Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2791/2020 ~ М-1833/2020 от 30.03.2020

Дело №2-2791/2020

Решение

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Адамановой Э.В.,

при секретаре судебного заседания Строгановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к Управлению Опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щелковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский и Фрязино о признании отказа в обеспечении жилым помещением незаконным, обязании включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением,

Установил:

Истец обратился в Щелковский городской суд Московской области с вышеприведенным иском к ответчику. В обоснование иска указано, что, Разумовский Д.И., родился в <данные изъяты>. До <данные изъяты> проживал совместно с матерью, ФИО1 и братом, ФИО2 в 2-комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Отец истца, ФИО3, не проживал с семьей и не участвовал в его воспитание. Мать злоупотребляла спиртными напитками. В начале 2002 года вернулся отец. Где он находился ранее, неизвестно. 28.08.2002 года отец истца заключил договор купли-продажи вышеуказанной квартиры с риелтором, ФИО4 (согласно выписки из ЕГРЮЛ, один из учредителей и директор ООО "ФИО5", ИНН который в последствие, меньше, чем через месяц, 23.09.2002 года заключил договор купли-продажи данной квартиры с гр. ФИО6. Вышеуказанная квартира продана с многочисленными нарушениями действующего на тот момент законодательства. 03 июля 2002 года вся семья, за исключением отца истца, выписаны из квартиры и незаконно прописаны в <адрес> к неизвестной женщине, которая не знала о семье истца, но фактически истец с семьей остались проживать в квартире. 19.07.2002 года отец истца единолично приватизировал квартиру, не получив предварительного согласия органов опеки и попечительства на продажу квартиры. 28.08.2002 года отец истца приобрел в долевую собственность (по <данные изъяты> доли в праве на каждого земельный участок и находящийся на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. 31.08.2002 года отец истца совместно с ФИО4 перевезли семью с вещами в дом в <адрес>. В сентябре отец уехал с деньгами от совершенной сделки, более истец его никогда не видел. Истцу с матерью пришлось прожить в этом доме до весны, мать в последствие заболела <данные изъяты> т.к. условий для проживания не было никаких, дыры в стенах, кровле крыши, которые заделывали подручными средствами, провисший потолок, который подперли бревном, печное отопление, печь топилась по-черному, не было никаких условий для соблюдения личной гигиены. Ни денег, ни работы, истца и его родных подкармливали из жалости соседи, изредка получалось получить какую-то подработку, все бремя по заготовке дров, поддержания минимальных условий для выживания легли на плечи истца и его матери. Здоровье матери с каждым днем ухудшалось, в этот год истец пропустил обучение в школе. Весной истца с матерью нашла тетя, ФИО7, забрала к себе в <адрес>. По причине болезни матери, тетя оформила над истцом опеку (Постановление Главы Щелковского района от 03.10.2003г ), мать отправилась лечиться в <данные изъяты>. С декабря 2003 года больше истец мать не видел. Тетя истца совместно с органами опеки и попечительства г. Шатура обратились 16.04.2004 года в Люберецкую городскую прокуратуру с заявлением в защиту жилищных прав истца. Была проведена проверка законности продажи квартиры в <адрес>. Дом в <адрес> был осмотрен сотрудниками органов опеки и попечительства г. Шатура (акт обследования от 27.10.2004, согласно которому, условий для проживания нет никаких). По результатам проверки Люберецкий городской прокурор ФИО14 обратился в суд с иском в интересах истца. В своих требованиях просил признать недействительным договор приватизации, договор купли- продажи квартиры между ФИО3 и ФИО4, договор купли-продажи между ФИО4 и ФИО6, незаконного выселения и снятия с регистрационного учета, сохранением за истцом права пользования спорной жилой площадью. Но в дальнейшем прокурор изменил исковые требования, уточнив, что просит признать недействительным договор приватизации квартиры и договор купли-продажи между отцом истца и ФИО4, а также просит взыскать с отца истца в пользу истца стоимость его доли от продажи квартиры в размере 394 625 рублей 00 копеек. Люберецкий городской суд, в лице судьи ФИО15, удовлетворил иск прокурора (решение суда от 23 ноября 2005 года). Но ничего не было взыскано, права пользования квартирой за истцом не было сохранено, последний покупатель ФИО6 признана добросовестным приобретателем. В итоге у истца ни осталось ничего, кроме как <данные изъяты> доли участка с домом, в котором невозможно жить. Фактическим местом проживания и обучения с 2003 года по сегодняшний день является <адрес>, где была оформлена опека над истцом. 24 января 2006 года Щелковский городской прокурор обратился в интересах истца в суд об установление статуса, как оставшегося без попечения родителей. Щелковский городской суд удовлетворил заявление прокурора в полном объеме -решение суда от 14 марта 2006 года. Исходя из решения Люберецкого городского суда от 23 ноября 2005 года вопрос о месте проживания истца, остался открытым. По рекомендациям сотрудников органов опеки и попечительства Щелковского района истцу и его опекуну предложено реализовать жилищные права другим путем, а именно: постановки истца в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещение на основание действующего на тот момент ст.9 п.2 Закона Московской области «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставления им полного государственного обеспечения». В январе 2007 года опекун истца обратилась в Щелковскую городскую прокуратуру с заявление о проведение проверки по защите жилищных прав. 22 мая 2007 года Администрация Щелковского муниципального района направила ходатайство (исх. от 22.05.2007) в Отдел опеки и попечительства г. Шатура с просьбой обратиться в соответствующие компетентные органы на территории Шатурского района Московской области для выдачи заключения о признание дома непригодным для проживания. 24 мая 2007 истцом и опекуном получен ответ на обращение опекуна в Щелковскую городскую прокуратуру . Щелковский городской прокурор, ФИО33 по результатам проверки, полностью поддерживает требование опекуна о внеочередном однократным обеспечением истца жилой площадью не ниже социальных норм, дополнительно пояснив, что обязанность по обеспечению жилым помещением возлагается на Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, т.е. по месту постоянного жительства истца и приобретения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. 25 октября 2007 года Администрация Щелковского муниципального района направила повторно ходатайство (исх. от 25.10.2007) в Отдел опеки и попечительства г. Шатура с просьбой обратиться в соответствующие компетентные органы на территории Шатурского района Московской области для выдачи заключения о признание дома непригодным для проживания. 28 ноября 2007 года Начальником управления образования Шатурского муниципального района Московской области. Направлено обращение истцом(исх. от 28.11.2007) на имя Главы Шатурского муниципального района ФИО34. с ходатайством о признание жилья непригодным для проживания. 11 декабря 2007 года им получен ответ (исх. от 11.12.2007г.) на указанное ходатайство. В ответе указано, что никаких мер приниматься не будет, пока не получена официальная информация обо всех зарегистрированных лицах в доме и получения выписки из ЕГРП. Дополнительно рекомендовано обратиться к Администрации Щелковского муниципального района с целью получения гарантий о том, что в случае признания дома непригодным для проживания, обязанность по обеспечению жилым помещением возьмет на себя Щелковский муниципальный район. 26 марта 2008 года получен ответ на имя и.о. Главы Администрации Щелковского муниципального района (исх. от 26.03.2008 в ответ на исх. от 29.01.2008г.) от и.о. Главы Администрации Шатурского муниципального района об отказе в признание дома непригодным для проживания, т.к. для начала оформления процедуры необходимо согласие всех собственников (о местонахождение отца истца с 2003 года нет никакой информации, соответственно его согласия истец получить не мог). Но в ответе также указывается, что Комиссия готова повторно рассмотреть данный вопрос и без согласия всех собственников и признать дом непригодным для проживания в случае получения гарантий от Администрации Щелковского района об обеспечения истца жилым помещением на территории Щелковского района. Данный факт явно указывает на нарушения и созданию искусственных препятствий для реализации моих жилищных прав. 30 апреля 2008 года, т.к. истцу исполнилось 18 лет, тетя распоряжением от 30.04.2008 Министерства образования Московской области Управления опеки и попечительства по Щелковскому муниципальному району назначена моим постинтернатным патронатным воспитателем. 20 мая 2008 года (исх. от 20.05.2008) направлено заявление, в соответствие с рекомендациями Щелковского городского прокурора и сотрудников органов опеки и попечительства г. Щелково в Администрацию Щелковского муниципального района о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение в соответствие со ст. 57 ЖК РФ, ст.1 ФЗ от 21.12.1996 №159- ФЗ. 03 июня 2008 года в ответ на заявление истца (исх. от 03.06.2008) Администрации Щелковского района Управления по вопросам жилищного фонда направила перечень необходимых документов для рассмотрения заявления. 20 августа 2008 года истец обратился с заявлением в ОМ г. Щелково на розыск своих родителей (талон уведомление и от 20.08.2008). 01 октября 2008 года на заявление о розыске родителей пришло Постановление об отказе в возбуждение уголовного дела. В сентябре 2008 года тетя истца обращается с письмом к директору школы, где обучался (<данные изъяты>) с просьбой ходатайствовать перед Администрацией Щелковского района о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение. 02 октября 2008 года Директор школы-интернат (исх. от 02.10.2008г.) направляет письмо на имя главы Щелковского муниципального района с просьбой признать за истцом право на получение жилого помещения. 14 октября 2008 года повторно проводится обследование условий для проживания в доме <адрес> сотрудниками органов опеки и попечительства (акт обследования от 14.10.2008), согласно которому подтверждается, что дом не имеет условий для проживания. 22 октября 2008 года направил заявление с полным пакетом документов (не хватало - заключения о признание дома непригодным для проживания соответствующими компетентными органами, т.к. получить его истец не мог в силу постоянных отказов в принятие заявлений, напоминаю, что комиссия была готова признать дом непригодным для проживания в случае предоставления гарантий от Администрации Щелковского муниципального района предоставления жилой площади на территории <адрес>). 31 октября 2008 года, согласно постановлению Главы Щелковского муниципального района ( от 31.10.2008) истцу отказано в принятие на учет в качестве нуждающегося по причине наличия у него <данные изъяты> доли закрепленного за ним жилого дома в <адрес>. Согласно выписки из Протокола заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Щелковского муниципального района от 30.10.2008г. истцуо рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение в Администрацию Шатурского района, еще раз написать заявление с просьбой создать жилищную комиссию по признанию дома непригодным для проживания, признать его отца, собственника <данные изъяты> доли вышеуказанного дома, умершим или безвестно отсутствующим с целью реализации своих жилищных прав. Данное постановление об отказе в принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение обжаловано истцом в Щелковскую городскую прокуратуру. 19 февраля 2009 года (исх. от 13.02.2009г.) согласно ответу Щелковской городской прокуратуры постановление от 31.10.2008г. обжаловано прокурором, как незаконное и необоснованное. Одновременно с этим Администрации городского поселения Щелково с участием Управления опеки и попечительства прокурором направлен повторный вопрос о принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение. Данный вопрос направлен на контроль в Министерство образования Московской области. Ответ истцу не поступило. 13 марта 2009 года истцом повторно направлено заявление в Администрацию городского поселения Щелково о постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещение. 23 марта 2009 года (исх. от 23.03.2009) в ответ мне был предоставлен для рассмотрения моего заявления новый перечень документов. Согласно этому перечню, документы о признания жилого помещения непригодным для проживания не являются обязательным, достаточно справки о проверке жилищных условий (п. 11 исх. от 23.03.2009). Одновременно с этим, по рекомендации сотрудников органов опеки и попечительства г. Щелково, 25 марта 2009 года истец направил исковое заявление о признание жилого дома непригодным для проживания в Шатурский городской суд (вх. от 25.03.2009). 30 марта 2009 года суд направил определение об отказе в принятие искового заявления, т.к. данные исковые требования не могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства. Согласно выписки из протокола заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации городского поселения Щелково от 02.04.2009 года Комиссия решила воздержаться до вынесения решения суда. Одновременно с этим истец обращался в Шатурский городской суд с исковым заявлением о признание своего отца умершим, т.к. решить вопрос о признание непригодным для проживания дома без согласия совладельца на тот момент иными путями невозможно. Решением Шатурского городского суда от 16.06.2009 года о признание отца истца умершим удовлетворено. 19 июня 2009 года истцу пришлось постоянно зарегистрироваться в доме в <адрес>, т.к. без постоянной регистрации, которой у истца не было с момента выписки из квартиры в <адрес>, он не мог получить даже полис ОМС. Все вопросы в получение паспорта, получения образования и прочее решались в индивидуальном порядке на основании ходатайств от органов опеки и попечительства в соответствующие структуры. Так как истец не получил ответа от Общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации городского поселения Щелково после получения ими определения суда об отказе в принятие искового заявления о признание нежилого дома непригодным для проживания, 11 января 2010г. истец подал исковое заявление в Щелковский городской суд о признание нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения (вх. от 11.01.2010г.). Согласно определению Щелковского городского суда от 10 марта 2010 года исковое заявление оставлено без движения, т.к. суд считает, что нарушенное право, связанное с потерей жилого помещения в <адрес>, восстановлено, в собственности у истца имеется <данные изъяты> доли жилого дома в <адрес>. Суд не принял во внимание, что право собственности на данную жилую площадь возникло в результате незаконных действий отца истца, признать дом непригодным для проживания истец не мог в силу бюрократических барьеров и условий Администрации Шатурского района в создание межведомственной комиссии по признанию жилого помещения не пригодным для проживания, незакрепленных законодательно, и фактически, нарушенное право, связанное с жилым помещением, восстановлено не было. В марте 2010 года направлено исковое заявление в Шатурский городской суд о вступление в наследство и признание права собственности на <данные изъяты> доли дома и земельного участка отца истца с целью реализации своих жилищных прав. Согласно определению от 04 мая 2010 года заявление оставлено без движения по причине не предоставления кадастровой выписки о земельном участке для определения цены иска. По причине обучения истец не смог исправить недостатки заявления в указанный срок. В период с 07 декабря 2010 года по 07 декабря 2011 истец проходил срочную службу в ВС РФ. В феврале 2012 года написал обращение на сайте Министерства образования Московской области в оказание содействия в разрешение вопроса об обеспечения жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответе на обращение в Министерство образования Московской области сообщили следующее: основания для обеспечения истца жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют, поскольку истец является собственником <данные изъяты> доли жилого дома в <адрес>. 22 марта 2012 года истец повторно обратился в суд с исковым заявлением о признание права собственности в порядке наследования. 05 июня 2012 года судом удовлетворены исковые требования о наследование и признания за истцом права собственности после отца. Все это время истец находился на иждивение тети. Летом 2012 года истец устроился на работу, чтобы обеспечивать себя самостоятельно, стал обустраивать свою личную жизнь, в 2013 году познакомился с будущей женой, в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак в Щелковском городском ЗАГСе. До 2019 года у истца не было не временных, ни финансовых возможностей продолжить защищать свои жилищные права. На сегодняшний день за истцом закрепленного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания. Весной 2019 года истец, на основания решения Шатурского городского суда от 05 июня 2012 вступил в права наследования, стал единственным собственником дома <адрес>. Летом 2019 года он обратился в ООО ФИО35» за услугой обследования строительных конструкций жилого дома. На основании технического отчета, составленного ООО «ФИО36», техническое состояние дома не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию помещений. 09 августа 2019 года истец обратился в Администрацию городского округа Шатура с просьбой провести комиссию по обследованию дома на предмет признания его аварийным и подлежащим расселению. Согласно Постановлению от 20.09.2019 года Главы городского округа Шатура Московской области дом признан аварийным и непригодным для проживания на основании акта обследования помещения от 28.08.2019г. ; заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.08.2019г. . 30 октября 2019 года истец обратился с заявлением к Начальнику управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Шатура и Рошаль ФИО18 об установление факта невозможности дальнейшего проживания в <адрес> на основании Постановления от 20.09.2019 года Главы городского округа Шатура. 22 ноября 2019 года (исх. от 22.11.2019), в ответ на обращение об установление факта невозможности проживания получаю отказ. 04 декабря 2019 года истец обратился с заявлением в Щелковскую городскую прокуратуру о защите моих жилищных прав. 27 декабря 2019 года в ответ на заявление истца Щелковская городская прокуратура рекомендовала обратиться для рассмотрения вопроса о признание нуждающимся в обеспечение жильем по основаниям, перечисленным в ст. 8 ФЗ-159, в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Лосино-Петровский, Фрязино и Щелково для включения в соответствующий список. 08 февраля 2020 года через МФЦ городского округа Щелково, предварительно уточнив перечень необходимых документов у сотрудников органов опеки и попечительства г. Щелково, подано заявление о включение в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес>. 26 февраля 2020 года, согласно Распоряжению от 26.02.2020 в ответ на мое заявление о включение в список нуждающихся в обеспечение жилым помещением мне приходит отказ, в связи с отсутствием оснований в <адрес> по обеспечению жилым помещением.

На основании изложенного, истец просит: признать отказ Министерства образования Московской области по Щёлковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский, Фрязино и Щелково во включение в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> незаконным; обязать Министерство образования Московской области по Щёлковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский, Фрязино и Щелково включить в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес>

В судебном заседании истец Разумовский Д.И. поддержал исковые требования по указанным основаниям. Просит иск удовлетворить. Считает свои жилищные права нарушенными ответчиком.В судебном заседании представитель ответчика Громова Л.Е., действующая на основании доверенности (копия в деле), иск не признала, поддержала письменные возражения, представленные в материалах дела, просит отказать в удовлетворении исковых требований, как необоснованных, противоречащих нормам действующего законодательства.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта, невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

В соответствие с п. 3 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1 и 2 ст. 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 г. N 248/2007-03 "О представлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 года N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Единственным критерием, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо фактическое постоянное место жительства этих лиц. Указанная точка зрения изложена в обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 года, высказанная по затронутому вопросу.

Из материалов дела усматривается, стороны не оспаривали в судебном заседании, что Разумовский Д.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, до 2013 года относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Главы Щелковского района Московской области от 03.10.2003 года над Разумовским Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека его тетей, ФИО7. На момент установления опеки и по настоящее время истец имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 14.03.2006 года установлен юридический факт, что Разумовский Д.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Решение вступило в законную силу 24.03.2006 года.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 19.04.2019 года, ФИО12 является 100 %собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

По достижению совершеннолетия в соответствии с действующим в то время законодательством истец обращался в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района для признания его нуждающимся и постановке на очередь для обеспечения его жилым помещением. Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 31.10.2008 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося и постановке на очередь для обеспечения его жилым помещением, в связи с тем, что он является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.

В 2010 году ФИО12 обращался в Щелковский городской суд с исковым заявлением к Администрации Щелковского муниципального района о признании нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Определением Щелковского городского суда от 10.03.2010 года (судья ФИО20) иск возвращен заявителю для устранения недостатков.

В феврале 2020 года Разумовский Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Лосино-Петровский, Фрязино, Щёлково с письменным заявлением о включении его в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>

Его заявление и представленные им документы были рассмотрены 19.02.2020 года на Комиссии по формированию Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городских округах Лосино – Петровский, Фрязино, Щёлково Московской области. Комиссия установила: отказать Разумовскому Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно зарегистрированному в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого он является. Заявитель не представил на рассмотрение нормативно правовые - документы на подтверждение нереализованного им права и основания для обеспечения жилым помещением за счёт субвенции из бюджета Московской области в <адрес>.

01.01.2013г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии со ст. 8 которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Московской области, от 29.12.2007 № 248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

По новому закону № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилыми помещениями за счет субвенции обеспечиваются лица из числа детей-сирот, если они имели право на обеспечение жилыми помещениями до достижения ими 23 лет и не воспользовались своим правом. На сегодняшний день Разумовский ФИО30 достиг возраста <данные изъяты>

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», во исполнение приказа Министерства образования Московской области от 22.07.2015 №3814 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений» и учитывая рассмотренные документы установлено, что Разумовский ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет право на обеспечение жилым помещением за счёт средств бюджета Московской области по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, в связи с чем, нет оснований для включения его в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе Щёлково. Поскольку

    На основании вышеизложенного, требования истца подлежат отклонению, как необоснованные.

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

    В удовлетворении исковых требований Разумовского ФИО32 признать отказ Министерства образования Московской области по Щёлковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский, Фрязино и Щелково во включение в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> незаконным; обязать Министерство образования Московской области по Щёлковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский, Фрязино и Щелково включить в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> – отказать

    Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

    Судья Э.В. Адаманова

2-2791/2020 ~ М-1833/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Разумовский Дмитрий Игоревич
Ответчики
Управление опеки и попечительства министерства образования МО по ЩМР, городским округам Лосино-Петровский и Фрязино
Другие
Администрация Шатурского муниципального района МО
Управление опеки и попечительства министерства образования МО по городским округам Шатура и Рошаль
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Адаманова Элла Вячеславна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2020Подготовка дела (собеседование)
01.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2020Дело оформлено
08.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее