дело № 2-987/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерациисело Архангельское 21 апреля 2016 года
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Биктагирова P.P.,
при секретаре Иштугановой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа,
у с т а н о в и л:
Прокурор Архангельского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным иском. Требование мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии незаконной игорной деятельности, в ходе которой при мониторинге информации в сети «Интернет», проведенном на территории Архангельского района Республики Башкортостан, по электронному адресу: http://www.mybet.ru/poker-for-money/, выявлен сайт, на котором организованы азартные игры, в форме игр «рулетка», «покер», игрового автомата.
В судебном заседании заявитель прокурор Гильманов И.Р. требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав заявителя, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее - ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, статьей 171 УК РФ установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации - странице сайта, размещенного по электронному адресу: http://www.mybet.ru/poker-for-money/, может быть ограничен.
В соответствии с пунктами 1 и 2 «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Пункт 5 названных Правил определяет, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются:
а) решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;
б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Подача заявления прокурором обусловлена необходимостью противодействия незаконной игорной деятельности, защитой законных прав и интересов неопределенного круга лиц и защитой интересов государства.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Архангельского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать материал, размещенный по электронному адресу: http://www.mybet.ru/poker-for-money/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить материал, размещенный по электронному адресу: http://www.mybet.ru/poker-for-money/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Копию решения направить в Роскомнадзор для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Р.Р. Биктагиров