Дело № 12-157/2021
РЕШЕНИЕ
город Кумертау 27 августа 2021 года
Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Терер С.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Иванцовой С.А., доверенность от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Иванцова М.И. на постановление мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау РБ от <...>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау РБ от <...> Иванцов М.И. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией оружия марки <...> <...> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, за то, что в период времени с <...> по <...> по адресу: <...> хранил гражданское огнестрельное охотничье оружие марки <...> <...> с истекшим сроком действия разрешения на хранение и ношение РОХа <...>, выданное ОМВД России по <...> <...> сроком на 5 лет, чем нарушил пункт 54 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» <...> от <...>, ст. 13 Федерального закона «Об оружии» от <...> № 150-ФЗ.
В жалобе Иванцов М.И. просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что судья включила в срок «незаконного хранения» время, в течение которого должны быть сданы заявление и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений. А именно: срок действия его разрешения истекал <...>, когда он находился на больничном и был прооперирован. Он не смог вовремя все оформить по состоянию здоровья. В постановлении сказано, что смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств судом не установлено. Отягчающих обстоятельств по делу действительно не имеется. К смягчающим обстоятельствам следует отнести, то обстоятельство, что им ранее не допускались административные правонарушения. Он искренне раскаивается в том, что совершил, независимо от того, имеется ли в его действиях или не имеется состав административного правонарушения. Он положительно характеризуется, имеет постоянное место работы, семью. Причиной пропуска срока продления лицензии на хранение охотничьего оружия явилось его заболевание, последующая операция и реабилитирующие процедуры, нахождение на больничном после операции, то есть срок им пропущен неумышленно, в данном случае имеет место неосторожная форма вины. Следует отметить кратковременность незаконного хранения оружия. Срок пропущен совсем на короткое время, всего на две недели, с 05 мая по <...>. Никакого вреда то обстоятельство, что он на две недели задержал продление лицензии на хранение оружия, никому и ничему не причинило. Конфискованное ружье стоит более двух его месячных заработков. Это несоразмерно с совершенным. Считает, что при таких обстоятельствах мировому судье следовало руководствоваться ст.2.9 КоАП РФ и в связи с малозначительностью ограничиться устным замечанием.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иванцов М.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не просил об отложении дела.
Защитник Иванцова С.А. в суде поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснила, что с <...> Иванцов М.И. постоянно жил и работа в <...>, врачи ему сказали никуда не уезжать из города и ждать операцию. В <...> он работал, ходил в больницу, но в <...> Иванцов М.И. не приезжал, боялся заразиться ковидом и не попасть на операцию. Не знает, принимал ли Иванцов М.И. меры к выяснению возможности обратиться в ОВД за разрешением через представителя либо путем обращения иным способом. Согласилась с тем обстоятельствам, что оружие хранилось по истечении срока действия лицензии, но конфискация оружия слишком суровая мера наказания.
Выслушав защитника Иванцову С.А., проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба Иванцова М.И. является необоснованной и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <...> № 150-ФЗ «Об оружии» и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814.
Статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе (ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»).
Из содержания ст. 22 Федерального закона от <...> № 150-ФЗ «Об оружии», п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> <...>, следует, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Мировым судьей правильно установлено, что Иванцов М.И., в нарушение п.54 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» <...> от <...>, ст. 13 Федерального закона «Об оружии» от <...> № 150-ФЗ, незаконно хранил принадлежащее ему гражданское огнестрельное охотничье оружие марки <...> <...>, без разрешения (лицензии), а именно с недействующим разрешением РОХа <...>, выданным ОМВД России по <...> <...>, срок действия которого закончился <...>, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Факт совершения Иванцовым М.И. инкриминируемого административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от <...>, в котором отражено существо правонарушения (л.д. 5);
- протоколом от <...> изъятия гражданского огнестрельного охотничьего оружия марки <...> <...> (л.д. 8);
- разрешением РОХа <...>, выданным Иванцову М.И. ОМВД России по <...> <...>, срок действия которого закончился <...> (л.д. 10);
- рапортом УУП и ПДН ОМВД России по <...> Ю. от <...> об обстоятельствах непосредственного обнаружения правонарушения (л.д. 15).
Приведенные доказательства добыты с соблюдением требований закона, согласуются между собой, не имеют существенных противоречий относительно значимых для дела обстоятельств, и признаются судом достоверными.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности вышеприведенных доказательств.
Пунктом 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от <...> <...>, предусмотрено, что не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия, их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения (продления) соответствующих лицензий и разрешений.
Учитывая, что срок действия разрешения РОХа <...> истек <...>, а Иванцов М.И. с заявлением о продлении срока разрешения на хранение оружия не обращался, следует согласиться с выводом мирового судьи, что действия Иванцова М.И., который фактически осуществлял незаконное хранение оружия, при отсутствии разрешения на его хранение, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 КоАП РФ. Такая позиция относительно юридической квалификации рассматриваемого деяния согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от <...> <...>-О.
Доводы Иванцова М.И. и его защитника о том, что у Иванцова М.И. не было умысла на незаконное хранение, причиной не продления разрешения явилось его заболевание, последующая операция и реабилитирующие процедуры, нахождение на больничном после операции, не свидетельствуют о невиновности Иванцова М.И., так как согласно вышеприведенным положениям нормативных актов, хранение является законным лишь при наличии действующего разрешения на хранение.
Административное наказание назначено Иванцову М.И. с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и в пределах, установленных санкцией части ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения). При назначении наказания учтено отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если судья, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 названного Кодекса, является формальным и не включает в себя наступление вредных последствий.
Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей. Таким образом, данное деяние является повышено общественно опасным.
Незаконное хранение оружия по истечении срока действия разрешения по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку нарушает правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Вопреки доводам жалобы оснований для изменения назначенного административного наказания в части дополнительного наказания в виде конфискации оружия не имеется.
Оснований для применения положений ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которой конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию, не имеется, поскольку охота не является для Иванцова М.И. основным законным источником средств к существованию.
Постановление о привлечении Иванцова М.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи по доводам жалобы Иванцова М.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау РБ от <...> о назначении Иванцову М.И. административного наказания по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Иванцова М.И. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его вынесения, оно может быть пересмотрено председателем Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместителями либо по поручению председателя или его заместителей судьями указанного суда.
Судья подпись
Копия верна. Судья Кумертауского
межрайонного суда РБ С.А.Терер
Подлинный документ подшит в административном деле № 12-157/2021, находится в производстве Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан, УИД 03MS0097-01-2021-001059-08