Материал № 12-41/ 18
РЕШЕНИЕ
город Соликамск 19 января 2018 года
Судья Соликамского городского суда Пермского края Крымских Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Денисовой Д.Н., рассмотрев в судебном заседании в г. Соликамске жалобу Кулакова А. А., на постановление мирового судьи судебного участка №2 Соликамского судебного района Пермского края от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка №2 Соликамского судебного района Пермского края от 15 декабря 2017 года Кулаков А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Соликамский городской суд, Кулаков А.А. указывает на несогласие с постановлением мирового судьи. Просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что не был извещен о рассмотрении дела, в протоколе об административной правонарушении номер его телефона отсутствует, согласно детализации звонков за <дата> на его номер телефона звонок от мирового судьи не поступал. Он явился на судебный участок по повестке <дата>, где ему выдали на руки постановление от <дата>. Вынесение постановления без его надлежащего извещения нарушило его процессуальные права. Не согласен с постановлением и по существу, поскольку, своевременно, <дата> сдал итоговый отчет в администрацию города Соликамска для передачи в территориальную избирательную комиссию, однако, специалисты о данном отчете забыли.
В судебном заседании в Соликамском городском суде Кулаков А.А. на доводах жалобы настаивает. Пояснил, что не имеет рабочего и домашнего телефонов, у него в наличии два мобильных номера. <дата> ни на один из данных номеров звонков с судебного участка не поступало. На один из номеров телефонных звонков не поступало, на второй поступили три звонка от супруги и матери, что подтверждает детализация услуг связи.
Представитель территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа в судебное заседание не явилась. О рассмотрении жалобы извещена, что подтверждает телефонограмма. Просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие в связи с занятостью.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав заявителя жалобы, исследовав материалы дела, судья Соликамского городского суда приходит к следующим выводам.
Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Уставом Пермского края, Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», а также уставами соответствующих муниципальных образований.
Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в ст. 32 установил, что для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды. Использование иных финансовых средств для проведения предвыборной агитации, кроме поступивших в избирательные фонды, не допускается.
Кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью первой настоящей статьи, обязаны не позднее чем в месячный срок со дня проведения выборов представить избирательной комиссии муниципального образования и окружным избирательным комиссиям соответственно отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы избирательной комиссией муниципального образования и окружными избирательными комиссиями в средства массовой информации одновременно с представлением избирательной комиссией муниципального образования отчета о расходовании средств.
В соответствии с п.20 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - избирательная кампания кандидата это деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами;
Согласно ч.1 ст.59 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам. Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение (ч.2).
В силу ч.9 данной статьи кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом.
Согласно ч.1 ст.60 данного Федерального Закона для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, за источниками поступления средств в избирательные фонды, фонды референдума, за организацией учета этих средств и их использованием, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктами 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона, создаются контрольно-ревизионные службы.
При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии проверяет финансовые отчеты избирательных объединений, кандидатов, создавших избирательные фонды, нижестоящих избирательных комиссий (п.п. «а» п.5).
В ч.1 ст.60 Закон Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» кандидат, выдвинутый по одномандатному или многомандатному избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией, осуществляющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования). Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом (ч.2).
В соответствии с ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Кулаков А.А., являлся кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, Кулаковым А.А. был открыт специальный избирательный счет в Специализированном дополнительном офисе № <данные изъяты>, расположенном по адресу <...>.
В нарушение ч.1 ст.60 Закон Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» Кулаков А.А. не представил в территориальную избирательную комиссию в установленный законом срок, то есть не позднее <дата>, итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств своего избирательного фонда, выделенных на подготовку и проведение выборов.
По данному факту председателем территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа в отношении Кулакова А.А. составлен протокол без даты об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кулакова А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.17 КоАП РФ.
Признавая Кулакова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.17 КоАП РФ, мировой судья исходил из факта доказанности его вины и надлежащего его извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В жалобе Кулаков А.А. ссылается на не извещённость его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и оспаривает имеющуюся в материалах дела телефонограмму.
Судьей городского суда установлено, что материалы дела, представленные мировому судье на рассмотрение, в том числе, протокол об административном правонарушении, не содержат сведений об имеющемся у Кулакова А.А. номере домашнего, рабочего либо мобильного телефона (телефонов). В телефонограмме, содержащейся на лд. №, указан номер телефона канцелярии судебного участка №2 Соликамского судебного района Пермского края (№), но не указан номер телефона абонента Кулакова А.А. Кроме того, текст телефонограммы не содержит сведений о месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Детализация услуг связи за <дата> не содержит сведений о совершенном в <данные изъяты> часов на номера телефона Кулакова А.А. № и № звонке с телефона канцелярии судебного участка либо телефона судьи. Таким образом, материалы дела не свидетельствуют о надлежащем извещении Кулакова А.А. о времени и месте рассмотрения дела.
Рассматривая дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о времени и месте слушания дела, мировой судья, в нарушение требований ч.1 и ч.2 ст.25.1 КоАП РФ лишил Кулакова А.А. возможности участвовать в рассмотрении дела, представлять свои возражения, доказательства, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств правонарушения, то есть повлекло нарушение требований ст.24.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановленное мировым судьей решение нельзя признать законным и обоснованным. Рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела является существенным процессуальным нарушением, при наличии которого, постановление подлежит отмене, а, дело возвращению на новое рассмотрение.
В соответствии с абз.2 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Протокол территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа о результатах дополнительных выборов депутата Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № опубликован в газете «<данные изъяты>» <дата> (л.д.№).
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, в данном случае, исчисляется с <дата> и на момент рассмотрения жалобы не истек.
В связи с тем, что по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то постановление мирового судьи в силу п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.17 КоАП РФ в отношении Кулакова А.А. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье, правомочному рассмотреть дело.
Решение вступило в законную силу.
Судья Т.В. Крымских.