дело № 2-3981/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» августа 2013 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре Гукасян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михейкиной Н.С. к Марковой Т.А. об установлении фактов принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Истец ФИО2 обратилась в суд с требованиями об установлении факта принятия ее отцом ФИО6 наследства после смерти его матери ФИО7, умершей в 1994 г., факта принятия ею (истицей) наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца, признании за ней права собственности на 1/6 доли жилого дома по адресу: МО <адрес>.
В обоснование иска указано, что в 1994 г. после смерти ФИО7 ее сын - отец истицы ФИО6 фактическими действиями принял наследство в виде 1/6 доли указанного жилого дома, поскольку проживал в нем; после смерти отца ДД.ММ.ГГГГ истица как наследник первой очереди фактическими действиями приняла после него наследство, в ее пользовании остались его вещи, в связи с чем заявлены требования о признании права собственности на наследственную долю в указанном доме.
В судебном заседании истица требования иска поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что их семья проживала по месту жительства бабушки и дедушки по линии матери; в 2003 г. после развода родителей ее отец ФИО6 уехал в дом его матери - <адрес>, где был постоянно зарегистрирован, следовательно, он принял наследство в виде 1/6 доли указанного дома; она (истица) после смерти в 2001 г. отца к нотариусу не обратилась, но у нее остались вещи, который отец покупал ей при жизни в их семье – магнитофон, компьютер, в связи с чем полагает, что приняла наследство фактическими действиями.
Ответчик ФИО3 против иска возражала, пояснила, что является дочерью умершей в 1994 г. ФИО7 и родной сестрой умершего в 2006 г. ФИО6; при жизни ФИО7, которая являлась собственником 1/3 доли указанного жилого дома, в занимаемой ею части жилого дома проживали: сама ФИО7, ее муж, дочь (ответчица), внучка (дочь ответчицы); ФИО6 с семьей, в том числе дочерью (истицей), проживал по месту жительства родителей жены; после расторжения брака в 2003 г. ФИО6 проживал сначала на квартире их родственников Гаранкиных в <адрес>, а затем в принадлежащей им части этого же дома; в части дома ФИО12 он не проживал, так как там было негде; наследство после смерти матери ФИО6 не принимал, при разговорах об этом говорил, что ему ничего не нужно; в расходах по дому участия не принимал; когда ФИО6 умер, никакого имущества у него не было; хоронила его ФИО8 – их тетя по материнской линии; истица как дочь наследство не принимала, никакого наследства не было.
Представитель ответчика по доверенности ФИО9 просила в иске отказать, поскольку он не доказан.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятия наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что ФИО7 – бабушка истицы по линии отца ФИО6 при жизни являлась собственником 1/3 доли жилого дома по адресу: МО <адрес> посЧеркизовой <адрес>.
Родственные отношения подтверждены представленными свидетельствами о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла, представлена копия наследственного дела, согласно сведений которого о принятии наследства заявлено дочерью умершей ФИО3 (ответчицей по делу).
На день смерти ФИО7 в доме по указанному были зарегистрированы: муж ФИО10, сын ФИО6, дочь ФИО3, внучка ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО6, наследственное дело к его имуществу не заводилось.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение ст.56 ГПК РФ истицей не представлено достаточной и допустимой совокупности доказательств в подтверждение фактов принятия наследства как ее отцом после смерти матери ФИО7, так и истицей после смерти своего отца ФИО6.
В силу п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Как пояснили суду стороны и подтверждено свидетелем ФИО8 – родной сестрой ФИО7 и сособственницей по дому, - на день смерти ФИО7 ее сын ФИО6 в доме не проживал, после ее смерти за принятием наследства не обратился, расходы по дому на себя не взял; на день его смерти никакого имущества, подлежащего наследования, у ФИО6 не было, истица в похоронах отца участия не принимала.
Доводы истицы о том, что в ее распоряжении остались вещи, которые отец покупал при жизни в семье, судом отклоняются, поскольку не являются юридически значимыми в данной правовой ситуации.
Доказательств совершения ФИО6 каких-либо действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом его матери ФИО7, с которыми нормы ст.1153 ГК РФ связывают основания для возникновения наследственных правоотношений, суду не представлено, равно как и доказательств действий истицы после смерти ее отца, которые бы по своему объему и значимости свидетельствовали о принятии ею наследства и о выполнении ею условий ст.1153 ГК РФ.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к ФИО3 об установлении фактов принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления полного текста решения – 02.09.2013 г.
Судья