Дело № 2-4366/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балицкой Н.В.
при секретаре Никитиной А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивашина Н.В., Карелкина И.В., Килбас А.В., Киршеева В.И., Клименко Н.А., Климовой И.В., Козлова Г.В., Козлова М.А., Колина В.С., Королевой Т.И., Кошкиной О.Л., Куделка И.С., Кузнецова С.Ю., Кузнецовой Г.В. к ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Республики Карелия в защиту трудовых прав,
установил:
Истцы, находясь в трудовых отношениях с ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» (далее также БСМП, ГБУЗ «БСМП», ГБУЗ РК «БСМП»), обратились с требованиями о восстановлении своих трудовых прав, которые считают нарушенными по следующим основаниям. Так, в отношении всех истцов за работу в ночное время компенсационная выплата рассчитывается исходя из <данные изъяты> % должностного оклада, тогда как в соответствии с законодательством СССР, подлежащему применению и в настоящее время, компенсационную выплату следует рассчитывать с учетом 100% оклада. Кроме того, в ненадлежащем размере работодатель установил в отношении каждого работника стимулирующую выплату за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения, которая по мнению истцов, должна определяться в размере 30 процентов оклада за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов оклада, в силу подлежащих применению ведомственных нормативных правовых актов. Кроме того, работодателем не соблюдаются установленные законодательством рекомендации по определению должностных окладов работников, а именно: не учтены положения приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.07.2015 № 1148, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11), Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол № 11), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иные акты, следовательно, перед истцами возникла задолженность по заработной плате за период, предшествующий подаче иска, поскольку в целях расчета использовались заниженные, по сравнению с рекомендациями, размеры должностных окладов. Помимо этого, работодатель не исполняет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597, которым предписано обеспечить к 2018 году среднюю заработную плату работников медицинских организаций до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Помимо этого, работодателем неверно учтены фактически отработанные часы в ночное время в отношении некоторых работников. С учетом указанных доводов, неоднократно уточняя исковые требования, истцы окончательно просят в отношении каждого из них:
1) произвести за ДД.ММ.ГГГГ перерасчет компенсационной выплаты за работу в ночное время исходя 100 % от должностного оклада вместо <данные изъяты>%, взыскать с работодателя соответствующую задолженность по заработной плате за названный период времени;
2) произвести за ДД.ММ.ГГГГ перерасчет стимулирующей выплаты за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения, определенной в размере 30 процентов оклада за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов, взыскать с работодателя соответствующую задолженность по заработной плате за названный период времени;
3) произвести за ДД.ММ.ГГГГ перерасчет заработной платы исходя из увеличения размера должностного оклада в соответствии с рекомендуемым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.07.2015 № 1148, взыскать с работодателя соответствующую задолженность по заработной плате за названный период времени;
4) установить (увеличить) должностной оклад до 10000 руб. таким образом, чтобы заработная плата младшего и среднего медицинского персонала составила не менее 100 процентов от средней заработной платы в Республике Карелия, заработная плата работников, имеющих высшее медицинское образование, - не менее 200 процентов от средней заработной платы в Республике Карелия;
5) взыскать компенсацию морального вреда.
В отношении истца Козлова М.А. по мотивам неправильного учета рабочего времени заявлены также требования о взыскании денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. - в счет оплаты за работу в ночное время (<данные изъяты> часов) в ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> руб. в счет оплаты работы в дневное время (<данные изъяты> часа) за ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истцы Ивашина Н.В., Карелкин И.В., Килбас А.В., Киршеев В.И., Клименко Н.А., Климова И.В., Козлов Г.В., Козлов М.А., Колин B.C., Королева Т.И., Куделка И.С., Кузнецова Г.В. не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истцов Горр Е.В., истцы Кошкина О.Л. Кузнецов С.Ю., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «БСМП» Вилаева А.А. исковые требования считала не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.
Министерство здравоохранения Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено, представило отзыв, в котором указало на несостоятельность исковых требований.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании относительно трудовых отношений между сторонами спора установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Ивашиным Н.В. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Ивашину Н,В. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> от оклада за классность, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора данному работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Карелкиным И.В. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ. в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Карелкину И.В. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> от оклада (за классность), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным «периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и А.В. Килбасом заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора А.В. Килбасу установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> от оклада (за классность), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Киршеевым В.И. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ. в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. Согласно разделу IV «Оплата труда» трудового договора Киршееву В.И. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> от оклада (за классность), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Колиным В.С. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Колину В.С. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> от оклада (за классность), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Кузнецовой Г.В. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Кузнецовой Г.В. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ. между ГБУЗ «БСМП» и Кузнецовым С.Ю. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГг. в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ работает в должности врача-психиатра. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» Трудового договора Кузнецову С.Ю. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты:<данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36.0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Куделка И.С. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГг. в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Куделка И.С. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Королевой Т.И. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Королевой Т.И. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, за квалификационную категорию – <данные изъяты>, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Кошкиной О.Л. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Кошкиной О.Л. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ. между ГБУЗ «БСМП» и Клименко Н.А. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ. в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Клименко Н.А. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Климовой И.В. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: фельдшер. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Климовой И.В. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Козловым Г.В. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Козлову Г.В. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 38,5 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «БСМП» и Козловым М.А. заключен трудовой договор по условиям, которого, истец принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в подразделение: <данные изъяты>, на должность: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГг. работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. В соответствии с разделом IV «Оплата труда» трудового договора Козлову М.А. установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., стимулирующая выплата <данные изъяты> руб. (за качество работы), <данные изъяты> - за непрерывный стаж работы в ЛПУ, компенсационные выплаты: <данные изъяты>%- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, <данные изъяты>% - за работу в ночное время, за работу в местностях с особыми климатическими условиями -<данные изъяты>. Разделом V трудового договора работнику устанавливается сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц. Норма рабочих часов за учетный период определяется исходя из 36,0 часов еженедельной продолжительности рабочего времени.
Требуя установления компенсационной выплаты за работу в ночное время в размере 100% и стимулирующей выплаты в размере 30 процентов оклада за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов оклад, сторона истцов в качестве правового основания приводит положения пп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства», Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 16.10.1986 № 1240 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения», приказ Министерства здравоохранения СССР от 10 ноября 1986 г. № 1480 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и других документов по оплате труда работников здравоохранения и социального обеспечения», Указ Президента РФ от 13 мая 1992 г. № 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения», приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 № 463н «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
Оценивая данную позицию, суд обращает внимание на то, что в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ. Данное правило конкретизировано Конституционным Судом Российской Федерации, который в Определении от 10 ноября 2002 г. № 321-0 указал: что к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат.
Согласно ст. 154 ТТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 554, в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 3 ст. 154 ТК РФ).
Таким образом, действующим законодательством императивно предусмотрен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время - 20%. Иной, повышенный размер уполномочен определять работодатель, принимая во внимание, в том числе, финансовый потенциал организации.
Аналогичный подход следует применить касательно изменения размера стимулирующей выплаты за непрерывный стаж в ЛПУ.
Так, согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Условия определения стимулирующей выплаты за непрерывный стаж работы в ЛПУ, которые требует применить сторона истцов, были предусмотрены приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения». Данный приказ признан утратившим силу приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.10.2008 № 598н.
Довод представителя истца о том, что иные акты, предусматривающие подобное регулирование, сохранили свою силу, не основан на нормах права.
Указ Президента РФ от 13 мая 1992 г. № 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» фактически не применяется, поскольку не согласуется с подходом самостоятельного определения системы оплаты труда на уровне региона, определенного в ст. 144 ТК РФ и явно следующего из постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 № 463н «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации»,тем более, не может являться основной для установления стимулирующей выплаты за непрерывный стаж в учреждениях здравоохранения, выслугу лет в размере 30 процентов оклада за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов оклада, поскольку его действие распространяется только на федеральные бюджетные научные учреждения, имеющие в составе клинические подразделения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Истцами заявлены требования об установлении окладов в размере, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.07.2015 № 1148, и пересчете в связи с этим заработной платы в отношении каждого из истцов за ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 3 Закона Республики Карелия от 25.01.2010 № 1365-ЗРК «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Карелия» системы оплаты труда работников государственных учреждений, включая размеры окладов (должностных, окладов), ставок заработной платы, а также виды, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также данным Законом и принятыми на основании него иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.
Во исполнение указанной нормы Правительством Республики Карелия 30 сентября 2008 г. принято постановление № 203-П «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия и органов государственной власти Республики Карелия, оплата труда которых осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений», согласно п. 1 которого новые системы оплаты труда введены с 01 декабря 2008 г.
На основании данного постановления Правительства Республики Карелия приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.07.2015 № 1148 утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, в котором содержатся рекомендуемые размеры окладов по профессиональным квалификационным группам. При этом указано, что конкретные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами и локальными актами (п.1.4 Примерного Положения). Отмечено также, что размеры окладов и иных выплат устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждений (п.1.5. Примерного Положения).
Не соглашаясь с установленными размерами окладов, сторона истца ссылается, кроме того, на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, и на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, в соответствии с которыми установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в части оплаты труда работников бюджетной сферы, положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.
Вместе с тем, данными Едиными рекомендациями органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предложено при введении новых систем оплаты труда работников учреждений предусматривать необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны работникам конкретного учреждения. При этом минимальные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, рекомендуется использовать только в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения. Таким образом, примерные положения не содержат указаний на точные размеры выплат для положений об оплате труда работников конкретных учреждений.
Довод стороны истцов о нарушении ответчиком требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" не является состоятельным ввиду неправильного толкования данных требований – без учета их как буквального, так и системного понимания.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, исходя из его текста, содержит поручение Правительству Российской Федерации в целях дальнейшего совершенствования государственной политики обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников до 100 либо до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Соответственно, данный нормативный правовой акт представляет собой предписание органу государственной власти принять меры для достижения поставленной задачи и не устанавливает обязанность каждого работодателя предусмотреть такое повышение в конкретной системе оплаты труда.
Более того, требования данного Указа подлежат применению в совокупности с положениями законов, регламентирующих расходные обязательства субъектов Российской Федерации.
Так, в силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФданныерасходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. При этом указано, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением правил, установленных Бюджетным кодексом РФ.
В целом, относительно заявленных требований, касающихся изменения системы оплаты труда ГБУЗ РК «БСМП», суд обращает внимание на следующее.
Установление системы оплаты труда относится к полномочиям работодателя, который реализует их по согласованию с представительным органом работников при заключении коллективного договора или с учетом мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1128-О-О).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Во исполнение данной нормы в организации ответчика действует Положение об оплате труда работников ГБУЗ «БСМП», принятое ДД.ММ.ГГГГ, с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГБУЗ «БСМП», являющееся приложением к Коллективному договору ДД.ММ.ГГГГ Названным Положением установлена система оплаты труда работников в ГБУЗ «БСМП», в частности, установлены размеры окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, конкретные размеры повышающих коэффициентов к окладам, условия и конкретные размеры выплат стимулирующего характера и компенсационного характера.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда устанавливаются соглашением сторон и в обязательном порядке включаются в содержание трудового договора.
Условия оплаты труда в отношении каждого истца, включая размеры окладов, компенсационных (конкретный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время) и стимулирующих (выплаты за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, выслугу лет) выплат установлены трудовыми договорами, дополнительными соглашениями к трудовым договорам.
Ни Положение об оплате труда работников ГБУЗ «БСМП», ни условия конкретных трудовых договоров и дополнительных к ним соглашений в установленном порядке не оспорены, являются действующими и подлежат применению, поскольку безусловных данных, свидетельствующих об их противоречии законодательству, не имеется.
Нормативные акты, на которые ссылается сторона истцов, прямо указывающие на конкретные размеры окладов, стимулирующих и компенсационных выплат, юридически либо фактически утратили свою силу с введением в действие нового подхода в ст. 144 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) о самостоятельном определении систем оплаты труда на каждом уровне публичной власти (федеральном, региональном, местном) в зависимости от возможности обеспечить принимаемые обязательства по оплате труда за счет бюджетных средств. На это прямо указано также в упомянутой ранее норме ст. 26.3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Приведенные стороной истца в подтверждение своей позиции действующие нормативные акты, включая Единые рекомендации, в связи с названным принципом самостоятельного регулирования вопросов оплаты труда, имеют исключительно рекомендательный характер, положения данных актов реализуются только при условии их бюджетной обеспеченности. В свою очередь, оценка возможности бюджетного обеспечения выполнения таких рекомендаций не является прерогативой суда общей юрисдикции – в силу правила о разделении законодательной, исполнительной и судебной власти и самостоятельности данных ветвей власти в осуществлении своих полномочий (ст. 10 Конституции Российской Федерации).
Помимо этого, несогласие с общими условиями системы оплаты труда, принятой в ГБУЗ «БСМП», не может быть разрешено как индивидуальный трудовой спор, поскольку установление для истцов персональных размеров окладов, стимулирующих и компенсационных выплат в обход общих условий, предусмотренных в организации, означает дискриминацию в отношении иных работников БСМП, не привлеченных к участию в деле.
Вопросы изменения системы оплаты труда в целом, с учетом мнения коллектива работников, профсоюзного органа и финансовых возможностей работодателя, в силу закона не являющихся предметом обсуждения в индивидуальных отношениях, подлежат разрешению в рамках коллективного трудового спора, для рассмотрения которого законом предусмотрен специальный порядок, отличный от правил разрешения споров индивидуальных.
Как производные от основного, не подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда.
Довод о неправильном учете рабочего времени в отношении истца Козлова М.А. не нашел подтверждения и опровергается доказательствами ответчика об обратном, из которых следует, что <данные изъяты> Козлов М.А. в ДД.ММ.ГГГГ. отработал дополнительную смену с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты> часа. В соответствии с дополнительным табелем Козлову М.А. было оплачено <данные изъяты> часа, из которых <данные изъяты> часов работа в ночное время, начисленные суммы отражены в расчетном листке за ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Ивашина Н.В., Карелкина И.В., Килбас А.В., Киршеева В.И., Клименко Н.А., Климовой И.В., Козлова Г.В., Козлова М.А., Колина В.С., Королевой Т.И., Кошкиной О.Л., Куделка И.С., Кузнецова С.Ю., Кузнецовой Г.В. к ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Республики Карелия в защиту трудовых прав, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.В. Балицкая
Мотивированное решение составлено 30.07.2018