Дело <№> <Дата>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:
Председательствующего судьи Харлова А.С.
при секретаре Томиловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозовской В. М. к муниципальному унитарному предприятию «Архангельское предприятие автобусных перевозок - 2» о взыскании невыплаченной заработной платы, понуждении установить и выплачивать заработную плату из расчета тарифной ставки, установленной соглашением, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лозовская В.М. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Архангельское предприятие автобусных перевозок - 2» (далее МУП «АПАП-2») о взыскании невыплаченной заработной платы, понуждении установить и выплачивать заработную плату из расчета часовой тарифной ставки в размере 49,44 рубля, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что работает в МУП «АПАП-2» в должности кондуктора. Полагает, что администрация предприятия неверно начисляет ей заработную плату. Так, действующим федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей (часовая тарифная ставка 29,08 рублей). Согласно Постановлению Минтруда РФ от 10.11.1992 года №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» ей установлена квалификационная группа по 3 разряду. Приложением №1 Отраслевого соглашения предусмотрен тарифный коэффициент к 3 разряду в размере 1,7. С учетом изложенного полагает, что ей должна быть установлена тарифная ставка в размере 49,44 рубля за каждый отработанный на линии (маршруте) час, однако, при начислении заработной платы в <Дата> ее часовая тарифная ставка составляла <***> рублей/час. Таким образом, разница в заработной плате, которую она должна была получить и фактически полученной за <Дата> составляет <***> рубля <***> копеек. Указанную сумму истец просит взыскать с ответчика. Также просит обязать ответчика установить и выплачивать ей заработную плату из расчета тарифной ставки в размере 49,44 рубля за каждый отработанный на линии (маршруте) час и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <***> рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель Долгощинов В.В. уточнили требования. Просят взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за <Дата>, а также обязать ответчика выплачивать истцу заработную плату из расчета тарифной ставки не ниже установленной п.3.1 "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15.02.2008) действие которого продлено до 2013 года на основании "Соглашения N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 10.11.2010) умноженной на коэффициент 1,7.
Представитель ответчика Блументаль С.Н. с иском не согласился в полном объеме. Полагает, что действие отраслевого соглашения не распространяется на ответчика, поскольку оно было утверждено <Дата>, а предприятие было создано <Дата>, т.е. не имело возможности направить мотивированный отказ о присоединении к соглашению. МУП «АПАП-2» не имеет членства РАС. Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 года №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» утратило силу с 30 ноября 2008 года. При этом действие данного документа распространялось на работников бюджетных организаций, тогда как ответчик является коммерческой организацией. Какие-либо физические и нравственные страдания действиями ответчика истцу причинены не были.
Заслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец состоит с МУП «АПАП-2» расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в трудовых отношениях с <Дата>, работает кондуктором автобуса регулярных пассажирских маршрутов. Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки истца.
При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из трудового договора истцу установлена повременно-премиальная система оплаты труда по тарифу <***> рубля за каждый отработанный на линии (маршруте) час. В тарифную ставку входит доплата за работу с вредными условиями труда, в целях материального стимулирования труда работника, добросовестно исполняющего свои функциональные обязанности, устанавливается премия до 40% от тарифной ставки; при работе по графику с разделением смены на части, производится надбавка в размере 15% от тарифной ставки за все время в такой смене; в целях заинтересованности в увеличении сбора выручки работнику устанавливается премия за полученные на маршруте доходы; компенсационные надбавки, связанные с условием и режимом труда (доплаты и надбавки в выходные и нерабочие праздничные, сверхурочное время, за работу в ночное время, районный коэффициент и надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего севера и другие выплаты) начисляются на общих основаниях.
В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Из части второй ст. 46 ТК РФ следует, что в соглашение могут быть включены взаимные обязательства сторон по оплате труда.
Из части второй ст. 46 ТК РФ следует, что в соглашение могут быть включены взаимные обязательства сторон по оплате труда.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В соответствии с частями 7 и 8 ст. 48 ТК РФ руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключено "Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15.02.2008) действие которого на основании "Соглашения N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 10.11.2010) было продлено до 2013 года.
Письмом министра здравоохранения и социального развития РФ Голиковой Т.А. от 29.04.2011 года за № 22-5/10/2-4304, которое было опубликовано в «Российской газете» от 13.04.2011 года, работодателям отрасли не участвовавшим в заключении Соглашения N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы предложено присоединится к данному соглашению.
Доказательств об отказе в присоединении к указанному соглашению ответчиком суду не представлено.
При этом суд считает несостоятельными ссылку представителя ответчика о том, что предприятие было создано после заключения Соглашения, поскольку ответчик был зарегистрирован в качестве юридического лица <Дата>, тогда как предложение о присоединении к Соглашению было опубликовано 13 мая 2011 года.
В силу п.1.5 Соглашение: является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; распространяется на работников, которые уполномочили Профсоюз разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников; распространяется на работодателей, являющихся членами РАС или уполномочивших РАС заключить настоящее Соглашение, а также присоединившихся к Соглашению после его заключения.
Таким образом указанное соглашение в отношении ответчика имеет силу.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности (п. 1.1. Соглашения).
Согласно п.3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц (в ред. Соглашения N 1, утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 10.11.2010).
Представителем ответчика не оспаривается, что базовая ставка, установленная Отраслевым соглашением, для истца на предприятии не применяется.
Как следует из материалов дела истцу установлена часовая тарифная ставка в размере <***> рубля/час, что равно тарифной ставке <***> рублей в месяц (<***>*148,9 - месячная норма часов), что не соответствует Соглашению.
Таким образом требования истца о взыскании с ответчика недоплаченной заработной платы исходя из тарифной ставки <***> рублей в месяц (<***> рублей/час (<***>/148,9) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном размере.
Судом проверен расчет представленный ответчиком о размере оплаты труда истца в <Дата> исходя из ставки <***> рублей в размере <***> рубля <***> копейки (<***>+<***>) и признан правильным, поскольку он исходит из правил оплаты труда на предприятии и учитывает количество отработанного истцом времени в месяце. Истцом и представителем истца данный расчет не оспаривается.
Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании и материалов дела с момента трудоустройства истца и до настоящего времени размер ставки истцу не менялся.
Поскольку в суде нашло подтверждение длящееся нарушение прав истца, избранный способ защиты о понуждении ответчика установить заработную плату исходя из условий Соглашения будет служить целям восстановления трудовых прав истца.
Вместе с тем, суд считает несостоятельными доводы истца об установлении ей тарифной ставки равной произведению базовой тарифной ставки на тарифный коэффициент 1,7 в размере <***> рублей/час в силу следующего.
Действительно, приложением №1 к Соглашению утверждена Тарифная сетка по оплате труда работников отрасли, согласно которой для работников третьего разряда установлен тарифный коэффициент в размере 1,7 к базовой ставке.
Вместе с тем, в силу п.3.3 Соглашения указанная тарифная сетка является примерной. Тарифная сетка по оплате труда работников должна устанавливается организацией самостоятельно и фиксироваться в коллективных договорах. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании тарифная сетка на предприятии не установлена. Коллективный договор на предприятии не принят.
Таким образом оснований для применения к тарифной ставке истца коэффициента 1,7 не имеется.
Кроме того, тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих согласно Приложению, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" разработаны в соответствии с введением Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 принятого в свою очередь во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. N 2705-1 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Закона Российской Федерации "О повышении минимального размера оплаты труда" и Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1992 г. N 895 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций" и приняты Минтрудом РФ во исполнение полномочий предоставленных п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785. Указанным Постановлением Правительства РФ Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрешалось устанавливать разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников отраслей бюджетной сферы в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к работникам, и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам.
Таким образом, указанное Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 устанавливает уровни оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.
Как следует из материалов дела, истец не является работником бюджетной сферы, поскольку ответчик является коммерческой организацией.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В данном случае неправомерными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что истцом не представлено доказательств размера причиненного морального вреда, суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере <***> рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из размера удовлетворенных требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <***> рублей (<***>+<***>).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лозовской В. М. к муниципальному унитарному предприятию «Архангельское предприятие автобусных перевозок - 2» о взыскании невыплаченной заработной платы, понуждении установить и выплачивать заработную плату из расчета часовой тарифной ставки, установленной соглашением, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Архангельское предприятие автобусных перевозок - 2» в пользу Лозовской В. М. недоплаченную заработную плату за <Дата> в размере <***> рублей <***> копеек, компенсацию морального вреда в размере <***> рублей, всего взыскать <***> рубля <***> копейки (<***> рубля <***> копейки).
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Архангельское предприятие автобусных перевозок - 2» выплачивать Лозовской В. М. заработную плату из расчета тарифной ставки не ниже установленной п.3.1 "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15.02.2008) действие которого продлено до 2013 года на основании "Соглашения N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 10.11.2010).
В удовлетворении остальной части исковых требований Лозовской В. М. к муниципальному унитарному предприятию «Архангельское предприятие автобусных перевозок - 2» о взыскании невыплаченной заработной платы, понуждении установить и выплачивать заработную плату из расчета тарифной ставки не ниже установленной п.3.1 "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом <Дата>) действие которого продлено до 2013 года на основании "Соглашения N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом <Дата>) умноженной на коэффициент 1,7 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С.Харлов