Судья Перепечина Е.В.
Дело № 33-13913/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной М.А,,
судей Удова Б.В., Дубинской В.К.,
при секретаре Яковлеве Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В. дело по апелляционной жалобе истца Ковалёва Р.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Ковалева Романа Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о компенсации морального вреда - отказать в полном объеме,
установила:
Ковалёв Р.С. обратился с иском в суд к ФСИН России о взыскании 850 000 руб. компенсации морального вреда по причине ненадлежащих условий содержания в исправительной колонии.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которого на основании доводов апелляционной жалобы просит истец.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Ковалёв Р.С. с 17 декабря 2012 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Приговором Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 мая 2012 года Ковалёв Р.С. осужден по части 4 статьи 111 УК РФ к 4 года лишения свободы в ИК – строго режима.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 11 июля 2012 года приговор от 21 мая 2012 года отменен.
При этом Ковалёв Р.С. вновь осужден 31 августа 2012 года Хостинским районным судом по части 1 статьи 105 УК РФ на 8 лет лишения свободы в ИК строго режима, в настоящее время находится в отряде № 11.
Помещения указанного отряда №11 оборудованы всеми необходимыми санитарно-техническими системами. Жилая площадь составляет – 164,6 кв.м., общая численность – 70 человек, что соответствует статье 99 УИК РФ.
Санитарно-бытовые помещения расположены отдельно от спальных и разделены проходным коридором с двумя дверными проемами.
Санузел площадью 17,63 кв.м. состоит из 6 туалетных кабин с унитазами, разделенных между собой металлическими перегородками от пола до потолка, от внешнего прохода кабины отделены распашными фанерными дверками, формата 150х80 см., что обеспечивает условия приватности.
Кроме того, имеется 6 умывальников со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Норма санитарного оборудования соответствует установленным требованиям.
Помещение отряда оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией шахтного типа, согласно строительному проекту. Все помещения регулярно проветриваются принудительно через открывающиеся фрамуги окон по графику уборки помещений.
Системы отопления жилых помещений отряда соответствует нормам для жилых помещений, отопление осуществляется путем централизованного теплоснабжения, количество радиаторов в конкретных помещениях соответствует строительному проекту.
Температурный режим помещений отрядов соответствует нормам СаНПиН в зависимости от сезона и находится в пределах +18-22 С. Помещения, где размещаются осужденные, оборудованы всеми необходимыми санитарно-техническими системами.
Санитарная обработка осужденных проводится в БПК два раза в неделю в соответствии с графиком помывок. Душевой зал оборудован 16 душевыми лейками, одновременно душевую посещает до 30 человек.
Оборудование БПК включает следующее: стиральная машина МС-25- 2 шт.; стиральная машина DAEWOO -1 шт.; центрифуга ЦП-10 -3шт.;
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, ежегодно заключаются договоры на проведение дезинфекционных и дезинсекционных работ: 2011 – 2012 году договоры со сторонними организациями на проведение вышеуказанных работ не заключались, поскольку в учреждении имелась штатная должность дезинсектора и работы проводились ежемесячно работником медицинской части.
В 2013 году заключен договор № 105 от 29 марта 2013 года с ООО «Витас», в 2014 году заключен договор № 124 от 08 сентября 2014 года с ООО «Витас», в 2015 году заключен договор № 32 от 19 февраля 2015 года с ООО «Витас», в 2016 году заключен государственный контракт №68 от 05 апреля 2016 года с ООО «Центродез», в 2017 году заключен государственный контракт №49 от 13 февраля 2017 года с ООО «Центродез», в 2018 году заключен от 27 февраля 2018 года № 39.
Для поддержания в помещениях отрядов надлежащего санитарного состояния два раза в день проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств, не реже одного раза в неделю проводится генеральная уборка помещений. Насекомые и грызуны в помещениях отсутствуют.
В период отбывания наказания осужденные обеспечиваются всеми видами довольствия, постельными принадлежностями, одеждой и обувью по сезону, индивидуальными средствами гигиены, предусмотренного действующим уголовно-исполнительным законодательством.
Прием пищи осуществляется по распорядку дня утвержденному начальником учреждения в столовой колонии, расположенной на первом этаже основного корпуса жилой зоны.
Осужденные обеспечены трехразовым питанием по минимальной норме, установленной постановлением правительства №205 от 11 апреля 2005 года, качество пищи соответствует установленным стандартам.
Все осужденные, обеспечиваются необходимым количеством питьевой воды, в комнатах для приема пищи установлены бачки для воды, замена воды производится ежедневно и каждый осужденный имеет возможность получить ее в достаточном количестве.
На основании части 1 статьи 121 УИК РФ, Ковалёв Р.С. проживал в не запираемом общежитии и имел свободу передвижения в пределах общежития отряда и локального участка.
В соответствии с требованиями (СП-17-02 Минюста России) осужденные имеют возможность беспрепятственно находиться в локальном участке в дневное время без ограничения по времени.
По утвержденному начальником учреждения графиком все осужденные имеют возможность заниматься спортом, футболом, для этого в учреждении предусмотрена как волейбольная, так и футбольная площадка, для осужденных организовано посещение библиотеки с читательским залом, принимать активное участие в самодеятельной организации, принимать активное участие в художественной самодеятельности.
Согласно медицинской справке от 24 июля 2018 года, - 07 декабря 2015 года после плановой флюорографии этапирован в ЛИУ – 3 с диагнозом: подозрение на туберкулез. Для дообследования и уточнения диагноза. 11 января 2016 года прибыл из ЛИУ – 3 с диагнозом: Данных на туберкулез легких не выявлено. По состоянию на 06 июня 2018 года проведен профилактический осмотр. Диагноз – здоров. На данный момент состояние удовлетворительное, жалоб не предъявляет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренным законом,
суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических
и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пунктах 3, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права
в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающие имущественные права гражданина. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Из материалов дела следует, что причинная связь между действием ГУФСИН России по Нижегородской области и нарушением неимущественных прав истца отсутствует, доказательств наличия нравственных страданий Ковалёвым Р.С. не предоставлено.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований
и возражений.
Поскольку истцом не представлено доказательств несения им физических
и нравственных страданий, являющихся обязательным условием взыскания компенсации морального вреда, оснований для удовлетворения его требований не имелось.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено длительное содержание Ковалёва Р.С. совместно с лицами, болеющими туберкулезом.
Из искового заявления следует, что в связи с подозрением на туберкулез Ковалёв Р.С. был этапирован в медицинское учреждение, при этом, совместно с ним находились больные с открытой формой туберкулеза.
Вместе с тем, в материалы дела не предоставлено доказательств подтверждающих обоснованность данных доводов, что является основанием для их отклонения судебной коллегией.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что содержание Ковалёва Р.С. соответствует требованиям законодательства РФ., нарушения условий содержания отсутствуют.
В соответствии с медицинской справкой от 24 июля 2018 года, туберкулёз у Ковалёва Р.С. не выявлен, состояние его здоровья удовлетворительное, жалоб не предъявляет, в лечении не нуждается (л.д.26,27).
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, а решение является законным и полностью обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, а так же иное толкование закона.
Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда первой инстанции по существу спора, основанием для отмены решения не является.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального права коллегией не установлено.
Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, указанные в части 4 статьи 330 ГПК РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебная коллегия не установила.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ковалёва Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: