Дело № 2-625/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года Северский городской суд Томской области в составе
председательствующего судьи Панковой С.В.
при секретаре Корнюшка Е.В.,
с участием истца Валеева А.К.,
представителя истца Гусарова В.Г.,
представителя ответчика АО «СХК» Перминовой Л.В.,
помощник судьи Гуцул О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Северске Томской области гражданское дело по исковому заявлению Валеева А.К. к акционерному обществу «Сибирский химический комбинат» о признании за истцом права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, возложении обязанности выдать справку, подтверждающую страховой стаж, учитываемый при определении права на дополнительное материальное обеспечение, и справку о размере среднемесячного заработка,
установил:
Валеев А.К. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Сибирский химический комбинат» (далее АО «СХК») в котором, с учетом увеличения требований, просит признать за ним право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения как лицу, осуществляющему трудовую деятельность в организации ядерного оружейного комплекса России в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 23.08.2000 № 1563, возложить обязанность на АО «СХК» выдать ему справку о среднемесячном заработке и справку, подтверждающую страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса с включением в этот стаж периоды работы с 18.12.1991 по 31.12.1996, дающего право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
В обоснование указал, что работал в АО «СХК» в период с 18.07.1988 до 17.02.2009, из них: с 18.07.1988 по 15.11.1988 в качестве ***, с 18.12.1991 по 17.02.2009 лаборантом технологической лаборатории РЗ, 17.02.2009 – уволился из АО СХК по п. 1 ч.1 ст. 77 ТК РФ. С 01.08.2020 истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Письмом от 21.12.2021 ответчик отказал истцу в выдаче справок, необходимых для оформления дополнительного материального обеспечения, мотивируя тем, что в страховой стаж участия в видах деятельности, дающих право на установление дополнительного материального обеспечения, может быть включен период работы на РЗ с 18.12.1991 по 31.12.1994. Период работы с 01.01.1995 не подлежит включению в страховой стаж участия в видах деятельности, дающих право на установление дополнительного материального обеспечения и, таким образом, составляет менее пяти лет. С отказом истец не согласен, поскольку на РЗ АО «СХК» осуществлялась *** Истец в этот период работал в организации ядерного оружейного комплекса России, поэтому период работы, дающий право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, составляет с 18.12.1991 по 31.12.1996 – 5 лет 13 дней.
Истец Валеев А.К. в судебном заседании подержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что работал на производстве *** С 1995 года характер работы не изменился, также загружался аппарат, выпускали продукцию. В 2009 производство было закрыто.
Представитель истца Валеева А.К. - Гусаров В.Г., действующий на основании ордера от 14.03.2022 № 421, в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика АО «СХК» - Перминова Л.В., действующая на основании доверенности от 12.10.2021 № 11/245/2021-ДОВ, сроком на три года, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в письменных пояснениях указала, что для назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам требуется иметь продолжительность стажа на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, не менее половины требуемого для назначения пенсии по Списку №1, мужчинам – 5 лет, женщинам - 3 года 9 месяцев; по Списку № 2 мужчинам – 6 лет 3 месяца, женщинам - 5 лет, таким образом истцу необходимо не менее 5 лет страхового стажа непосредственной занятости на работах, дающих право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение. В Перечень включены только те профессии и должности, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу. Валеев А.К. с 18.12.1991 по 17.02.2009 работал ***. Работы, соответствующие видам деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, на реакторном заводе проводились до 31.12.1994. Выпуск ядерных материалов для оборонных целей на реакторах АДЭ4,5 прекращен 01.01.1995, на основании распоряжения 4 ГУ М. от **.**.****, исх. №ХМ/463/6с. В страховой стаж Валеева А.К., для установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, может быть засчитан период с 18.12.1991 по 31.12.1994 – 3 года 13 дней. Таким образом, у ответчика нет оснований для подготовки справок, необходимых для установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения Валееву А.К.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» утвержден перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
В данный перечень включены, в том числе, такие виды деятельности как производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла (пункт 2 Перечня).
Пунктом 5 Перечня предусмотрен вид деятельности - утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа, как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение устанавливается при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 дополнительное материальное обеспечение устанавливается, в том числе, гражданам, которым страховая пенсия по старости назначена в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанных условиях.
Пунктом 18 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», предусмотрено, что Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предоставляется право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансового обеспечения, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса.
В силу пункта 2 Положения, утвержденного Приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.08.2009 № 552, основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563, является непосредственное участие в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.В соответствии с пунктом 5 указанного Положения, утвержденного Приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.08.2009 № 552, производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением, и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года от 10.08.2005, исходя из смысла пункта 2 Указа Президента от 23.08.2000 № 1563 и части второй пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001, для назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам требуется иметь продолжительность стажа на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, не менее половины требуемого для назначения пенсии по Списку № 1 - мужчинам - 5 лет, женщинам - 3 года 9 месяцев; по Списку № 2 - мужчинам - 6 лет 3 месяца, женщинам - 5 лет.
Во исполнение требований вышеприведенных нормативных актов генеральным директором СХК утвержден Перечень от 05.12.2003 № 39-10/4378 производств, работ и профессий «Сибирского химического комбината», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом по Министерству от 08.08.2003 № 347 и зарегистрированного в Минюсте России 18.08.2003 (регистрационный № 4987).
Указанный Перечень 11.12.2003 был рассмотрен и одобрен Комиссией Минатома РФ, утвержденной приказом по Министерству от 09.12.2002 № 587.
Данный Перечень применяется до настоящего времени для определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563.
В судебном заседании установлено и следует из трудовой книжки истца от **.**.**** серии АТ-IV **, что Валеев А.К. с 18.07.1988 работал на Сибирском химическом комбинате, в том числе в спорный период с 18.12.1991 по 31.12.1996, а именно: с 18.07.1988 по 15.09.1988 –***, объект 25 (ХМЗ), с 18.12.1991 по 17.02.2009 – ***.
В настоящее время истец является пенсионером. Согласно справке Центра по установлению пенсии в Томской области от 13.01.2022 Валееву А.К. назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 13).
Под пунктом 5.8.3 раздела 5 перечня от 05.12.2003 ** производств, работ и профессий «СХК», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом президента РФ от 23.08.2000 № 1563, в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом по Министерству от 08.08.2003 №347 и зарегистрированного в Минюсте России 18.08.2003 регистрационный № 4987, указана профессия - *** (л.д. 82).
29.11.2021 истец обратился к ответчику АО «СХК» с заявлением, в котором просил выдать все необходимые справки о стаже и заработке для подтверждения страхового стажа участия в видах деятельности, дающих право на установление дополнительного материального обеспечения.
Ответом АО «СХК» от 21.12.2021 № 11-01/34469 в выдаче справок, необходимых для установления ДМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563, истцу отказано. В качестве обоснования отказа указано на то, что в соответствии с данными кадрового учета Валеев А.К. работал на Сибирском химическом комбинате: с 18.12.1991 по 17.02.2009 – лаборантом технологической лаборатории Реакторного завода АО «СХК». Работы, соответствующие Указу президента РФ от 23.08.2000 № 1563, на Реакторном заводе АО «СХК» производились до 31.12.1994. На основании этого, страховой стаж для установления Валееву А.К. ДМО может быть засчитан период работы с 18.12.1991 по 31.12.1994. Необходимо не менее 5 лет страхового стажа непосредственной занятости на работах, дающих право на ДМО, при назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (список №1) (л.д. 11-12).
Не согласившись с отказом АО «СХК», истец, ссылаясь на те обстоятельства, что на РЗ АО «СХК» осуществлялась ***, в связи с чем, имеет право на ДМО, обратился в суд с настоящим иском. Однако указанные доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.1994 № 670 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об остановке реакторов по нарабатыванию ***» одобрен представленный Министерством Российской Федерации по атомной энергии согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой контрразведки Российской Федерации и проработанный с Американской Стороной проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об остановке реакторов по ***.
В соответствии с письмом начальника производственно технического отдела от 23.05.2002 № 02-14/375 «О сроках начала и окончания эксплуатации ПУГР и АЭС СХК», на реакторных установках АДЭ-4 и АДЭ-5 выпуск ядерного материала для оборонных целей был прекращен с 01.01.1995 на основании распоряжения 4ГУ Минатома исх. № ХМ/463/6с от 21.11.1994 (л.д. 40).
Таким образом, из анализа исследованных в судебном заседании доказательств следует, что должность, которую занимал истец в спорные периоды с 18.12.1991 по 31.12.1996 – лаборант физической лаборатории РЗ АО «СХК», включена в «Перечень производств, работ и профессий «Сибирского химического комбината», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563» от 05.12.2003 № 39-10/4378.
Однако судом установлено, что с 01.01.1995 на реакторных установках АДЭ-4 и АДЭ-5 Реакторного завода, выпуск ядерного материала для оборонных целей был прекращен, следовательно работа по указанной профессии позже 31.12.1994 к видам деятельности, дающим право на дополнительное материальное обеспечение, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.200 № 1563, не относится.
Поскольку истцом не представлено относимых, допустимых, достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что в спорные периоды (а именно после 01.01.1995) им осуществлялась деятельность, соответствующая Перечню видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563, оснований для удовлетворения исковых требований Валеева А.К. не имеется.
Судом учитывается, что Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7 часть 2), не устанавливает конкретных мер социальной защиты, их объема (размеров), а также условий предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя. Указ Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563, как видно из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. По смыслу названного Указа дополнительное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения, по существу выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.
С учетом изложенных обстоятельств и доказательств в их совокупности, положений закона суд приходит к выводу о том, что исковые требования Валеева А.К. к АО «СХК» о признании за Валеевым А.К. права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения как лицу, осуществляющему трудовую деятельность в организации ядерного оружейного комплекса России в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 23.08.2000 № 1563, обязании АО «СХК» выдать ему справку о среднемесячном заработке и справку, подтверждающую страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса с включением в этот стаж периоды работа работы с 18.12.1991 по 31.12.1996, дающего право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Валеева А.К. к акционерному обществу «Сибирский химический комбинат» о признании за истцом права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения как лицу, осуществляющему трудовую деятельность в организации ядерного оружейного комплекса России в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 23.08.2000 № 1563, возложении обязанности на АО «СХК» выдать ему справку о среднемесячном заработке и справку, подтверждающую страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса с включением в этот стаж периоды работа работы с 18.12.1991 по 31.12.1996, дающего право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий С.В. Панкова
УИД: 70RS0009-01-2022-000473-41