66RS0046-01-2020-000670-79
№1-181/2020
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Тагил 09 декабря 2020 года
Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Клепцовой Ю.А.
с участием государственных обвинителей Сычева И.И., Ашеева П.А.,
подсудимого Соколова А.А.
защитников Уткиной Е.В., Рахимовой Р.Р.,
при секретарях Артемьевой К.О., Дровняшиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Соколова Алексея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, со средним образованием, холостого, на иждивении несовершеннолетних детей не имеющего, работающего слесарем в ООО «<...>», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, военнообязанного, не судимого,
с избранной в отношении него мерой пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а, г» ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Соколов А.А. совершил грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Преступление совершено в пос. Висим Пригородного района Свердловской области при следующих обстоятельствах:
в конце июля 2019 года, в вечернее время, Соколов А.А. и Корякин В.В. (в отношении которого 15.07.2020 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи со смертью), находясь в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, на <адрес>, вступили в предварительный преступный сговор между собой, направленный на открытое хищение чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, в котором Корякин В.В. предложил Соколову А.А. похитить имущество В., на что Соколов А.А. дал свое согласие. Непосредственно после достигнутой преступной договоренности, Соколов А.А. и Корякин В.В., находясь <адрес>, подошли к В., и, действуя согласно ранее достигнутой договоренности, Корякин В.В. с целью подавления возможного сопротивления нанес В. не менее трех ударов кулаком по лицу, причинив последнему физическую боль, в результате чего В. упал на землю. В это же время, Соколов А.А., в продолжение общего преступного умысла, с целью подавления возможного сопротивления, нанес В. не менее двух ударов кулаком по лицу, причинив последнему физическую боль. После чего, Корякин В.В., реализуя задуманное, из кармана брюк, надетых на В., достал деньги в сумме 1 000 рублей и сотовый телефон «Самсунг» с находившейся в нем сим-картой, принадлежащие В. В это же время Соколов А.А., действуя совместно и согласованно с Корякиным В.В., поднял с земли пакет с продуктами, принадлежащий В.
Таким образом, Соколов А.А. и Корякин В.В., действуя совместно и согласованно, умышленно, из корыстных побуждений, открыто похитили имущество, принадлежащее В., а именно:
деньги в сумме 1 000 рублей,
сотовый телефон «Самсунг», стоимостью 600 рублей, с находившейся в нем сим-картой, не представляющей материальной ценности,
упаковку гречневой крупы, стоимостью 30 рублей,
упаковку ячневой крупы, стоимостью 10 рублей,
0,5 кг колбасы, стоимостью 135 рублей,
бутылку водки «Русская», емкостью 0,5 литра, стоимостью 180 рублей,
булку хлеба, стоимостью 20 рублей,
пакет, не представляющий материальной ценности.
Присвоив похищенное, Соколов А.А. и Корякин В.В. с места преступления скрылись, впоследствии похищенным распорядились по своему усмотрению.
В результате совместных умышленных преступных действий Соколова А.А. и Корякина В.В. потерпевшему В. причинен материальный ущерб на сумму 1 975 рублей, моральные страдания и физическая боль.
Подсудимый Соколов А.А. вину в совершении инкриминируемого преступления признал полностью, от дачи показаний отказался в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Согласно показаний Соколова А.А. в качестве подозреваемого и обвиняемого, в конце июля 2019 года, он находился в поселке Висим. У магазина «Уральский Кедр», по <адрес>, встретил ранее знакомых Корякина В.В. и В. Они решили совместно употребить спиртные напитки. Он приобрел бутылку пива 1,5 литра, а В. бутылку водки. У В. с собой был пакет с продуктами. Они пришли на берег пруда, по <адрес>, где стали распивать спиртные напитки. Входе распития спиртного, когда В. отошел, Корякин В.В. предложил ему похитить у В. деньги, телефон и продукты, а чтобы В. не оказал им сопротивление, избить того. Они знали, что у В. были с собой деньги и телефон. Он находился в состоянии алкогольного опьянения, поэтому сразу согласился на предложение Корякина В.В.. Когда В. вернулся и подошел к лавке, Корякин В.В. нанес В. три удара кулаком в лицо, при этом ничего не сказал. В. стал закрывать лицо руками от ударов, упал на землю, на спину. В этот момент он подошел к В. и нанес тому не менее двух ударов кулаком в лицо с целью, чтобы В. не смог оказать сопротивление, и чтобы они смогли похитить из кармана брюк у того деньги и другое имущество. От полученных ударов В. временно потерял координацию движений и ориентацию. В это время Корякин В.В. из кармана брюк В. вытащил денежные средства в сумме 1 000 рублей, разными купюрами, сотовый телефон в корпусе черного цвета. Он взял пакет с продуктами, который находился на земле рядом с А., принадлежащий последнему. В пакете находились: булка хлеба, крупы (гречка объемом 500 грамм, ячневая объемом 500 грамм), бутылка водки объемом 0,5 литра, колбаса. После чего они с Корякиным В.В. ушли. В. кричал им вслед, чтобы они вернули его имущество. Корякин В.В. забрал себе сотовый телефон и деньги в сумме 1 000 рублей, а он забрал себе продукты питания. Впоследствии похищенные у А. продукты питания он съел (л.д. 83-87, 108-111).
Из протокола явки с повинной Соколова А.А. следует, что в конце июля 2019 года он находился на пруду в п. Висим совместно с В. и Корякиным Виктором, они распивали спиртные напитки. После чего, предварительно договорившись, он и Корякин избили Тимофеева, каждый нанес по 2-3 удара в область лица, и забрали принадлежащие Тимофееву денежные средства, сотовый телефон, продукты питания. После этого разделили похищенное. Корякин В.В. забрал себе сотовый телефон и деньги, а Соколов А.А. забрал себе пакет с продуктами (л.д. 74-75)
Вина подсудимого Соколова А.А. подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
В своем заявлении от 07.07.2020 В. просит привлечь к уголовной ответственности Соколова Алексея и Корякина Виктора, которые в конце июля 2019 года в п. Висим, на берегу пруда, избили его и похитили сотовый телефон, денежные средства в сумме 1 000 рублей и пакет с продуктами. Соколов А.А. и Корякин В.В., каждый, нанес ему не менее 2-3 ударов по лицу. В результате ему причинен материальный ущерб в сумме 1 850 рублей (л.д. 7).
Из показаний потерпевшего В. следует, что в июле 2019 года в вечернее время, в магазине <адрес> он приобрел следующие продукты: 0,5 кг гречневой крупы в упаковке, стоимостью 30 рублей, 0,5 кг ячневой крупы в упаковке стоимостью 10 рублей, 0,5 кг полукопченой колбасы в вакуумной упаковке, стоимостью 135 рублей, бутылку водки объемом 0,5 литра «Русская» стоимостью 180 рублей, булку пшеничного хлеба, стоимостью 20 рублей. Продукты сложил в полимерный пакет черного цвета, который был у него с собой. По дороге домой, он сел на лавку у пруда по <адрес>. В этот момент к нему подошли ранее ему знакомые Корякин В.В. и Соколов А.А. Они находились в состоянии алкогольного опьянения. Они решили распить совместно спиртные напитки, для чего сходили в магазин и вернулись обратно. Распивали спиртное втроем. Его пакет с продуктами лежал на земле около лавки. Он отходил от лавки на некоторое время, а когда вернулся, то Корякин В.В. и Соколов А.А., молча подошли к нему. Корякин С.В. нанес ему не менее трех ударов кулаком в лицо. От ударов Корякина В.В. он испытал сильную физическую боль и упал на землю, закрывая лицо от ударов руками. Соколов А.А. наклонился над ним и нанес ему кулаком правой руки не менее двух ударов также по лицу. От ударов Соколова А.А. он испытал сильную физическую боль. В тот момент, когда Соколов А.А. наносил ему удары, Корякин В.В. из брюк, надетых на нем, достал принадлежащий ему сотовый телефон «Самсунг» и денежные средства в сумме 1 000 рублей. Он видел, как Корякин В.В. похитил его имущество. Затем Соколов А.А. поднял с земли его пакет черного цвета с приобретенными продуктами, принадлежащими ему. После чего Соколов А.А. и Корякин В.В. пошли по ул. Ленина. Он хотел забрать у них свое имущество, кричал вслед Корякину В.В. и Соколову А.А., чтобы те вернули его. Но они ему ничего не отвечали. Телефон «Самсунг» в корпусе черного цвета кнопочный оценивает в 600 рублей. Деньги в сумме 1 000 рублей были различными купюрами. Пакет, в котором находились продукты и водка, материальной ценности не представляет. Продукты оценивает по стоимости приобретения. От действий Корякина Виктора и Соколова Алексея ему причинена сильная физическая боль и материальный ущерб в сумме 1 975 рублей. Впоследствии от ударов по лицу у него на лице были кровоподтеки и ссадины. Несколько дней болела голова. За медицинской помощью он не обращался (л.д. 20-22).
В ходе очной ставки 09.07.2020 между потерпевшим В. и подозреваемым Соколовым А.А., В. полностью подтвердил свои показания, Соколов А.А. с его показаниями согласился (л.д. 92-95).
Свидетель Б. в судебном заседании пояснил, что Соколова А.А. видит второй раз. В. ему знаком. От В. ему известно, что его летом избили, сняли штаны, забрали деньги, карточку, продукты, документы. В. указал на Соколова А.А.. Корякин В.В. в настоящее время умер. Избивал ли он В., не знает.
Из показаний свидетеля Б. следует, что у него есть знакомый Соколов А.А., знает его давно. Иногда они вместе распивают спиртные напитки. В октябре 2019 года, в п. Висим, он встретил Соколова А.А., который предложил ему вместе выпить. Он согласился. В ходе распития спиртных напитков, Соколов А.А. ему рассказал, что летом 2019 года он и Корякин В.В., у пруда в п. Висим, избили мужчину по имени Сергей и похитили у него деньги, сотовый телефон и пакет с продуктами питания и спиртным. Соколов А.А. сказал, что преступление они совершили с Корякиным В.В., так как находились в состоянии опьянения. Он посоветовал Соколову А.А. обратиться в полицию и сознаться в преступлении. После этого они больше с Соколовым А.А. вместе спиртные напитки не употребляли(л.д. 47-48).
Свидетель Б. свои показания подтвердил.
Согласно показаний свидетеля Г., он знаком с В.. У них приятельские отношения. В июле 2019 года, он встретил В. у магазина по <адрес> в п. Висим. Он обратил внимание, что на лице у В. были кровоподтеки. В. рассказал ему, что несколько дней назад, он распивал спиртные напитки на берегу пруда совместно с Корякиным В.В. и Соколовым А.А.. В ходе распития спиртных напитков Корякин В.В. и Соколов А.А. избили В. и похитили у него деньги, телефон и продукты (л.д. 49-50).
В судебном заседании исследованы письменные материалы дела:
В ходе осмотра места происшествия с составлением протокола от 07.07.2020 с иллюстрационной таблицей к нему, осмотрен участок местности в <адрес> (л.д. 10-13).
Согласно протокола выемки от 10.07.2020 и иллюстрационной таблицы к нему, у потерпевшего В. произведена выемка брюк, имеющих значение для уголовного дела, которые осмотрены и возвращены В., о чем в материалах уголовного дела имеется расписка от 10.07.2020 (л.д. 26-28, 29-33, 36).
Исследовав в совокупности изложенные доказательства, суд приходит к выводу, что вина подсудимого Соколова А.А. в совершении преступления установлена, подтверждается показаниями потерпевшего В., свидетелей и письменными материалами дела в совокупности.
Исследуя данные доказательства, суд приходит к выводу, что они согласуются между собой, дополняют друг друга, раскрывая обстоятельства преступления.
Кроме того, исследованные показания и письменные материалы дела полностью согласуются с явкой с повинной, с показаниями Соколова А.А., которые он давал в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого и обвиняемого, признавая полностью вину в совершенном преступлении, подробно, последовательно рассказывая об его обстоятельствах.
Квалифицирующий признак преступления «группой лиц по предварительному сговору» нашел свое подтверждение в судебном заседании. Судом на основании совокупности доказательств установлено, что подсудимый Соколов А.А. действовал с прямым умыслом в группе лиц, согласованно, предварительно распределив роли, исполняя свою роль, в целях достижения преступного результата.
Квалифицирующий признак преступления «с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья» нашел свое подтверждение в судебном заседании. Судом установлено, что В. были нанесены удары кулаком по лицу Корякиным В.В., которые причинили ему физическую боль, от чего В. упал на землю. Затем Соколов А.А., с целью подавления сопротивления со стороны В., применил в отношении него насилие, не опасное для жизни и здоровья, а именно, нанес не менее двух ударов кулаком по лицу В., причинив ему физическую боль.
В. видел, как Корякин В.В. из кармана его брюк похитил деньги и сотовый телефон, а Соколов А.А. взял продукты питания, кричал им в след свое требования вернуть его имущество. Из показаний Соколова А.А. следует, что он слышал это требование, но никак не отреагировал. С места преступления он и Корякин В.В. ушли.
Действия подсудимого Соколова А.А. суд квалифицирует по п. «а, г» ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации – грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Все исследованные доказательства по делу являются допустимыми, относимыми, достаточными для постановления обвинительного приговора.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, обстоятельства совершения преступления, личность подсудимого.
Соколов А.А. совершил оконченное преступление, относящееся к категории тяжких преступлений.
С учетом фактических обстоятельств совершенного преступления и степени его общественной опасности, оснований для изменения категории преступлений судом не усматривается.
При определении вида и размера наказания суд руководствуется требованиями ст. 43, 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, целями восстановления социальной справедливости и исправления осужденного, предупреждения новых преступлений, а также влияния наказания на условия жизни осужденного и его семьи.
Обстоятельствами, смягчающими наказание суд признает у Соколова А.А. в соответствии с п.п. «и, к» ч. 1 ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации - явку с повинной (л.д. 74-75), добровольное возмещение имущественного ущерба потерпевшему и компенсации морального вреда (л.д. 139), в соответствии с ч. 2 ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации - полное признание вины в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, раскаяние в содеянном, ранее не судим, состояние здоровья, состояние здоровья его матери, которая является инвалидом, и которой он помогает.
Отягчающим наказание обстоятельством в соответствии с ч. 1.1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации суд признает совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, что существенно повлияло на совершение преступления, как следует из обстоятельств дела и пояснений подсудимого Соколова А.А.
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 62 Уголовного кодекса Российской Федерации в виду признания обстоятельства, отягчающего наказание, не имеется.
По месту жительства участковым уполномоченным полиции и главой территориальной администрации Соколов А.А. характеризуется удовлетворительно, по месту работы заместителем директора ООО «<...>» - положительно (л.д. 122, 124, 136), психиатром и наркологом не наблюдается (л.д. 126), не привлекался к административной ответственности (л.д. 120).
С учетом вышеизложенного, а также личности подсудимого Соколова А.А. его роли в преступлении, суд приходит к выводу о назначении ему наказания в виде лишения свободы с применением ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации – условное осуждение, поскольку исправление Соколова А.А. еще возможно без изоляции от общества.
Оснований для применения ст. 64, ч. 6 ст. 15, ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации судом с учетом изложенного, не усматривается.
Дополнительное наказание в виде штрафа и ограничения свободы суд считает возможным не назначать исходя из достаточности основного вида наказания.
Меру пресечения Соколову А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении надлежит отменить по вступлении приговора в законную силу.
Разрешая заявление о возмещении процессуальных издержек с Соколова А.А. в счет оплаты труда адвокатов в ходе предварительного следствия в размере 5 750 рублей, в ходе судебного заседания в размере 5 750 рублей за четыре судебных заседания из расчета 1 437 рублей 50 копеек за один день, всего в сумме 11 500 рублей, суд считает необходимым взыскать их с подсудимого Соколова А.А. Оснований для освобождения осужденного от возмещения процессуальных издержек судом не усмотрено.
Вопрос по вещественными доказательствами судом разрешается в соответствии с ч. 3 ст. 81 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307 – 309 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Соколова Алексея Анатольевича виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части второй статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года.
На основании статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 (два) года, в течение которого обязать Соколова А.А.: не менять постоянного места жительства и места работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных; ежемесячно являться в указанный орган на регистрацию в установленные им сроки.
Меру пресечения Соколову А.А. – подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу, затем отменить.
Взыскать с Соколова Алексея Анатольевича процессуальные издержки по делу в счет оплаты труда адвоката за оказание юридической помощи в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, всего в сумме 11 500 (одиннадцать тысяч пятьсот) рублей, в доход федерального бюджета.
Вещественное доказательство: брюки, переданные на хранение В., оставить в его законном владении.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, о чем должно быть указано в апелляционной жалобе или подано соответствующее заявление.
Судья /подпись /
Копия верна
Судья Ю. А. Клепцова
Секретарь суда Л. В. Винокурова
Подлинник документа хранится в Пригородном районном суде Свердловской области в деле № 1-181/2020 года том № 1 л.д. 207-212
Приговор вступил в законную силу 22.12.2020 года
Судья Ю. А. Клепцова