Дело № 494
Решение
именем Российской Федерации
г. Борзя 15 июня 2011 года
Борзинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу - судьи Приступы Ф.Н., при секретаре Буданове А.А., с участием заявителя - капитана Шангариева В.В., прокурора - помощника военного прокурора Борзинского гарнизона <данные изъяты> юстиции Овчинникова Д.В., представителя командующего войсками Восточного военного округа и командира в/части № по доверенности - <данные изъяты> юстиции Гладышева А.В., в открытом судебном заседании, в расположении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Шангариева В.В., оспаривающего действия командира войсковой части № и командующего войсками Восточного Военного округа, связанные с досрочным увольнением с военной службы,
установил:
Шангариев проходил военную службу по контракту в войсковой части №.
21 сентября 2010 года Шангариев осуждён военным судом к наказанию в виде штрафа за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
На основании представления командира в/части № приказом командующего войсками Восточного военного округа от 10 марта 2011 года № Шангариев досрочно уволен с военной службы в запас на основании п. «е.1» ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы.
Полагая увольнение незаконным, а свои права нарушенными, Шангариев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать приказ командующего незаконным и обязать должностное лицо отменить это решение.
В рамках подготовки к судебному заседанию на стороне командующего округом в качестве заинтересованных лиц привлечены командир в/части № и Управление финансового обеспечения МО РФ по <данные изъяты>.
В судебном заседании Шангариев свои требования поддержал, объяснив, что запретов, связанных с прохождением военной службы не нарушал, а его увольнение основано лишь на факте осуждения за совершение преступления, несмотря на то, что избранная судом мера наказания не исключает для него возможности проходить военную службу.Кроме того, в настоящее время судимость с него снята.
Надлежаще уведомленный о месте и времени судебного заседания начальник Управления в суд не прибыл и своего представителя не направил. Учитывая изложенное, суд рассматривает заявление в отсутствие этого должностного лица.
Представитель командующего и командира части Гладышев требования заявителя не признал, объяснив, что командир части правомерно представил Шангариева к увольнению, считая заявителя нарушившим запреты, установленные п. 7 статьи 10 и статьёй 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Этот мнение командира основано на факте осуждения заявителя за должностное преступление, связанное с применением насилия, хотя и к мере наказания, позволяющей проходить военную службу по контракту.
Соответственно, решение командующего военным округом о досрочном увольнении Шангариева по п. «е.1» ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» тоже нельзя считать незаконным.
Выслушав объяснения заявителя и представителя должностных лиц, а также мнение прокурора, полагавшего требования заявителя удовлетворить, исследовав представленные доказательства, применяя при этом положения пункта 3 статьи 246 ГПК РФ, в соответствии с которым при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих».
Из содержания и смысла этой нормы следует, что причинами увольнения военнослужащего по данному основанию может быть лишь нарушение запретов, связанных с прохождением военной службы, отмеченных в пункте 7 статьи 10 и ст. 27.1 закона «О статусе военнослужащих».
Согласно этих норм, на военнослужащих распространяются запреты, установленные федеральным законом «О противодействии коррупции», регламентирующие вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью в свете этого закона, предпринимательской и иной оплачиваемой деятельности (кроме военной службы), использования имущества воинской части вне его предназначения, а также служебного положения в интересах политических партий, а также обязанности, предусмотренные статьями 17, 18 и 20 федерального закона «О государственной гражданской службе», адаптированные к условиям службы военной.
Как объяснил в суде представитель должностного лица, основанием для представления командиром части Шангариева к увольнению по п.п. «е.1» ч. 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» стал факт его осуждения за умышленное должностное преступление. Это обстоятельство и командир части и командующий округом расценили как совершение Шангариевым проступка, порочащего его честь и достоинство - невыполнение требований к служебному поведению, предусмотренных п. 8 ч. 1 статьи 18 федерального закона «О государственной гражданской службе».
Приведённые объяснения суд находит неубедительными, а действия командира части и командующего военным округом признаёт противоречащими требованиям статьи 51 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обращая внимание, что эта статья содержит исчерпывающий перечень оснований для увольнения с военной службы, в число входят и связанные с осуждением военнослужащих, такие как:
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.
Из перечня видно, что осуждение военнослужащего за умышленное преступление к мере наказания в виде штрафа не входит в число таких оснований.
В соответствии с п. 4 раздела I Приказа Минобороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими", военнослужащие, осуждённые к уголовным наказаниям в виде обязательных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также конфискации имущества, отбывают их в условиях дальнейшего прохождения военной службы по общим правилам, предусмотренным главами 4, 5, 6 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не допускает досрочного увольнения военнослужащего, осуждённого к штрафу и не лишённого права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Как видно из исследованной копии постановления суда от 1 июня 2011 года, а также из объяснений заявителя и представителя должностных лиц, Шангариев осуждён к штрафу за превышение служебных полномочий с применением насилия и права занимать определённые должности в Вооружённых Силах РФ или иных воинских формированиях, равно и заниматься определённой деятельностью, лишён не был, и после вступления приговора в законную силу продолжил военную службу в должности, которую занимал, показывая при этом положительные результаты службы, ставшие в том числе основанием для снятия с него судимости.
Одновременно суд учитывает, что системное толкование п. 2 части 1 статьи 16 федерального закона «О государственной гражданской службе», позволяет учесть, что это норма не препятствует прохождению военной службы в связи с одним лишь фактом наличия судимости, а устанавливает ограничение для исполнения обязанностей лишь в случае осуждения к мере наказания, исключающей возможность исполнения должности.
Наказание, назначенное судом Шангариеву, позволяло ему исполнять обязанности по должности.
При таких обстоятельствах заявление Шангариева суд признаёт обоснованным и удовлетворяет его.
Не влияет на это решение и заявление представителя о готовности командующего округом изменить основания увольнения заявителя, поскольку в распоряжении этого должного лица имелось достаточно времени для принятия такого решения и доказательств исполнения этого намерения суду не представлено. Сам же по себе факт его выражения правового значения не имеет, поскольку является беспредметным.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, на основании ст. 98 ГПК РФ суд полностью взыскивает их в пользу Шангариева из средств Управления финансового обеспечения МО РФ по <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 194-198, 257 ГПК РФ, военный суд,
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░/░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. «░.1» ░. 2 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░ 2011 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░ 2011 ░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░.1» ░. 2 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 200 (░░░░░░) ░░░░░░.