Судья – Костюк А.А. Дело № 33а-24649/2020 (№2а-2369/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 августа 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Зенина В.А., Сидорова В.В.,
с участием прокурора Канеевой Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Филипчуком Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тенькова Р.Н. к Территориальной избирательной комиссии Динская о признании незаконным и отмене решения по апелляционной жалобе представителя Тенькова Р.Н. по доверенности Отмаховой О.А. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Решением Совета муниципального образования Динской район от 23.06.2020 года № 679-75/3 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Динской район четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.12.2015 года № 171/2269-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Динская.
Теньков Р.Н. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Динская (далее – ТИК Динская), в котором просит признать незаконным и отменить решение ТИК Динская от 28.07.2020 года № 169/3112 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу № 4 Тенькова Романа Николаевича». В обосновании заявленных требований указал, что 17.07.2020 года Теньков P.Н. заявил о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу № 4 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. Решением ТИК Динская от 28.07.2020 года № 163/3112 Тенькову Р.Н. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Считает, что решение об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты принято ТИК Динская с грубыми нарушениями действующего законодательства о выборах, нарушает его избирательные права как кандидата и подлежит отмене. Так, в случае выявления нарушения избирательной комиссией, оно рассматривается как несоблюдение требований закона к оформлению документов, а, следовательно, кандидат в установленный срок должен быть извещен о несоблюдении им требований Закона Краснодарского края к оформлению самой формы первого финансового отчета и формы «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» либо банковской справки. Все три документа, хотя и не соответствуют по датам, были им представлены. Только в случае не устранения выявленного нарушения кандидатом, это обстоятельство является основанием для отказа ему в регистрации.
Обжалуемым решением Динского районного суда от 10 августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Тинькова Р.Н. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Тенькова Р.Н. по доверенности Отмахова О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель ТИК Динская Трофименко А.И. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Тенькова Р.Н.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Зименко Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя Тенькова Р.Н. по доверенности Отмаховой О.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, председателя ТИК Динская Трофименко А.И., просившего отказать в удовлетворении жалобы, заключение прокурора Канеевой Л.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Частью 1 статьи 75 № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч. 5 ст. 75 № 67-ФЗ).
Согласно требованиям п. 6 ст. 76 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции таких нарушений не установлено.
В п. 24 ст. 38 № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»).
Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ.
Решением Совета муниципального образования Динской район от 23.06.2020 года № 679-75/3 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Динской район четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.12.2015 года № 171/2269-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Динская.
Как усматривается из материалов дела, 17.07.2020 года Теньков Р.Н. представил в ТИК Динская документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу №4: уведомление, заявление о согласии баллотироваться кандидатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, справку с места работы, копии паспорта, свидетельства о постановке на учет в налогом органе, диплома о профессиональном образовании.
В соответствии с требованиями пп. 1, 2 и 5 ч. 1 ст. 73 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», кандидат единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет. Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
В силу п. 9 ст. 59 № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с п. 1 ст. 58 настоящего Федерального закона.
Теньков Р.Н. 19.07.2020 года единовременно представил в ТИК Динская для регистрации подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет, состоящий из первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата и банковской справки об остатке средств на расчетном счета кандидата Тенькова Р.Н. <№..> по состоянию на 17.07.2020 года. При этом в качестве даты составления (подписания) первого финансового отчета кандидата была указана дата 19.07.2020 года.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона Краснодарского края избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям указанного Закона.
В указанные сроки ТИК Динская осуществила проверку представленных Теньковым Р.Н. документов.
Согласно п. 3.1. Порядка и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденного Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.03.2009 года №76-720 «О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета» (далее – Порядок), кандидаты обязаны представить в избирательную комиссию, организующую выборы, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда со следующей периодичностью:
а) первый финансовый отчет – одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета;
б) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Пунктом 3.2. Постановления Избирательной комиссии Краснодарского края от 11.03.2009 года №76-720 также установлено, что финансовый отчет считается представленным только в случае предоставления кандидатом в избирательную комиссию, организующую выборы, грех документов: сведений согласно форме № 1; финансового отчета (форма № 2); банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета.
При этом, банковская справка должна иметь дату (с указанием числа, месяца и года) ее выдачи, быть заверена подписью работника и печатью подразделения ПАС) Сбербанк (иной кредитной организации) и содержать сведения об остатке средств фонда на специальном избирательном счете на дату ее выдачи. Дата, указываемая в качестве даты составления (подписания) форм № 1 и № 2 (после подписи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам), должна соответствовать дате банковской справки об остатке средств фонда.
Из представленного дела кандидата Тенькова Р.Н. следует, что в представленном истцом первом финансовом отчете, состоящем из трех документов: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств, указанная дата выдачи банковской справки об остатке средств фонда – 17.07.2020 года, не соответствует дате составления (подписания) первого финансового отчета (первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата с датой подписания 19.07.2020 года и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата с датой подписания 19.07.2020 года).
Согласно требованиям ч. 1.1. ст. 23 Закона Краснодарского края, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено указанным Законом, или несоблюдения требований указанного Закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
На заседании ТИК Динская 24.07.2020 года было принято решение №167/3095 «Об извещении кандидата в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу № 4 Тенькова Романа Николаевича о выявленных недостатках в документах, представленных им в территориальную избирательную комиссию Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации», которым административный истец был надлежащим образом извещен о том, что в представленном им первом финансовом отчете, состоящем из трех документов: учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, и банковской справки об остатке средств, дата выдачи банковской справки об остатке средств фонда – 17.07.2020 года, не соответствует дате составления (подписания) первого финансового отчета.
На заседании ТИК Динская Теньков Р.Н. присутствовал лично, ему были разъяснены указанные недостатки, копию решения он получил.
В соответствии с требованиями п.п. 19 и 20 ст. 16 Закона Краснодарского края от 08.042003 года № 571-КЗ «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае» 24.07.2020 года на заседании ТИК Динская было приято решение «О члене территориальной избирательной комиссии Динская с правом совещательного голоса, назначенном кандидатом в депутаты Теньковым Р.Н.».
Таким образом, кандидат Теньков Р.Н. приобрел право не только знакомиться со всеми документами, представленными им в ТИК Динская при выдвижении и на регистрацию, но и получать копии этих документов. Данным правом кандидат не воспользовался.
Теньков Р.Н. 25.07.2020 года представил в ТИК Динская заявление о замене ранее представленного документа и первый финансовый отчет, состоящий только из первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата (форма № 2) на 3 листах с датой подписания 17.07.2020 года.
Вместе с тем, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма № 1) с датой подписания 19.07.2020 года заменен административным истцом не был.
Таким образом, Теньков Р.Н. устранил не все выявленные недостатки в документах, представленных им в ТИК Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации.
В соответствии с требованиями п.п. в п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Тенькова Р.Н.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении ТИК Динская №167/3095 отсутствует извещение о выявлении недостатка, связанного с несоответствием даты составления (подписания) учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (19.07.2020 года) дате выдачи банковской справки об остатке средств (17.07.2020 года), являются необоснованными. Судебной коллегией установлено, что в вышеуказанном решении ТИК Динская известила кандидата Тенькова Р.Н. о несоответствии даты составления (подписания) первого финансового отчета (19.07.2020 года), состоящего из трех документов: учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первого финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и банковской справки об остатке средств, дате выдачи банковской справки об остатке средств фонда (17.07.2020 года).
Иные доводы апелляционной жалобы о надлежащем исполнении Теньковым Р.Н. обязанности по представлению необходимых для регистрации документов также не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тенькова Р.Н. по доверенности Отмаховой О.А. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: К.В. Лободенко
Судья: В.В. Сидоров
Судья: В.А. Зенин