопросов местного значения, связанных с организацией на территории сельского поселения сбора и вывоза отходов и мусора, местной администрацией не принято, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь крайне негативные и необратимые последствия для объектов окружающей природной среды, вызванные размещением стихийных свалок, не соответствующих предъявляемым требованиям, в границах поселения.
Бездействие администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, установленные ст. ст. 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренное статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Как определено ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды, что в рассматриваемом случае места не имеет.
Статьями 3, 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена возможность применения к виновному мер гражданско-правовой ответственности за неисполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.
Таким образом, в результате непринятия администрацией Однолуцкого сельского поселения Болховского района необходимых мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Однолуцкого сельского поселения существенным образом могут ухудшить экологическую обстановку в данном сельском поселении, наности вред окружающей среде и могут явиться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на неопределенный круг лиц, проживающих на территории поселения, а также повлечь иные тяжкие последствия.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░