Дело № 2-93/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2019 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Василюк Э.М.,
с участием истца ФИО2,
представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым – ФИО5,
представителя истца ФИО8,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к <данные изъяты> об изменении формулировки причины инвалидности и внесении изменений в справку об инвалидности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к <данные изъяты> об изменении формулировки причины инвалидности и внесении изменений в справку об инвалидности.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в период с июня 1968 г. по 2001 г. ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел МВД, уволен в связи с получением травмы, связанной с исполнением служебных обязанностей, препятствующей прохождению службы. Во время прохождения службы при исполнении служебных обязанностей ФИО2 получил телесные повреждения, которые относятся к категории «травма связанная с исполнением служебных обязанностей». Согласно свидетельства о болезни №с от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ВВК ГУМВД Украины в Крыму установлено 09.08.2000г. при исполнении служебных обязанностей получил тяжелую ЧМТ - ушиб головного мозга, размозжение правой височной доли, субарахноидальное кровоизлияние: Закрытую травму левой половины грудной клетки с множественными переломами ребер и повреждениями ткани левого легкого. Травма левого уха, травматическая перфорация барабанной перепонки, проведена операция-краниоэктомия в правой височно-теменной области, удаление субдуральной гематомы и очага размозжения полюса правовой височной доли, наложение трефинационного отверстия в левой височной области. В 2003 г. ФИО2 признан инвалидом второй группы с формулировкой причины инвалидности: «травма получена при исполнении служебных обязанностей». С 10.04.2002г. по 01.04.2005г. специализированной травматологической МСЭК <адрес> инвалидность последовательно продлевалась с формулировкой причины инвалидности: «травма получена при исполнении служебных обязанностей». Согласно выписки Акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 № выданной на имя ФИО2 установлена инвалидность впервые 05.04.2017г. третья группа, сроком до 01.05.2018г., причина инвалидности общее заболевание. Не согласившись с принятым решением ФИО2 обратился с заявлением по вопросу обоснованности выдачи справки МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ, на которое 04.07.2017г. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлен ответ №, согласно которому следует, что решение было принято на основании представленной на освидетельствование в бюро документации, данных обследований и объективного осмотра.
Согласно уточненных требований, истец окончательно просит признать причины пропуска срока на обжалование решения бюро № ФКУ «ГБМСЭ по <адрес>» Минтруда России от 20.04.2018г., которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию уважительными; восстановить срок на обжалование решения бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от 20.04.2017г., которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию; признать незаконным и отменить решение бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> от 20.04.2017г., которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию; признать причины пропуска на обжалование решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» экспертный состав № от 16.05.2018г. которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию уважительными; восстановить срок на обжалование решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» экспертный состав № от 16.05.2018г. которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию; признать незаконным и отменить решение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» экспертный состав № от 16.05.2018г. которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию уважительными; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения изменив истцу ФИО7 формулировку причины инвалидности: травма получена при исполнении служебных обязанностей «военная травма» с внесением изменений в справку об инвалидности; взыскать в пользу истца судебные расходы.
Истец ФИО2 в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель истца ФИО8 в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ее доверитель в 2000-х годах при прохождении службы получил ранение, прошел ВВК получил справку о присвоении ему первой группы инвалидности, с 2005 года он более обследование не проходил в связи с плохим физическим состоянием. В 2017 году истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности, и ему было отказано, и поставлена третья группа инвалидности. Процессуальный срок просили восстановить в связи с тем, что ими были обжалованы указанные решения в вышестоящую инстанцию а именно Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, после чего они обратились в суд.
Представитель ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты населения Республики Крым ФИО9 в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, пояснила, что истец первично обратился к ним в 2017 году, согласно законодательства ему необходимо было вместе с заявлением предоставить свидетельство об установлении травмы, чего им не было предоставлено.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым ФИО10 просила принять решение на усмотрение суда, дополнительно пояснила что истцом не было предоставлено свидетельство об установлении травмы.
Ответчик - Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили суду письменные возражения, согласно которым с 01.01.2015г. проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. ФИО2 10.04.2017г. первично освидетельствован бюро № – филиалом ФКУ 2ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России и ему установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности- общее заболевание, сроком на 1 год. Во исполнение требований действующего законодательство РФ специалисты бюро № изучили представленные документы, провели анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, провели обследование, на основании чего было вынесено решение. ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № Федерального бюро МСЭ решение бюро № оставлено без изменений поскольку заключение ВВК МВД России не представлено. 23.04.2018г. истец повторно освидетельствован бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, установлена 3 группа инвалидности, общее заболевание сроком на 1 год. По заявлению истца решение бюро № в порядке обжалования пересмотрено ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России решение не изменено. ФИО2 свидетельство о болезни, выданное военно-врачебной комиссией Министерства обороны Российской Федерации не предоставил, в связи с чем, ему указана была причина инвалидности – общее заболевание, на основании чего просили в иске отказать.
Третье лицо - Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили суду отзыв на исковое заявление, согласно которому просили дело слушать в их отсутствие.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также меры социальной защиты инвалидов, являющиеся расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, определены в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно статье 1 названного Закона, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно ч. 3 ст. 1 которого <адрес> считается принятой в РФ с даты подписания Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ФКЗ N 6 от ДД.ММ.ГГГГ законодательные и иные нормативные акты РФ действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ признание лица инвалидом и установление ему группы и степени инвалидности зависит от нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В соответствии с п. 11-12 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях признания лица инвалидом», условиями признания лица инвалидом являются: условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
Согласно п. 2 вышеуказанных разъяснений, государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Согласно п.7 Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033).
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 государственного военного архива.
К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
Если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание бывшего военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание".
Если формулировка причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в свидетельстве о болезни, справке ВВК отсутствует или указана не в соответствии с формулировками причин инвалидности, указанными в пункте 2 настоящего разъяснения, а также в случае несогласия с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы могут обратиться в соответствующую штатную ВВК (ВВК военного округа, ВВК вида Вооруженных Сил Российской Федерации, центральную ВВК Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба) для пересмотра или уточнения причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания. В дальнейшем федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы при определении причины инвалидности должны руководствоваться заключением штатной ВВК военного округа или соответствующего силового ведомства о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, так же как и ранее действующим одноименным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 123 полномочия по определению, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - прокурорские работники), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. "г" п. 3) возложены на военно-врачебную комиссию.
Согласно п. 94 указанного Положения, Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: а) "военная травма": если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности; если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях; если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях); если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинских работников - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным; если у военнослужащего, гражданина, проходящего приравненную службу, возникло поствакцинальное осложнение, вызванное профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям.
Статьей 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" предусматривается, что в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза.
Пунктом 96 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья, заболевания. Порядок выдачи справки о травме, ее форма и правила ее заполнения определяются соответствующим федеральным органом исполнительной власти (Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации).
Из пункта 97 Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что при освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Судом установлено, что ФИО2 с 1970 года по декабрь 2001 года состоял на службе в МВД Украины. 09.08.2000г. при исполнении служебных обязанностей получил открытую черепно-мозговую травму.
На основании свидетельства о болезни №с, выданного ВВК ГУМВД Украины в Крыму от 25.12.2001г. ФИО2 в соответствии с законодательством Украины с 10.04.2002г. установлена третья группа инвалидности бессрочно по причине «получения травмы при исполнении служебных обязанностей», что подтверждается извлечением из акта МСЭК серии МСЭ 3-<адрес>, выданного 16.04.2002г.
С 24.03.2003г. ФИО2 установлена вторая группа инвалидности по причине «получения травмы при исполнении служебных обязанностей», что подтверждается извлечением из акта МСЭК серии МСЕ №, выданного 29.04.2005г.
Истец ФИО11 впервые обратился в бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России- 05.04.2017г.
По результатам первичного освидетельствования 10.04.2017г. согласно решения бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности – общее заболевание, установлена сроком на 1 год до 01.05.2018г.
Истец, не согласившись с данным решением 20.06.2017г. обжаловал его в Федеральное бюро МСЭ.
ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № Федерального бюро МСЭ решение бюро № оставлено без изменений, в связи с тем, что ФИО2 не было предоставлено заключение ВВК МВД России, что подтверждается справкой № о результатах медико-социальной экспертизы.
16.11.2017г. в адрес ФИО2 направлено письмо, согласно которому сообщается, что экспертным составом № общего профиля ДД.ММ.ГГГГ проведена заочная медико социальная экспертиза по обжалованию решения Главного бюро. По представленным медицинским, медико-экспертным документам выявлены стойкие умеренные нарушения функций организма, приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности 1 степени, вызывающие необходимость в мерах социальной защиты, и дающие основание для установления 3 группы инвалидности на 1 год, в соответствии с пп.5 и 6 Правил и «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно подает заявление об освидетельствовании.
23.04.2018г. истец повторно освидетельствован бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, принято решение об установлении 3 группы инвалидности по причине общего заболевания, сроком на 1 год.
Истец, не согласившись с данным решением, обжаловал его в Федеральное бюро МСЭ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № Федерального бюро МСЭ решение бюро № оставлено без изменений.
В ходе судебного разбирательства представителем истца было заявлено ходатайство о назначении судебно-медицинской экспертизы с целью выяснения вопроса причины установления инвалидности ФИО2 Определением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от 20.08.2018г. по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Согласно выводам эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ последствия травмы приобретенной 09.08.2000г. ФИО2 привели к умеренным нарушениям функций организма, что дало основание для установления 3 группы инвалидности. Оснований для установления ФИО2 2 группы инвалидности 20.04.2018г., ДД.ММ.ГГГГ учреждениями МСЭ в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми документами не имелось, так как выраженные нарушения функций организма не выявлены. Учреждения МСЭ Российской Федерации не имеют правовых оснований для установления причины инвалидности с формулировкой установленной в свидетельстве о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ ВВК Украины так как срок действия справки сер.МСЭ 3-<адрес>, выданной учреждением Украины, подтверждающей установление второй группы инвалидности истек ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО2 на 18.03.2014г. инвалидом не являлся.
Таким образом, выводы данной экспертизы также подтверждают факт получения истцом ДД.ММ.ГГГГ травмы, послужившей основанием для установления ему в 2002 году второй группы инвалидности с формулировкой: травма получена при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и <адрес> значения Севастополя» №421-ФЗ от 22.12.2014г. с ДД.ММ.ГГГГ проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и <адрес> значения Севастополя» при предоставлении с ДД.ММ.ГГГГ мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
Суд полагает установленным факт получения ФИО2, травмы при исполнении служебных обязанностей, на основании свидетельства о болезни №с, выданного ВВК ГУМВД Украины в Крыму от 25.12.2001г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 утверждено «Положение о военно-врачебной экспертизе» установлен порядок проведения военно-врачебной экспертизы, согласно которому вопрос об установлении причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии.
Свидетельство о болезни, выданное военно-врачебной комиссией Министерства обороны Российской Федерации ФИО13 С.И. представлено не было.
Согласно ст. 12 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и города федерального значения Севастополя», На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 39 Конституции РФ, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Факт не обращения ФИО2 с 2005 года для очередного осмотра и установления 2 группы инвалидности, не может являться основанием для отказа в восстановлении его прав на пенсионное обеспечение как лица, получившего травму при прохождении службы в органах МВД Украины.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований, установленных законом для не принятия свидетельства о болезни № от 25.01.2001г. выданного ВВК Украины на имя ФИО12 у бюро № ФКУ «ГБМСЭ по <адрес>» Минтруда России при проведении медико-социальной экспертизы не имелось.
С учетом вышеизложенного, суд полагает что права истца подлежат восстановлению путем отмены оспариваемых решений, а также путем обязания ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации по <адрес>» установить ФИО2 инвалидность с формулировкой – военная травма. В удовлетворении требований истца о понуждении ответчиков внести изменения в справку об инвалидности, следует отказать, в связи с тем, что решение, на основании которого она была выдана – отменено.
В связи с тем, что истец ФИО2 обжаловал предварительно оспариваемые решения в Федеральное бюро МСЭ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, суд считает возможным признать причины пропуска срока на обжалование уважительными и восстановить ему срок.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации
Учитывая, что при подаче иска истец уплатил госпошлину в размере 300 рублей и просит их взыскать с ответчика, а также учитывая удовлетворение иска, с Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты населения Республики Крым, подлежит взысканию в пользу истца судебные расходы в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты населения Республики Крым, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, третье лицо Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации об изменении формулировки причины инвалидности и внесении изменений в справку об инвалидности – удовлетворить частично.
Восстановить срок на обжалование решения бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от 20.04.2017г., которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Признать незаконным и отменить решение бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> от 20.04.2017г., которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Восстановить срок на обжалование решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации экспертный состав № от 16.05.2018г., которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Признать незаконным и отменить решение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» экспертный состав № от 16.05.2018г. которым установлена истцу ФИО2 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Обязать <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> <адрес>» установить ФИО2 инвалидность с формулировкой получения– военная травма.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.
Взыскать с <данные изъяты> <данные изъяты>, в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Благодатная Е.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2019 г.