дело № 2-4951/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2012 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Манаповой Г.Х.,
при секретаре Биктагирове Р.Р.,
с участием представителя истцов – Ганиевой А.Р. действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа Шленкиной В.В. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперовой П.А., Красноперова А.М., Красноперова В.М., Саматовой Е.А. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Красноперова П.А., Красноперов А.М., Красноперов В.М., Саматова Е.А. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. Истцы мотивировали свои исковые требования тем, что являются собственниками домовладения № по <адрес>, находящегося на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №. На протяжении более 30 лет истцы и их семьи добросовестно владеют и пользуется домовладением, производят ремонт, оплачивают налоги на имущество, планируют проживать и в дальнейшем, так как другого жилья не имеют. В 2012 году истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на что получил отказ с пояснением, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель истцов Ганиева А.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Администрации ГО Шленкина В.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Выслушав представителей сторон изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы являются долевыми собственниками жилого дома под литерами <данные изъяты> расположенных по адресу <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства о праве на наследство по закону и Свидетельства о праве на наследство по закону, что подтверждается Свидетельствами о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ ФИО13. умер, что подтверждается Свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились к нотариусу г.Уфы РБ ФИО10 и вступили в наследство на жилой дом расположенный по адресу <адрес>, после смерти ФИО9
В этом же году истцы обратились в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении истцам земельного участка, расположенного по адресу <адрес> собственность бесплатно и получила ответ, что часть данного земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Фактическое пользование истцами земельным участком, расположенным по вышеуказанному адресу, происходит с 1974г., что подтверждается справкой, выданной уличным комитетом и техническим паспортом.
Согласно акту согласования границ землевладений, претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.
В соответствии с п.9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п. 4 ст.3 Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок находится в рекреационной зоне.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Кроме того, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 года «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных истцами документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо прав третьих лиц, строительство на данном земельном участке в ближайшие сроки не планируется, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих законность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка и существование ограничений в обороте данного земельного участка суду не представлено.
Признание права собственности на земельный участок за истцами не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем, исковые требования истцов о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноперовой П.А., Красноперова А.М., Красноперова В.М., Саматовой Е.А. удовлетворить.
Признать за Красноперовой П.А. право собственности на ? долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенный по адресу: РБ, <адрес>.
Признать за Красноперовым В.М. право собственности на <данные изъяты> долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Признать за Красноперовым А.М. право собственности на <данные изъяты> долю земельного участка общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Признать за Саматовой Е.А. право собственности на <данные изъяты> долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенный по адресу: РБ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья Г.Х.Манапова. Решение не вступило в законную силу.