Дело № 2-2202/2017
Изготовлено 17.07.2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 26 июня 2017 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Соколовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масленниковой Татьяны Евгеньевны, Масленникова Антона Михайловича, действующих также в интересах несовершеннолетних детей М.М.А. и М.Д.А. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области, Государственному автономному учреждению Ярославской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным действия при оказании государственной услуги, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Масленникова Т.Е., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М.М.А. и М.Д.А., Масленников А.М. обратились в суд с иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области, Государственному автономному учреждению Ярославской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным действия при оказании государственной услуги, взыскании денежных средств в сумме 7 600 рублей, компенсации морального вреда в пользу каждого из истцов в размере 10 000 рублей.
В обоснование иска указали, что 10.02.2017 гоад они обратились в ГАУ ЯО «МФЦ» по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам города Ярославля с запросом о предоставлении сведений в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах в отношении всех членов семьи, а также о правообладателях на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Истцами была уплачена государственная пошлина в сумме 7 600 рублей. Специалисты, принявшие заявление, пояснили, что документы будут готовы после 17.02.2017 года. Вместе с тем, запрошенные документы истцам были выданы лишь 06.03.2017 года. Истцы ссылаются на нормы Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», приказ Минэкономразвития России от 12.04.2013 года №190, которым утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной услуги по предоставлению сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки. Указывают, что ответчиком был нарушен срок предоставления государственной услуги. Запрошенные истцами документы были им необходимы для обращения в Агентство ипотечного жилищного кредитования с целью участия в программе помощи заемщикам (по всем требованиям они подходили). Несвоевременное предоставление государственной услуги повлекло невозможность участия истцов в данной программе, соответственно, полученные справки им не пригодились, государственная пошлина является убытками, понесенными истцами. Действиями ответчиком истцам причинены нравственные страдания, в связи с чем также просят взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истица Масленникова Т.Е. доводы иска поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные его тексту, указала, что права истцов нарушены филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области, который нарушил сроки оказания государственной услуги, что повлекло невозможность участия истцов в программе ипотечного жилищного кредитования.
Представитель ответчика ГАУ ЯО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Доводы возражений сводятся к следующему. Оказание государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется ГАУ ЯО «МФЦ» в рамках действующего Соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО №147/97/7 от 14.12.2016 года. В части исполнения своих обязательств по предоставлению государственной услуги, сотрудники филиала приняли у истцов заявления с комплектов документов о предоставлении государственной услуги, осуществили их регистрацию, поставили в расписках, принятых документов плановую дату получения результата по услуге и в установленные Соглашением сроки (1 рабочий день) передали документы в ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО. Затем по результатам предоставления государственной услуги осуществили выдачу (в день поступления результата из ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО) заявителям (истцам) выписок из ЕГРН. Порядок организации предоставления государственных услуг ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО в ГАУ ЯО «МФЦ» установлен Приложением №5 к Соглашению о взаимодействии. Плановая дата получения результата по услуге определяется автоматически с помощью программного комплекса «Прием и выдача документов» на основании п.п. 9 и 10 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Организацией работы по предоставлению государственной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в едином государственной реестре недвижимости» занимается непосредственно ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО. Ответчик считает, что нарушение срока предоставлений государственной услуги не связано с деятельностью ГАУ ЯО «МФЦ», сотрудники филиала при предоставлении семье Масленниковых государственной услуги исполнили свои обязательства в полном объеме, качественно и в установленный законом и Соглашением о взаимодействии срок, то есть надлежащим образом. Просит в иске к ГАУ ЯО «МФЦ» отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО по доверенности Соколова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные тексту письменных возражений на иск (л.д.76-79), пояснила, что нарушение срока предоставления государственной услуги возникло по техническим причинам, сбою программы, а также вследствие длительного не предоставления сведений Республикой Калмыкией. С начала 2017 года филиалом Учреждения был принят большой объем заявлений на выдачу сведений из ЕГРН, в связи с чем, программа не обеспечивала их своевременную обработку, поэтому выписка была сформирована только 06.03.2017 года. Указала, что действия Учреждения не повлекли нарушения нематериальных благ истцов, в связи с чем требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению. Просила в иске отказать.
Третье лицо Банк «ВТБ 24» (ПАО) в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, в суд представило сведения о том, что семья Масленниковых А.М. и Т.Е. 09.02.2017 года обратились в офис Банка для подачи документов на реструктуризацию ипотечного кредита №634/1368-0002014 от 07.11.2014 года по программе помощи ипотечным заемщикам, утвержденной постановлением Правительства №373. При этом у заемщиков отсутствовали обязательные документы, а именно выписки из ЕГРН о правах заемщика и членов его семьи на имеющиеся в собственности у каждого из них жилые помещения на территории РФ. 09.03.2017 года АО Агентство ипотечного Жилищного кредитования направило в Банк ВТБ 24 (ПАО) уведомление о завершении Программы помощи заемщикам. Масленниковы с полным пакетом документов, необходимым для рассмотрения заявления о реструктуризации, в Банк до указанного срока не обращались.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Масленниковых подлежащими частичному удовлетворения по следующим основаниям.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе: правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (ст. 4 выше указанного ФЗ).
Судом установлено, что 09.02.2017 года плательщиком Масленниковой Т.Е. оплачена государственная пошлина за предоставление сведений из ЕГРН на нее и членов ее семьи в общей сумме 7 600 рублей.
Выписки из ЕГРН требовались семье Масленниковых для участия в программе помощи ипотечным заемщикам, что подтверждается пояснениями истцов, сведениями, предоставленными Банком, не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
10.02.2017 года истцы обратились в ГАУ ЯО «МФЦ по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам города Ярославля» с целью получения выписок из ЕГРН.
Документы у Масленниковых были приняты, на запросе о предоставлении сведений истцам установлен срок получения документов – после 17.02.2017 года.
11.02.2017 года запрос о предоставлении сведений поступил в ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Статья 62 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ предусматривает порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Так, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов о предоставлении сведений в орган регистрации прав и порядок передачи органом регистрации прав подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и органом регистрации прав соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2016 N 41955) определяет порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН); порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - запросы), состав и порядок заполнения запросов; формы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.
Оказание государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется ГАУ ЯО «МФЦ» в рамках действующего Соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО №147/97/7 от 14.12.2016 года.
В силу п. 4.3 Соглашения МФЦ обязан, в том числе: осуществлять прием от заявителей заявлений (запросов) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг, в том числе административных регламентов предоставления государственных услуг, с осуществлением проверки полноты комплекта предоставляемых документов, а также выдачу документов по результатам предоставления государственных услуг; обеспечивать доведение до заявителей информации (консультирование) о порядке предоставления государственных услуг Росреестра в МФЦ.
В соответствии с п. 1.5 Приложения №5 к Соглашению сок передачи МФЦ принятых им заявлений (запросов) и необходимых документов в Управление (филиал) не должен превышать одного рабочего дня со дня приема таких заявлений (запросов).
В данном случае МФЦ запрос истцов направил в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО в течение одного рабочего дня – 11.02.2017 года.
В соответствии с п. 1.18 приложения №5 к Соглашению срок исполнения заказа Управлением – пять рабочих дней с момента подачи заказа заявителями при нахождении структурного подразделения МФЦ и архива Управления, в котором находится дело, на территории одного муниципального образования Ярославской области.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра. Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо, не представившее (несвоевременно представившее) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежит административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 7.1 Закона).
Статьей 7.2 выше указанного Федерального закона предусмотрен срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия и который не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, запрос истцов должен быть исполнен не позднее 17.02.2017 года.
Из материалов дела (в том числе, отзыва ответчика филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по ЯО) следует, что выписки филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» были сформированы лишь 06.03.2017 года, то есть с пропуском срока, предусмотренного Соглашением и Федеральными законами №210-ФЗ и №218-ФЗ.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО о сбое в программном обеспечении, а также несвоевременное предоставление сведений Республикой Калмыкия, и как следствие нарушение срока предоставления выписок истцам по уважительной причине, поскольку правоотношения истцов не связаны с действиями Учреждений иных регионов, а также сроки исполнения и предоставления государственной услуги установлены действующим федеральным законодательством, которые должны исполняться надлежащим образом.
Заказанные истцами выписки были им необходимы для участия в программе поддержки ипотечным заемщикам, которая была закрыта 06.03.2017 года.
Следовательно, по вине ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО истцы не смогли участвовать в указанной программе, надобность в полученных ими выписках из ЕГРН по состоянию на 06.03.2017 года отпала.
Таким образом, суд определяет надлежащим ответчиком по иску Масленниковых ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО.
Статья 12 ГК РФ раскрывает способы защиты гражданских прав. Так, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: возмещения убытков.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку ответчиком государственная услуга истцам оказана несвоевременно, предоставленные истцам выписки им по вине ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО не потребовались, суд взыскивает с указанного ответчика в пользу истца Масленниковой Т.Е. убытки в сумме 7 600 рублей, поскольку именно она вносила указанные денежные средства в счет уплаты государственной пошлины.
Истцами также заявлены требования о компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей в пользу каждого из истцов.
Согласно ст. 151, 1099 ГК РФ моральный вред подлежит компенсации лицу, понесшему физические или нравственные страдания, в случае нарушения его личных неимущественных прав. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, прямо предусмотренных законом.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом непосредственного нарушения ответчиком личных неимущественных прав истцов не установлено.
Закон «О защите прав потребителей» к данным правоотношениям не применим, поскольку правоотношения регулируются Федеральными законами №210-ФЗ и №218-ФЗ, которые в свою очередь не предусматривают такого рода ответственность виновного лица.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Масленниковой Татьяны Евгеньевны, Масленникова Антона Михайловича, действующих также в интересах несовершеннолетних детей М.М.А. и М.Д.А. удовлетворить частично.
Взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области в пользу Масленниковой Татьяны Евгеньевны государственную пошлину, уплаченную при оказании государственных услуг, в сумме 7 600 рублей.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Т.А.Фокина