РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2022 г. адрес
Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело № 2-7576/22 по иску Военного прокурора гарнизона Заозерск в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить определенные действия,
установил:
Военный прокурор гарнизона Заозерск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ о возложении в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности по устранению выявленных нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях военной комендатуры, расположенных на территории военного городка № 13 (адрес).
В обоснование своих требований указав, что военной прокуратурой гарнизона Заозерск в военной комендатуре с привлечением специалистов инспекции проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что при эксплуатации и техническом содержании вышеуказанных объектов не соблюдаются правила пожарной безопасности и требования к противопожарному оборудованию зданий и сооружений предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 21-07-07. Ведомственный свод правил «Инструкции по определению зданий, сооружений, помещения и оборудования объектов военной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», нормами пожарной безопасности НПБ 110-03 и 104-03, утвержденные приказом МЧС России, а также сводом правил 486.1311500-2020, что подтверждается актом проверки от 20 января 2022 г. № 2/2.
Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МО РФ по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, по доводам подробно изложенным в письменном виде.
Третьи лица ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ, военная комендатура адрес в судебное заседание не явились, извещены, с ходатайством об отложении не обращались, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что проведенной военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов инспекции (государственного надзора по Северному флоту) проверкой на объектах выявлены следующие нарушения (акт проверки от 20.01.2022 № 2/2) в Здании (инв. № 82): в нарушение требований п. 9 таблицы № 1 норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, помещения здания инв. № 82 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (акт общего осеннего осмотра № 13/215 от 23.09.2021); в нарушение требований п. 15 таблицы № 2 норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323 (далее - НПБ 104-03), здание инв. № 82 не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (акт общего осеннего осмотра № 13/215 от 23.09.2021); в нарушение требований п.п. 4.2 и 6 таблицы 1 Ведомственного свода правил 21-07-07 помещение секретного делопроизводства, в котором постоянно хранятся совершенно секретные документы, не оборудовано автоматической установкой пожаротушения.
В гараже - складе (инв. № 76): в нарушение требований п. 4.1.2.1 таблицы № 1 свода правил 486.1311500-2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», утвержденных приказом МЧС РФ от 20.07.2020 г. № 539, боксы не оборудованы системой пожарной сигнализации (акт общего осеннего осмотра № 13/214 от 23.09.2021); в нарушение требований п. 15 таблицы № 2 НПБ 104-03 2 и 3 не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (акт общего осеннего осмотра № 13/214 от 23.09.20)
Так проверкой установлено, что при эксплуатации и техническом содержании вышеуказанных объектов не соблюдаются правила пожарной безопасности и требования к противопожарному оборудованию зданий и сооружений предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 21-07-07. Ведомственный свод правил «Инструкции по определению зданий, сооружений, помещения и оборудования объектов военной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», нормами пожарной безопасности НПБ 110-03 и 104-03, утвержденные приказом МЧС России, а также сводом правил 486.1311500-2020, что подтверждается актом проверки от 20 января 2022 г. № 2/2.
Между тем военным прокурором не представлены материалы прокурорской проверки, подтверждающие факт ее проведения, в.т.ч акт, составленный по итогам проверки.
Таким образом, материалы дела не подтверждают факта проведения в отношении Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в военной комендатуре в установленные законом сроки, надлежащей форме, и в пределах предоставленных полномочий, прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, представленные военным прокурором документы являются недопустимыми доказательствами, а предъявленные истцом требования к Министерству обороны Российской Федерации безосновательными.
Доводы военного прокурора о привлечении специалиста инспекции (государственного пожарного надзора по Северному флоту) являются несостоятельными, поскольку в обосновании указанных доводов истец ссылается на акт проверки от 20 января 2022 г. № 2/2 (далее — акт № 2/2).
Вместе с тем основанием проверки из акта № 2/2 явилось распоряжения органа государственного пожарного надзора о проведении плановой проверки органа военного управления воинской части от 24 декабря 2021 г. № 2/2. В графе «при проведении проверки присутствовали» представитель военной прокуратуры гарнизона Заозерск не указан.
Доводы военного прокурора о несоблюдении правил пожарной безопасности и требований к противопожарному оборудованию зданий и сооружений являются необоснованными по следующим основаниям.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности).
Статьей 1 Федерального закона о пожарной безопасности определены понятия, применяемые в нем, а именно: обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Частями 1, 2, 4 статьи 20 Федерального закона о пожарной безопасности определено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (часть 1).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (часть 4).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требовании пожарной безопасности, регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Указанный регламент вступил в силу с 1 мая 2009 г.
В соответствии со статьей 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности его положения обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
Ограничения применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определены частью четвертой статьи 4 указанного регламента. Так, в случае, если положениями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Здания военной комендатуры, согласно данным из кадастрового паспорта введены в эксплуатацию: инв. №82-1 января 1989 г., инв. № 76 - 1 января 1975 г.
Согласно части первой статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим регламентом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В пункте 1 части 3 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определены документы по пожарной безопасности, а именно: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 14 июля 2020 г. № 1190 (далее - Перечень нормативных документов Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
В Перечень нормативных документов Технического регламента о требованиях пожарной безопасности включен СП 486.1311500.2020 (№ 240 Перечня).
Согласно преамбуле приказа МЧС России от 20 июля 2020 г. № 539 СП 486.1311500.2020 разработан в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности. Указанный свод правил введен в действие с 1 марта 2021 г. (Копию прилагаю - приложение № 3).
Пунктом 1.1. СП 486.1311500.2020 определена область его применения, а именно при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и оборудования.
Учитывая изложенное, СП 486.1311500.2020 является нормативным документом добровольного применения, применяемым с 1 марта 2021 г. при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и оборудования в случае выбора проектировщиком указанных работ условия, установленного пунктом 1 части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Таким образом, принуждение к обязательному применению СП 486.1311500.2020 в эксплуатируемых зданиях, сооружениях и помещениях противоречит законодательству Российской Федерации о пожарной безопасности.
Доводы истца о нарушении Министерством обороны Российской Федерации требований СП 21-07-07, НПБ 110-03 НПБ 104-03 являются необоснованными.
Указанные нормы пожарной безопасности разрабатывались в соответствии с Федеральным законом о пожарной безопасности, что подтверждается преамбулами приказов МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315 и от 20 июня 2003 г. № 323. На момент утверждения и введения в действие НПБ 110-03 и НПБ 104-03 Федеральный закон о пожарной безопасности осуществлял нормативное регулирование в области пожарной безопасности, которое было отменено Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. № 247-ФЗ в связи с принятием Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 и НПБ 104-03 не включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 14 июля 2020 г. №1190. Также НПБ 110-03 и НПБ 104-03 отсутствовали в ранее действовавших перечнях, утвержденных приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 г. № 1573, от 16 апреля 2014 г. № 474, от 17 апреля 2019 г. № 832, от 3 июня 2019 г. № 1317.
Учитывая изложенное НПБ 110-03 и НПБ 104-03 не являются и не являлись нормативными документами по пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Кроме того, Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ были внесены изменения в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, согласно которым с 30 июля 2017 г. утратила силу часть 1 статьи 151 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, которая определяла, что со дня вступления в силу настоящего регламента до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. № ГКПИ10-1377 подтверждает, что положения НПБ 110-03 подлежат применению юридическими лицами и физическими лицами на основании части первой статьи 151 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Таким образом, в связи с признанием утратившей силу части 1 статьи 151 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности НПБ 110-03, НПБ 104-03 и ВСП 21-07-07 с 30 июля 2017 г. могли применяться только в рамках добровольного применения.
В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон о пожарной безопасности (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 168-ФЗ) в абзаце 22 части 1 статьи 16 наделила федеральные органы государственной власти в области пожарной безопасности полномочиями по подготовке утверждаемых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих требования к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В этой связи, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые вступили в силу с 1 марта 2022 г. (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464).
Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 разъясняет, что настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с письмом МЧС России от 18 октября 2022 г. № ИГ-24-68, НПБ 110-03 и марка автомобиля не включены в перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, поскольку с 1 марта 2022 г. требования к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464.
Кроме того, военным прокурором на основании пункта 15 таблицы № 2 НПБ 104-03 неверно соотнесены боксы № 1-3 здания гаража -склада (инв. № 76) являющиеся помещениями для хранения техники, к административным объектам.
Учитывая изложенное, военный прокурор ссылается на нормы по защите зданий, сооружений, помещений и оборудования системами противопожарной защиты не подлежащие обязательному применению на момент подачи искового заявления. Вместе с тем вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость защиты вышеуказанных объектов в соответствии нормам постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на адрес, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 26 названного Закона).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч. 2 ст. 21 Закона).
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 26 Закона).
Суд отмечает, что прокуратура не является органом, непосредственно осуществляющим надзор в сфере пожарной безопасности, при этом довод прокурора о наличии угрозы причинения вреда для жизни или здоровья военнослужащих ничем не подтвержден. Этот вывод основан исключительно на том обстоятельстве, что задние военной комендатуры нуждается в оснащении автоматической пожарной сигнализации, однако данный факт сам по себе не указывает на наличие угрозы для жизни или здоровья военнослужащих.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Военного прокурора гарнизона Заозерск в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение месяца.
Судья А.И. Карпова
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 06.12.2022