РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 18 августа 2021 года
Хорошевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Яблокова Е.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Парфеновой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6616/2021 (УИД 77RS0031-02-2021-006735-24) по иску Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям к Безденежных Вадиму Валерьевичу о возмещении вреда, причиненного почвам, обязании провести рекультивацию земельного участка,
УСТАНОВИЛ :
Истец Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям обратилось в суд с иском к Безденежных В.В. о взыскании в бюджет Орехово-Зуевского городского округа ущерб, причиненный почвам части земельного участка на площади *кв.м. с кадастровым номером * как объекту охраны окружающей среды в сумме *, обязании Ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации на часть земельного участка с кадастровым номером * на площади *кв.м., расположенного по адресу: *, а также провести рекультивацию в установленные проектом сроки.
В обоснование своих требований Истец указывает, что в период с 07.09.2020 по 02.10.2020 должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении Безденежных В.В. с целью проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде на земельном участке с кадастровым номером * на основании распоряжения от 14.08.2020 № 644-РП. В ходе проверки было установлено, что земельный участок, местоположение: *, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий, площадью *кв.м. принадлежит Ответчику на праве собственности. 15.09.2020 с 11-00 до 13-00 должностными лицами Коломенского межрайонного отдела в рамках проведения внеплановой и документарной проверки, в отсутствие собственника, извещенного надлежащим образом, проведен осмотр земельного участка, в ходе которой было выявлено: 1. В восточной части земельного участка имеется съезд с федеральной трассы Москвы-Нижний Новгород на грунтовую дорогу, которая уходит вглубь участка. В начале съезда с трассы (20-30 метров) в границах земельного участка грунтовая площадка, согласно данным навигационного оборудования площадью *кв.м. Рельеф почвы площадки неровный, бугристый со следами колес большегрузной техники. На площадке следы остатков частично убранных ТБО. В глубине площадки единичные навалы ТБО; 2. В юго-западной части земельного участка с кадастровым номером * выявлены навалы строительного мусора площадью *кв.м., согласно данным навигационного оборудования; 3. По всей площади земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером * зарастает сорной травяной растительностью естественного происхождения, преимущественно пижма, полынь и других многолетних сорных трав высотой до 0,5 м, древесно-кустарниковой растительностью, деревьями (береза, ива, осина и др.) высотой от 0,5 до 7 м. степень зарастания сильная, плотность зарастания – 100 % от площади всего земельного участка. Следов агротехнической обработки почвы, проведения иных агротехнических мероприятий, следов сенокос и выпаса животных не выявлено. Наличие древесно-кустарниковой поросли, наличие многолетних сорных трав, их возраст и высота свидетельствует о непринятии мер к освоению и использованию земельного участка для сельскохозяйственного производства в течение длительного времени. На земельном участке не выполняются требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в результате зарастания земельного участка сорной древесно-кустарниковой растительностью, перекрытия верхнего плодородного слоя почвы навалами строительного мусора и отходами потребления. В ходе проведения осмотра земельного участка ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» отобраны образцы почвы на определение показателей плодородия и показателей безопасности. Согласно протокола испытаний ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» №№ 19786, 19785, 19784, 19782, 19781, 19780, 19779, 19778, 19777, 19776, 19775, 19774, 19773, 19772, 19769, 19768, 19767, 19766, 19763, 19762, 19761, 19760, 19758, 19757 от 30.09.2020 выявлены превышения снижение показателей плодородия, №№ 19771, 19770, 19769, 19768, 19767, 19766, 19763, 19762, 19761, 19760, 19758, 19757 от 30.09.2020 выявлены превышения по химико-токсилогичесим показателям: (кадмий (валовое содержание), свинец (валовое содержание), массовая доля бензопирена. Данные результаты свидетельствуют о том, что на земельном участке с кадастровым номером * категория земель сельскохозяйственного назначения произошла порча земель. В соответствии с результатами лабораторных исследований происходит загрязнение плодородного слоя почвы как на его поверхности (0-5 см) так и на глубине (5-20 см). Перекрытие верхнего плодородного слоя почвы навалами строительного мусора и отходами потребления, вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву и свидетельствует о нарушении порядка пользования землями. Действие (бездействие) Безденежных В.В. приводит к негативным последствиям – нарушению экологической системы, потере способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. По окончании проверки составлен акт и Ответчику было выдано предписание в соответствии с которым Ответчику надлежит: 1) провести обязательные агротехнические мероприятия по защите земельного участка от зарастания сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью; 2) провести обязательные мероприятия по очистке земельного участка от строительного мусора и отходов потребления; 3) ввести земельный участок в хозяйственный оборот, сроком исполнения до 02.08.2021. Также, в соответствии с предписанием Ответчику необходимо было разработать и согласовать в установленные законом порядке проект рекультивации нарушенных земель со сроком исполнения до 15.03.2021. Постановлением Управления от 18.01.2021 за № 09-22-301/2020 Безденежных В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *, административный штраф оплачен 21.01.2021. Постановлением Управления от 18.01.2021 № 09-22-301/1з/2020 Безденежных В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *. Административный штраф оплачен 21.01.2021. Внеплановой проверкой исполнения предписания по распоряжению от 18.02.2021, 04.03.2021 с целью контроля за выполнением физическим лицом ранее выданного предписания от * установлено, что собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером * Безденежных В.В. не представлено разработанного и согласованного в установленном порядке проекта рекультивации нарушенных земель на земельном участке. Предписание от 02.10.2020 не исполнено. По результатам проведенной проверки выдано повторное предписание об устранении нарушений со сроком исполнения до 30.09.2021. 31.03.2021 Ответчику было направлено уведомление о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Размер вреда, причиненного Безденежных В.В. земельному участку в результате перекрытия плодородного слоя почвы грунтами неизвестного происхождения и строительным мусором на площади * кв.м. рассчитан с использованием Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 и *.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена Управа района Строгино г. Москвы.
Представитель истца Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям по доверенности Шатилов В.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик Безденежных В.В., третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, ходатайств и возражений по существу рассмотрения дела не заявляли.
Суд рассмотрел дело при данной явке, в порядке части 4 статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Как следует из пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В силу статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1)
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из материалов гражданского дела, на основании поданных обращений от * по факту размещения несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером * расположенном по адресу: *, Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям был проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка * с кадастровым номером * категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования в качестве сельскохозяйственных угодий. В рамках осмотра было установлено: 1. В восточной части земельного участка имеется съезд с федеральной трассы Москвы-Нижний Новгород на грунтовую дорогу, которая уходит вглубь участка. В начале съезда с трассы (20-30 метров) в границах земельного участка грунтовая площадка, согласно данным навигационного оборудования площадью 900 кв.м. Рельеф почвы площадки неровный, бугристый со следами колес большегрузной техники. На площадке следы остатков частично убранных ТБО. В глубине площадки единичные навалы ТБО; 2. В юго-западной части земельного участка с кадастровым номером * выявлены навалы строительного мусора площадью * кв.м., согласно данным навигационного оборудования; 3. По всей площади земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером * зарастает сорной травяной растительностью естественного происхождения, преимущественно пижма, полынь и других многолетних сорных трав высотой до 0,5 м, древесно-кустарниковой растительностью, деревьями (береза, ива, осина и др.) высотой от 0,5 до 7 м. степень зарастания сильная, плотность зарастания – 100 % от площади всего земельного участка. Следов агротехнической обработки почвы, проведения иных агротехнических мероприятий, следов сенокос и выпаса животных не выявлено.
Собственником земельного участка является Ответчик Безденежных В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН (том 1 л.д. 224-227)
18.08.2020 в адрес собственника земельного участка Безденежных В.В. было направлено уведомление о проведении внеплановой документарной и выездной проверки.
15.09.2020 Управлением был проведен осмотр земельного участка по результатам которого был составлен акт, результаты которого повторяют составленный акт осмотра от 12.08.2020, При этом также было установлено, что земельный участок не огорожен, на участок имеется свободный доступ, нахождению на земельном участке ничто не препятствует, межевые знаки визуальным контролем не выявлены.
15.09.2020 Истцом был отобраны пробы (образцы) почвы на земельном участке, принадлежащем Ответчику, на основании которого в почве земельного участка выявлены: pH водной вытяжки; pH солевой вытяжки; калий подвижная форма, органическое вещество; фосфор подвижная форма, что свидетельствует о снижении плодородия почвы, что подтверждается протоколами №№№ 19786, 19785, 19784, 19782, 19781, 19780, 19779, 19778, 19777, 19776, 19775, 19774, 19773, 19772, 19769, 19768, 19767, 19766, 19763, 19762, 19761, 19760, 19758, 19757 от 30.09.2020 (том 1 л.д.82-96).
Также, 15.09.2020 Истцом был отобраны пробы (образцы) почвы на земельном участке, принадлежащем Ответчику, на основании которого в почве земельного участка выявлены: pH солевой вытяжки; массовая доля бенз(а)пирена; кадмий валовое содержание; марганец валовое содержание; медь валовое содержание, что подтверждается протоколами №№ 19771, 19770, 19769, 19768, 19767, 19766, 19763, 19762, 19761, 19760, 19758, 19757 (том 1 л.д. 99-130).
Предписанием Управления Россельхознадзора от 02.10.2020 № 09-66/2020 было установлено нарушение собственником земельного участка Безденежных В.В. ст.ст. 13, 42, 79 Земельного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для устранения выявленного нарушения Безденежных В.В. было указано: 1) провести обязательные агротехнические мероприятия по защите земельного участка от зарастания сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью; 2) провести обязательные мероприятия по очистке земельного участка от строительного мусора и отходов потребления; 3) ввести земельный участок в хозяйственный оборот, сроком исполнения до 02.08.2021. Также, в соответствии с предписанием Ответчику необходимо было разработать и согласовать в установленные законом порядке проект рекультивации нарушенных земель со сроком исполнения до 15.03.2021.
Постановлением Управления от * Безденежных В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *, административный штраф оплачен 21.01.2021.
Постановлением Управления от * Безденежных В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *. Административный штраф оплачен 21.01.2021.
Внеплановой проверкой исполнения предписания по распоряжению от 18.02.2021, 04.03.2021 с целью контроля за выполнением физическим лицом ранее выданного предписания от * установлено, что собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером * Безденежных В.В. не представлено разработанного и согласованного в установленном порядке проекта рекультивации нарушенных земель на земельном участке. Предписание от 02.10.2020 не исполнено. По результатам проведенной проверки выдано повторное предписание об устранении нарушений со сроком исполнения до 30.09.2021.
Вина в совершенном правонарушении Ответчиком оспорена не была, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, административные штрафы были оплачены Ответчиком в установленный срок.
При этом, поскольку восстановить плодородие почв считается возможным, суд полагает законным и обоснованным возложить на Ответчика обязанность по разработке проекта рекультивации на часть земельного участка с кадастровым номером * на площади * кв.м., расположенного по адресу: *, а также проведении рекультивацию в установленные проектом сроки.
Согласно Методике исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года № 238, размер вреда при порче почв, причиненного в результате нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации действием Ответчика на земельном участке ущерб, причиненный почвам части земельного участка на площади * кв.м. с кадастровым номером * как объекту охраны окружающей среды составляет *.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Истца подлежат удовлетворению в полном объеме и с Ответчика в бюджет Орехово-Зуевского городского округа подлежит взысканию сумма в размере *.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, поскольку Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, с Ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере * в доход бюджета города Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям – удовлетворить.
Взыскать с Безденежных Вадима Валерьевича , 10 февраля 1965 года рождения, уроженца г. Омск, в бюджет Орехово-Зуевского городского округа в счет возмещения причиненного почвам земельного участка ущерба *.
Обязать Безденежных Вадима Валерьевича в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу разработать проект рекультивации на часть земельного участка с кадастровым номером * на площади * кв.м., расположенного по адресу: *, а также провести рекультивацию в установленные проектом сроки.
Взыскать с Безденежных Вадима Валерьевича в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере *.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хорошевский районный суд города Москвы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Яблоков